Возможности ультразвуковой диагностики пороков развития желудочно-кишечного тракта плода. Часть 1.

Демидов В.Н., Машинец Н.В.

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Врожденные аномалии желудочно-кишечного тракта являются одной из наиболее частых патологий развития плода. В статье представлены популяционная частота этих аномалий, подробно описаны эхографические признаки атрезии пищевода и желудка, удвоения различных отделов желудочно-кишечного тракта, микрогастрия и аномальное расположение желудка. Сообщается о сроках выявления и точности диагностики различных пороков желудочно-кишечного тракта. Приводятся данные о частоте встречаемости, характере сопутствующих пороков развития и хромосомной патологии. Значительное место уделено решению вопроса в отношении целесообразности сохранения или прерывания беременности, наиболее рациональной тактике ведения беременности, сроках и методах родоразрешения, выборе оптимальных методов лечения новорожденных в постнатальном периоде и прогнозе их дальнейшего развития.

Ключевые слова

эхография
плод
аномалии развития желудочно-кишечного тракта
пренатальная диагностика

Врожденные аномалии желудочно-кишечного тракта являются одной из наиболее частых патологий развития плода. Однако в ряде случаев их диагностика представляет значительные трудности. Это приводит к тому, что несовместимый с жизнью порок может оказаться вообще нераспознанным или распознанным в поздние сроки беременности, а корригируемый – устанавливается уже после рождения ребенка, что может значительно снижать эффективность проводимого лечения. Наряду с этим недостаточное знакомство практических врачей с возможностями современной медицины в ряде случаев приводит к тому, что при некоторых корригируемых пороках развития производится неоправданное прерывание беременности, в то время как при других она необоснованно сохраняется. Кроме того, нередко не учитывается возможность сочетания основного порока с хромосомной патологией, а также с другими отклонениями в развитии, которые могут впервые выявляться в более поздние сроки беременности и иметь даже худший прогноз, чем выявленное ранее заболевание. Именно решению этих важных вопросов и посвящена настоящая работа.

Пороки развития пищевода

Атрезия пищевода

Атрезия пищевода представляет собой отсутствие его сегмента и в 80–90% случаев сопровождается развитием трахеопищеводной фистулы. Частота атрезии пищевода составляет в среднем 2–3 случая на 10 000 живорожденных [1].

Пренатальная диагностика бессвищевой формы атрезии пищевода основывается на косвенных эхографических признаках: отсутствие визуализации желудка, спавшиеся петли кишечника, выраженное многоводие. Точность диагностики этой формы атрезии пищевода довольно высока и превышает 90% [1–4]. Однако наличие трахеопищеводной фистулы позволяет амниотической жидкости попадать в желудок [1] и в некоторых случаях он может иметь почти нормальные размеры, а многоводие быть выражено незначительно. Наиболее характерным признаком атрезии пищевода является выявление периодически наполняющегося и опорожняющегося слепо заканчивающегося проксимального отдела пищевода плода, обусловленное его глотательными движениями и выплевывание околоплодных вод [5, 6] (рис. 1А, В, C). Однако в связи с тем, что выявление данного признака требует значительных затрат времени, он применяется довольно редко и, следовательно не способствует повышению точности диагностики.

Правильная диагностика свищевой формы атрезии пищевода оказывается возможной только у 9–11% плодов [2, 7]. Большинство авторов [1, 2] сообщают о поздней диагностике атрезии пищевода – в конце второго, в третьем триместре беременности.

Наиболее часто встречаются сочетания атрезии пищевода с пороками развития желудочно-кишечного тракта, сердца, мочеполовой системы и скелетными аномалиями [1, 2, 8].

Послеоперационная выживаемость детей варьирует в пределах 25–75%. Довольно часто наблюдаются случаи послеоперационных осложнений, таких как несостоятельность и стриктуры анастомоза, свищи, трахеомаляция и другие [2, 9].

Нами прослежен исход беременности у 20 плодов, из них в 16 случаях диагноз атрезии пищевода был установлен внутриутробно и в 4 – после рождения ребенка. Внутриутробный диагноз подтвержден после рождения у 12 (60%) из 16 новорожденных, в 5 случаях имела место свищевая форма, в 7 – бессвищевая. Ошибочный диагноз свищевой формы атрезии пищевода поставлен у 4 плодов (20%). В 4 случаях (20%) атрезия пищевода не была диагностирована внутриутробно, во всех этих наблюдениях имела место свищевая форма атрезии с большим трахеопищеводным свищем.

Средний срок диагностики в наших наблюдениях был равен 33 неделям. Наиболее ранний срок выявления данной патологии составил 25 недель.

Сопутствующие отклонения в развитии имели место у 8 из 16 плодов (50%), из них у 5 – со свищевой формой атрезии пищевода. В наших наблюдениях данный порок сочетался с атрезией двенадцатиперстной кишки, пороками развития головного мозга, синдромом Гольденхара, синдромом Дауна и входил в состав VACTERL-ассоциации. Прерывание беременности произведено в 1 случае. Внутриутробная гибель плода наступила в 2 наблюдениях. Все 13 детей, родившихся живыми, прооперированы. Выживаемость новорожденных после оперативного лечения составила 92% (12 детей).

Примечание: Ассоциация VACTERL — группа сочетанных аномалий развития. Название VACTERL составлено из первых букв пороков, входящих в состав синдрома:

V (англ. Vertebral anomalies) — аномалии позвоночника (70%),

А (англ. Anal аtresia) — атрезия ануса (55%),

С (англ. Cardiovascular anomalies) — дефекты перегородок и другие пороки сердца (75%),

ТЕ (англ. Tracheo-esophageal fistula) — трахеопищеводный свищ с атрезией пищевода (70%),

R (англ. Renal defects) — аномалии почек (50%) — агенезия, дисплазия, гидронефроз; единственная пупочная артерия,

L (англ. Limb defects) — дефекты лучевой кости — гипоплазия I пальца или лучевой кости, преаксиальная полидактилия и синдактилия (70%).

Удвоение пищевода

Удвоение пищевода является довольно редкой патологией и составляет 20% всех удвоений желудочно-кишечного тракта [10, 11]. Клинические проявления удвоения пищевода могут обнаруживаться уже в периоде новорожденности, вызывая дыхательную недостаточность [10].

Сложности пренатальной диагностики данной аномалии обусловлены ее редкостью и отсутствием характерных эхографических признаков. Выявление в грудной полости плода полностью анэхогенного округлой формы различных размеров кистозного образования, в ряде случаев смещающего органы средостения, позволяет заподозрить данную патологию (рис. 2). Лечение удвоения пищевода заключается в резекции дупликационной кисты [10, 12].

В наших наблюдениях удвоение пищевода встретилось только у двух плодов в сроке беременности 34 и 38 недель. Предположение о наличии данной патологии было высказано только в одном случае. При ультразвуковом исследовании в грудной полости в одном из этих случаев определялось полностью анэхогенное округлое жидкостное образование диаметром 1,9 см, в другом – образование имело те же эхографические характеристики, но было овальной формы, его размеры составляли 4,9×4,2×4,0 см. Оба новорожденных прооперированы через несколько дней после рождения. Послеоперационный период протекал без осложнений. Оба ребенка выписаны домой в удовлетворительном состоянии.

Пороки развития желудка

Микрогастрия

Микрогастрия является крайне редкой патологией, популяционная частота которой не установлена. Она характеризуется малыми анатомическим размерами органа. У новорожденных данная патология обычно проявляется рано возникающими рвотами или гастроэзофагальным рефлюксом, нарушениями питания и задержкой развития [13].

Возможны сочетания микрогастрии с пороками трахеи, желудочно-кишечного тракта, аспленией, аплазией желчного пузыря, обратным расположением органов, атрезией заднего прохода и влагалища, аномалией скелета [12, 13].

Диагностика микрогастрии в пренатальном периоде представляет значительные трудности. Последнее обусловлено тем, что размеры желудка у плода варьируют в широких пределах в зависимости от его наполнения на момент исследования [14]. Характерными эхографическими признаками данной патологии являются стойкое уменьшение размеров желудка, умеренное заполнение петель кишечника, отсутствие многоводия. Отдельные сегменты желудка при этом четко не дифференцируются, форма его становится цилиндрической или трубчатой [1, 3] (рис. 3).

В наших наблюдениях микрогастрия встретилась только у одного плода при сроке беременности 34 недели. При эхографическом исследовании было установлено, что желудок плода уменьшен до 1,0 см. Петли кишечника визуализировались умеренно наполненными. Отмечалось нормальное количество околоплодных вод. У плода была также диагностирована гипотрофия I–II степени, асимметричная форма. После рождения предполагаемый диагноз был подтвержден. Кормление начато через зонд капельно с постепенным увеличением. На 25-е сутки жизни ребенок выписан домой в удовлетворительном состоянии.

Удвоение желудка

Удвоение желудка – крайне редко встречающийся порок развития. Частота этой патологии составляет 3,8% всех удвоений желудочно-кишечного тракта [10].

В связи с крайне редкой встречаемостью данного порока правильная его диагностика в антенатальном периоде, как свидетельствуют данные литературы, оказывается практически невозможной. Учитывая отсутствие специфических симптомов в неонатальном периоде, обычно эта патология впервые диагностируется у детей более старшего возраста, в основном при возникновении осложнений [10]. Однако предположить наличие рассматриваемой патологии возможно при обнаружении анэхогенного жидкостного овальной формы образования, интимно примыкающего к желудку при одновременном наличии заполненных петель кишечника и нормальном количестве околоплодных вод (рис. 4).

Лечение данной патологии только хирургическое, предпочтительно радикальное удаление кистозного образования с частью общей стенки желудка и ушивание дефекта [11].

В нашем исследовании удвоение желудка встретилось в двух наблюдениях. В одном из них при сроке беременности 38 недель к нормальному желудку плода интимно прилегало овальной формы образование с однородным анэхогенным содержимым размерами 2,0х2,5х4,9 см. Петли кишечника были равномерно заполнены. Количество околоплодных вод соответствовало норме. На основании проведенных исследований было высказано предположение о наличие удвоения желудка.

Во втором наблюдении у плода с врожденной диафрагмальной грыжей в сроке 38 недель беременности слева в плевральной полости определялся желудок, петли кишечника, селезенка. К желудку интимно прилегало анэхогенное жидкостное образование округлой формы диаметром 1,2 см (ошибочно расцененное как петля кишки). Состояние здоровья ребенка при рождении было расценено как средней тяжести.

После рождения у обоих новорожденных проведена операция удаления дупликационной кисты желудка. Послеоперационный период протекал без осложнений. Оба новорожденных выписаны в удовлетворительном состоянии.

Правостороннее расположение желудка

Правостороннее расположение желудка встречается крайне редко. Популяционная частота данной патологии неизвестна. Установлено, что она довольно часто сочетается с другими патологическими состояниями и может встречаться при situs inversus, visceral situs [15]. Следует отметить, что правостороннее расположение желудка в ряде случаев может являться составной частью так называемого кардиоспленического синдрома. При этом синдроме аномалии сердца обычно представлены тяжелыми пороками [1].

Прогноз жизни при правостороннем расположении желудка чаще неблагоприятный и обычно определяется характером сопутствующей патологии.

В нашем исследовании правостороннее расположение желудка было установлено в одном наблюдении при первом же ультразвуковом исследовании в 33 недели и сочеталось с аспленией и единственным желудочком сердца плода (рис. 5). Наличие в данном случае тяжелой сочетанной патологии определило неблагоприятный исход.

Список литературы

  1. Медведев М.В., ред. Пренатальная эхография. 1-е изд. М.: Реальное Время; 2005. 560с.
  2. Гусева О.И. Ультразвуковая диагностика врожденных пороков развития желудочно-кишечного тракта: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Нижний Новгород; 2006. 44с.
  3. Стыгар А.М. Ультразвуковая диагностика патологии органов пищеварительной системы плода. В кн.: Клиническая визуальная диагностика. вып. 6. М.: Триада-Х; 2005: 23–4.
  4. Адамян Л.В., Демидов В.Н., Гус А.И., Обельчак И.С. Лучевая диагностика и терапия в акушерстве и гинекологии. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012. 656с.
  5. Satoh S., Takashima T., Takeuchi H., Koyanagi T., Nakano H. Antenatal sonographic detection of the proximal esophageal segment: specific evidence for congenital esophageal atresia. J. Clin. Ultrasound. 1995; 23(7): 419–23.
  6. Shulman A., Mazkereth R., Zalel Y., Kuint J., Lipitz S., Avigad I., Achiron R. Prenatal identification of esophageal atresia: the role of ultrasonography for evaluation of functional anatomy. Prenat. Diagn. 2002; 22(8): 669–74.
  7. Haeusler M.C., Berghold A., Stoll C., Barisic I., Clementi M.; EUROSCAN Study Group. Prenatal ultrasonographic detection of gastrointestinal obstruction: results from 18 European congenital anomaly registries. Prenat. Diagn. 2002; 22(7): 616–23.
  8. Лазюк Г.И., Кириллова И.А. Пороки развития органов пищеварения. В кн.: Лазюк Г.И., ред. Тератология человека. М.: Медицина; 1979: 182–208.
  9. Stringer M.D., McKenna K.M., Goldstein R.B., Filly R.A., Adzick N.S., Harrison M.R. Prenatal diagnosis of esophageal atresia. J. Pediatr. Surg. 1995; 30(9): 1258–63.
  10. Wrenn E.L. Удвоение пищеварительного тракта. В кн.: Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия. т.2. СПб.: Пит-Тал; 1997: 98–110.
  11. Brown M.F. Duplication of the intestinal tract. In: Ziegler M.M., Azizkhan R.G., Weber T.R., eds. Operative pediatric surgery. New York: The McGraw-Hill Companies; 2003: 719–29.
  12. Исаков Ю.Ф., Володин Н.Н., Гераськин А.В., ред. Неонатальная хирургия. М.: Династия; 2011. 680с.
  13. Dudgeon D.L. Заболевания желудка. В кн.: Ашкрафт К.У., Холдер Т.М. Детская хирургия. т.1. СПб.: Хардфорд; 1996: 322–41.
  14. Bettelheim D., Deutinger J., Bernaschek G., eds. Fetal sonographic biometry. A guide to normal and abnormal measurements. London: CRC Press; 1997: 110–4.
  15. Флейшер А., Мэнинг Ф., Дженти П., Ромеро Р. Эхография в акушерстве и гинекологии. Теория и практика: Пер. с англ. 6-е изд. ч.1. М.: Видар-М; 2005. 752с.

Об авторах / Для корреспонденции

Демидов Владимир Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения функциональной диагностики ФГБУ НЦАГиП
им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес:117 997, Россия, Москва, ул. Опарина, д.4 . Телефон: 8 (495) 438-25-29
Машинец Наталья Валериевна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения функциональной диагностики ФГБУ НЦАГиП
им. академика В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес:117 997, Россия, Москва, ул. Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-25-29, 8 (906) 795-66-47. E-mail: natashamashinets@yandex.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.