Государственная политика в области охраны здоровья матери и ребенка – долгосрочные перспективы развития

Сухих Г.Т., Шувалова М.П., Фролова О.Г., Ратушняк С.С., Гребенник Т.К., Рябинкина И.Н., Долгушина Н.В.

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Представить наиболее важные направления государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка в России.
Материал и методы. Нормативно-правовые документы Российской Федерации 2007–2012 гг.
Результаты исследования. Составлен перечень основных законодательных актов, определяющих долгосрочную государственную политику в области охраны здоровья матери и ребенка. Выделены основные стратегические направления государственной программы «Развитие здравоохранения» и подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка». Представлено описание системы мер по снижению репродуктивных потерь в экономически развитых странах.
Заключение. Современная государственная политика России в области охраны здоровья матери и ребенка в своей долгосрочной перспективе направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям; совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной и фетальной хирургии; снижение уровня первичной инвалидности детей, а также профилактику и снижение количества абортов.

Ключевые слова

государственная политика
охрана здоровья матери и ребенка
целевые индикаторы
стратегия развития здравоохранения
перинатальная смертность
материнская смертность

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер [1]. Государственная политика в сфере здравоохранения является одним из приоритетных векторов развития страны. Только за последние несколько лет Президентом и Правительством Российской Федерации (РФ) были обозначены основные направления развития российского здравоохранения, представленные в следующих документах:

Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р «Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития, основные приоритеты в период 2013–2020 гг. включают: формирование здорового образа жизни; внедрение инновационных технологий в здравоохранении; решение проблем кадрового обеспечения.

В результате осуществления всех мероприятий планируется выйти на уровень развитых стран по основным индикаторам, характеризующим здоровье населения, ряд из которых представлены в табл. 1.

Таблица 1. Этапы достижения целевых показателей здоровья населения РФ до 2020 г.

Особое внимание следует обратить на утвержденную в конце 2012 г. государственную программу «Развитие здравоохранения» (далее – Программа), которая обобщила все стратегические цели развития здравоохранения, мероприятия, направленные на достижение, а также их финансовое обеспечение на период до 2020 г.

Стратегической целью данной государственной Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Программа охватывает действия, обеспечивающие как «догоняющее» развитие отрасли, так и эволюцию отечественной системы охраны здоровья в соответствии с мировыми тенденциями. В результате должна произойти смена парадигмы от «системы диагностики и лечения» к «охране здоровья» на популяционном и групповом уровне. Наряду с этим активно будет развиваться и внедряться персонализированная медицина, основанная на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработку персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирование на предрасположенность к болезням, профилактику, объединение диагностики с лечением и мониторинг лечения.

Ожидается прогрессивное развитие медицинской науки, увеличение числа биомедицинских научных исследований, создание новых информационных и интеллектуальных компьютерных систем, развитие критических технологий: биомедицинских, геномных, прогеномных и постгеномных, клеточных, биоинформационных, биоинженерных, мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения, снижения потерь от социально значимых заболеваний.

Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа: 2013–2015 гг. – этап структурных преобразований, 2016-2020 гг. – этап развития инновационного потенциала здравоохранения. Предстоит решить следующие задачи:

обеспечение приоритета профилактики и развитие первичной медико-санитарной помощи;

повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;

повышение эффективности службы родовспоможения и детства;

развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно- курортного лечения;

обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных;

обеспечение высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

повышение роли России в глобальном здраво- охранении;

повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охра- ны здоровья;

медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения;

обеспечение системности организации охраны здоровья.

Общий бюджет Программы составит более 6 триллионов рублей. Каждая из представленных задач выделяется в отдельную Подпрограмму с установленным объемом бюджетных ассигнований на весь период 2013–2020 гг. Две трети от всех финансовых средств будут обеспечивать реализацию первых трех задач Программы в рамках соответствующих Подпрограмм:

Подпрограмма № 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» – 31% общего объема финансовых средств;

Подпрограмма № 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» – 24%;

Подпрограмма № 3 «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» – 14%.

ВОЗ еще в 1948 г. провозгласила здоровье детей и женщин одним из приоритетов своей деятельности. И по сей день данная область остается первоочередной задачей национальной стратегии здравоохранения любого государства.

В нашей стране создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, улучшение состояния здоровья детей и матерей, снижение материнской, младенческой и детской смертности, снижение уровня вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку – это основные стратегические цели развития в области охраны здоровья матери и ребенка, кото- рые включены в соответствующую Подпрограмму № 4 с объемом финансирования 178,3 млрд руб. (3% общего бюджета Программы).

Ожидаемые результаты на каждом этапе реализации Подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка» представлены в табл. 2.

Таблица 2. Этапы достижения целевых показателей Подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка» до 2020 г.

Большое внимание в последние годы уделялось совершенствованию службы родовспоможения путем формирования и укрепления трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров. В 2013–2015 гг. планируется строительство двух федеральных и 8 региональных перинатальных центров. Одновременно будет проводиться целенаправленная работа по совершенствованию организации их деятельности – формирование потока беременных, рожениц и новорожденных, обеспечение взаимосвязи с акушерскими и педи- атрическими учреждениями субъекта РФ, организация повышения квалификации сотрудников, разработка единых протоколов, а также создание системы мониторинга деятельности перинаталь- ных центров. Эти мероприятия в целом позволят повысить эффективность трехуровневой системы в достижении целевых показателей материнской, перинатальной и младенческой смертности.

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка позволит предупреждать рождение детей с аномалиями развития, дифференцированно подходить к подбору оптимального учреждения для родоразрешения беременной и неотложному оказанию помощи ее ребенку. Комплексная пренатальная диагностика, представляющая перспективное направление медицинской генетики и включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно-генетические, цитогенетические исследования, секвенирование) будет смещена в первый триместр беременности.

Развитие неонатального скрининга позволит расширить перечень скринируемых заболеваний и перейти на новые современные технологии (например, тандемная масс-спектрометрия и др.).

Ожидается широкое внедрение в практику учреждений родовспоможения и детства современных технологий выхаживания и реабилитации недоношенных детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела. Наряду с организацией реанимационных коек для новорожденных в регионах, испытывающих их дефицит, предусматривается укрепление материально-технической базы отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных и отделений патологии новорожденных и недоношенных детей.

Создание и развитие центров медико-социальной поддержки, в которых будут оказывать медико-социальную и психологическую помощь не только беременным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, но и женщинам, подвергшимся психофизическому насилию, потерявшим родных и близких, имеющим детей-инвалидов, женщинам-инвалидам, одиноким матерям с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетним матерям и пр., позволит снизить общее число абортов, а также сохранить репродуктивное здоровье женщин наиболее уязвимых слоев общества.

Представленный комплекс мероприятий во многом согласуется с основными мировыми стратегиями снижения репродуктивных потерь.

Ежегодно в мире умирает 7,2 млн детей в возрасте до 5 лет, из них 2,2 млн – в 0–6 дней, 0,7 млн – в 7–27 дней, 2,1 млн – от 28 дней до 1 года и 2,2 млн – в 1–4 лет. В экономически развитых странах уровень ранней неонатальной смертности (0–6 дней) в 2011 г. составил 2,6 на 1000 родившихся живыми, поздней неонатальной смертности (7–27 дней) – 0,8 на 1000 родившихся живыми [2]. По данным официальной статистики, в России показатель ранней неонатальной смертности в 2011 г. был равен 2,67 на 1000 родившихся живыми, поздней неонатальной смертности – 1,53 на 1000 родившихся живыми.

Обращает на себя внимание, что показатель мертворождаемости часто выпадает из поля зрения мировых и национальных приоритетов здравоохранения. Вместе с тем в мире ежегодно, начиная с 3-го триместра беременности, регистрируется не менее 2,6 млн случаев мертворождений, из них 98% приходятся на страны с низким и средним уровнем дохода населения. При этом считается, что в экономически развитых странах, в которых показатель мертворождаемости колеблется в пределах от 2 до 4 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (при регистрации от 500 г и более или 22 недель гестации и более), еще сохраняется возможность его дальнейшего снижения [3].

В России в 2011 г., на рубеже перехода на регистрацию рождений в соответствии с критериями ВОЗ, начиная с 500 г, показатель мертворождаемости был равен 4,49 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Патология плаценты и инфекции, приводящие к преждевременным родам, определяют большую часть мертворождений, особенно антенатальных, удельный вес которых в развитых странах достигает 84% [4]. Считается, что понижение порога регистрации рождений детей с 28 недель гестации до 22 недель приводит к 40% росту числа регистрируемых мертворождений [5, 6].

Проблема выравнивания разбросов показателей внутри страны в развитых странах решается путем повышения уровня жизни и образования женщин. Избыточная масса тела, ожирение и курение женщин выступают в роли главных модифицируемых факторов риска мертворождений и неонатальных потерь, наряду с возрастом матери старше 35 лет. В настоящее время в экономически развитых странах предпринимаются активные меры по снижению влияния вышеперечисленных факторов риска на репродуктивные потери. Основные направления определяют действия по обеспечению всех женщин надлежащей преконцепционной и качественной антенатальной помощью, общедоступными программами отказа от курения во время беременности, по разъяснению рисков отложенного материнства. Наряду с этим широко внедряются национальные программы перинатального аудита, направленные на улучшение качества акушерской и неонатальной помощи [4, 7, 8].

Снижение уровня материнской смертности в развитых странах, произошедшее в XX в., связывают как с общим социально-экономическим улучшением положения, так и с повышением доступности и качества медицинской помощи, в том числе акушерской [9]. Уровень материнской смертности, по различным оценкам, в развитых странах составил от 14 до 18 на 100 000 выжив- ших [2, 10, 11]. По данным систематического обзора исследований, опубликованных в 1970–2007 гг., прямые акушерские причины составляли 69,4%, среди которых преобладали кровотечения. На долю непрямых причин приходилось 28,6%, среди которых доминировали сердечно-сосудистые заболевания [12]. По данным официальной статистики, в России в 2011 г. материнская смертность составила 16,2 на 100 000 выживших.

Возраст женщины, социально-экономическое положение, паритет беременности и ожирение – основные факторы риска, профилактика которых необходима для успешного предотвращения смертельных исходов.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, ключевым в решении проблемы материнской смертности является наличие доступной и качественной антенатальной и экстренной акушерской медицинской помощи, а также программ по планированию семьи [13].

Однако подходы к реализации данных рекомендаций зависят от конкретных условий. В отличие от развивающихся стран, где основным препятствием для достижения минимально возможного уровня материнской смертности является элементарное отсутствие или недостаток ресурсов и низкий уровень социально-экономического положения населения, проблема развитых стран заключается в неэффективном использовании имеющихся ресурсов. По данным ряда исследований, проведенных в Европе и США, было установлено, что там предотвратимы от 30 до 60% материнских смертей [14–16], и что проблема в большей степени заключается не в отсутствии знаний и технологий, необходимых для их предотвращения, а в недостатках организации и управления. Для поиска и устранения причин и факторов, приведших к материнской смерти, необходимо проводить регулярный и систематический анализ, так называемый аудит. Аудит определяют как методологическое и детальное изучение [17]. Сегодня в большинстве развитых стран внедрены системы мониторинга и анализа материнской смертности для получения информации об ее причинах, факторах риска и для оценки предотвратимости. Самой известной является система, существующая в Великобритании, – конфиденциальные расследования случаев материнской смерти.

Обобщение и анализ всей информации, полученной в ходе проведения такого аудита, позволяет понять, какие организационные меры могли бы сократить материнские потери. Рекомендации, публикуемые по результатам такого рода исследований и направленные на улучшение качества медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, уже доказали свою эффективность. Кокрановский обзор «Аудит и обратная связь: влияние на профессиональное поведение и исходы» показал, что аудит действительно эффективен для изменения поведения работников здравоохранения, для повышения качества медицинской помощи [18].

Политика системы здравоохранения в отношении снижения репродуктивных потерь в экономически развитых странах выделяет три стратегических направления:

улучшение здоровья женщин до, во время и после беременности;

выявление и лечение женщин с высоким риском;

повышение качества информации, разработка стандартов оказания медицинской помощи женщинам, а также внедрение программ аудита перинатальной и материнской смертности.

Научные исследования проводятся в направлении изучения основных механизмов, позволяющих на ранних этапах выявлять и лечить женщин с повышенным риском.

Таким образом, современная государственная политика России в области охраны здоровья матери и ребенка в своей долгосрочной перспективе направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; развитие специализированной медицинской помощи матерям и детям; совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики, неонатальной и фетальной хирургии; снижение уровня первичной инвалидности детей; профилактику и снижение количества абортов; увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар «мать-дитя» в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекции.

Список литературы

1. Козбаненко В.А., ред. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. т.1. М.: Статус; 2002: 204-5.
2. Lozano R., Wang H., Foreman K.J., Rajaratnam J.K., Naghavi M., Marcus J.R. et al. Progress towards Millennium Development Goals 4 and 5 on maternal and child mortality: an updated systematic analysis. Lancet. 2011; 378 (9797): 1139–65.
3. Lawn J.E., Blencowe H., Pattinson R., Cousens S., Kumar R., Ibiebele I. et al. Stillbirths: Where? When? Why? How to make the data count? Lancet 2011; 377(9775): 1448-63.
4. Flenady V., Middleton P., Smith G.C., Duke W., Erwich J.J., Khong T.Y. et al. Stillbirths: the way forward in high-income countries. Lancet. 2011; 377 (9778): 1703-17.
5. Smith G.C., Fretts R.C. Stillbirth. Lancet. 2007; 370 (9600): 1715–25.
6. Goldenberg R.L., McClure E.M. Reducing intrapartum stillbirths and intrapartum-related neonatal deaths. Int. J. Gynaecol. Obstet. 2009; 107(Suppl. 1): S1–3.
7. Tanaka S., Stock S.J., Yamamoto Y., Kondejewski J., Olson DM. Understanding perinatal mortality. Obstet. Gynaecol. Reprod. Med. 2010; 20(11): 317-22.
8. Straney L.D., Lim S.S., Murray C.J. Disentangling the effects of risk factors and clinical care on subnational variation in early neonatal mortality in the United States. PLoS One. 2012; 7(11): e49399.
9. Gurina N.A., Vangen S., Forsén L., Sundby J. Maternal mortality in St. Petersburg, Russian Federation. Bull. World Health Organ. 2006; 84(4): 283–9.
10. Trends in maternal mortality: 1990 to 2010. Estimates developed by WHO, UNICEF, UNFPA and The World Bank. Geneva: WHO; 2012. 59 p.
11. Hogan M.C., Foreman K.J., Naghavi M., Ahn S.Y., Wang M., Makela S.M. et al. Maternal mortality for 181 countries, 1980–2008: a systematic analysis of progress towards Millennium Development Goal 5. Lancet. 2010; 375 (9726): 1609–23.
12. Rossi A.C., Mullin P. The etiology of maternal mortality in developed countries: a systematic review of literature. Arch. Gynecol. Obstet. 2012; 285: 1499–503.
13. WHO Recommended interventions for improving maternal and newborn health. Geneva: WHO; 2009. 7 p.
14. Farquhar C., Sadler L., Masson V., Bohm G., Haslam A. Beyond the numbers: classifying contributory factors and potentially avoidable maternal deaths in New Zealand, 2006 –2009. Am. J. Obstet. Gynecol. 2011; 205(4): 331; e1-8.
15. Cantwell R., Clutton-Brock T., Cooper G., Dawson A., Drife J., Garrod D. et al. Saving Mother’ Lives: Reviewing maternal deaths to make motherhood safer: 2006-2008. The Eighth Report of the Confidential Enquiries into Maternal Deaths in the United Kingdom. Br. J. Obstet. Gynaecol. 2011; 118 (Suppl. 1): 1–203.
16. Geller S.E., Cox S.M., Callaghan W.M., Berg C.J. Morbidity and mortality in pregnancy: laying the groundwork for safe motherhood. Women Health Issues. 2006; 16: 179-88.
17. Brown L., ed. The New Shorter Oxford English Dictionary. vol.1-2. Oxford: Clarendon Press; 1993.
18. Jamtvedt G., Young J.M., Kristoffersen D.T., O’Brien M.A., Oxman A.D. Audit and feedback: effects on professional practice and health care outcomes. Cochrane Database Syst. Rev. 2006; (2): CD000259.

Об авторах / Для корреспонденции

Сухих Геннадий Тихонович, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, директор ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4

Шувалова Марина Петровна, кандидат медицинских наук, заведующая отделом медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-69-48. E-mail: m_shuvalova@oparina4.ru

Фролова Ольга Григорьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-69-48. E-mail: o_frolova@oparina4.ru

Ратушняк Светлана Сергеевна, научный сотрудник, отдел научного планирования и аудита Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-69-48. E-mail: s_ratushnyak@oparina4.ru

Гребенник Татьяна Константиновна, младший научный сотрудник отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: t_grebennik@oparina4.ru

Рябинкина Ирина Николаевна, младший научный сотрудник отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-69-48. E-mail: i_ryabinkina@oparina4.ru

Долгушина Наталия Витальевна, доктор медицинских наук, руководитель службы научно-организационного обеспечения – заведующая отделом научного планирования и аудита ФГБУ НЦ АГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Моска, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (903) 960-83-42. E-mail: n_dolgushina@oparina4.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.