Роль интерлейкина-8 и полиморфизма его гена в формировании наружного генитального эндометриоза у пациенток репродуктивного возраста

Аванесова Т.Г., Левкович М.А., Ермолова Н.В., Палиева Н.В., Петров Ю.А.

1) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, НИИ акушерства и педиатрии, Ростов-на-Дону, Россия; 2) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница №8 г. Ростова-на-Дону», Ростов-на-Дону, Россия; 3) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия
Цель. Изучение продукции интерлейкина (IL)-8 и полиморфизма 251T>A гена IL-8 у пациенток репродуктивного возраста с наружным генитальным эндометриозом (НГЭ).
Материалы и методы. В исследование были включены 71 пациентка с различными стадиями НГЭ и 24 пациентки контрольной группы без эндометриоза. Содержание IL-8 в сыворотке крови и перитонеальной жидкости определяли методом иммуноферментного анализа Bendermedsystems (Austria). Определение аллельных вариантов гена IL-8 проводили методом полимеразной цепной реакции с последующим рестрикционным анализом (ГосНИИгенетика, Москва).
Результаты. Установлено, что для пациенток с I–II стадиями НГЭ было характерно повышение уровня IL-8 в перитонеальной жидкости.
Распределение аллельных вариантов гена IL-8 среди пациенток с различными стадиями НГЭ характеризуется преобладанием генотипов T/T полиморфизма 251T>A.
Заключение. Повышение уровня IL-8 в перитонеальной жидкости, наличие полиморфного маркера 251T>А гена IL-8 ассоциировано с риском развития НГЭ у пациенток репродуктивного возраста.

Ключевые слова

наружный генитальный эндометриоз
ген IL-8
цитокины
полиморфизм

Наружный генитальный эндометриоз (НГЭ) представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной гинекологии. В структуре гинекологической патологии НГЭ занимает 3-е место и поражает до 50% женщин с сохраненной менструальной функцией [1–5]. НГЭ характеризуется дисменореей, диспареунией, хронической тазовой болью и бесплодием, нередко отрицательно влияя на психоэмоциональное состояние женщин, значительно снижая качество жизни [6, 7].

Выраженное негативное влияние НГЭ на качество жизни больных, их репродуктивную функцию, нарушение адаптации больных в обществе, растущие затраты на лечение определяют социальное значение заболевания и важность его изучения [8, 9].

Несмотря на многочисленные теории, описывающие патогенез эндометриоза, существует недостаток знаний о развитии заболевания в организме женщины [10–14]. Значительное внимание в настоящее время уделяется роли иммунной системы в развитии эндометриоза. У больных с генитальным эндометриозом наблюдаются существенные изменения как местных факторов иммунитета, так и иммунологических компонентов в циркулирующей крови [15, 16]. Имеются немногочисленные данные о роли интерлейкина (IL)-8 и полиморфизма его гена при НГЭ [17].

В этой связи целью исследования явилось изучение продукции IL-8 и полиморфизма 251T>A гена IL-8 у пациенток репродуктивного возраста с НГЭ.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 71 пациентка с НГЭ, которые были распределены на две группы: 1-я группа – пациентки с I–II стадиями НГЭ (n=31); 2-я группа – пациентки с III–IV стадиями НГЭ (n=40).

В контрольную группу вошли 24 пациентки, проходившие обследование в отделении оперативной гинекологии НИИАП ФГБОУ ВО «РостГМУ» Минздрава России, которым была проведена диагностическая лапароскопия, исключившая диагноз НГЭ.

Критерии включения пациенток в исследование: репродуктивный возраст 18–49 лет, наличие жалоб на бесплодие и/или болевой синдром, индекс массы тела 18,5–25 кг/м2, нормальная температура тела, лапаро- и гистероскопия с морфологической верификацией диагноза НГЭ.

Критерии исключения из исследования: пубертатный и перименопаузальный возраст пациенток, злокачественные новообразования, тяжелая экстрагенитальная патология в стадии декомпенсации, острые инфекционные заболевания или обострение их хронических форм.

Определение содержания IL-8 в сыворотке крови и перитонеальной жидкости проводили методом иммуноферментного анализа c использованием наборов фирмы Bendermedsystems (Австрия).

Определение аллельных вариантов генов IL-8 проводили методом полимеразной цепной реакции с последующим рестрикционным анализом с помощью коммерческой тест-системы для молекулярно-генетического анализа, разработанной ГосНИИгенетика (Москва).

Статистический анализ

Для формирования базы данных и проведения статистического исследования использовали возможности табличного процессора Excel 2006 и пакетов прикладных программ («Мегастат» и Statistica 6.0). При определении обоснованности различия исследуемых групп применялся критерий Манна–Уитни с поправкой Бонферрони, при использовании которой традиционный уровень ошибки 1 типа делится на количество сравнений. Число пар сравнения рассчитывалось по формуле m=n(n–1)/2, где n – количество групп, поэтому критическая величина уровня значимости (р) в нашем исследовании равна 0,02. Данные представлены в виде медианы (Me) и квартилей Q1 и Q3. Определение статистически значимых различий между сравниваемыми группами по частотам генотипов и аллелей исследуемых генов производили с помощью критерия Фишера или χ2 по стандартной формуле.

Результаты и обсуждение

При выполненной лапароскопии частота эндометриоидных кист в нашем исследовании оказалась наиболее высокой и составила 66,2%, что подтверждает несвоевременность диагностики эндометриоза яичников. Поверхностные очаги эндометриоза на яичниках были обнаружены в 23,9% случаев. На брюшине малого таза эндометриоз был обнаружен: в 71,8% случаев – в прямокишечно-маточном углублении, в 57,7% – на крестцово-маточных связках, тогда как в пузырно-маточном пространстве – в 40,8% случаев.

При проведении гистероскопий гиперпластический процесс эндометрия имел место в одинаковом проценте случаев (70%) в обеих клинических группах с НГЭ и был гистологически подтвержден. В результатах морфологического исследования преобладала простая гиперплазия без атипии.

При гистологическом исследовании удаленных во время операции эндометриоидных гетеротопий было обнаружено, что частота выявления фиброза и склероза у пациенток 2-й группы (с III–IV стадией НГЭ) была статистически значимо выше, чем у пациенток 1-й группы (с I–II стадией НГЭ) – 28/40 (70%) против 4/31 (12,9%), р=0,01, что, по-видимому, является исходом воспалительного процесса. Также имеет значение статистически значимое увеличение частоты выявления таких показателей, как гемосидероз – 31/40 (77,5%) и ангиоматоз – 15/40 (37,5%) у пациенток с тяжелыми формами НГЭ (2-я группа) по сравнению с пациентками с I–II стадиями НГЭ (1-я группа) – 4/31 (12,9%) и 1/31 (3,2%) соответственно (p=0,01), что свидетельствует о прогрессировании заболевания.

Провоспалительные цитокины являются основными медиаторами и коммуникаторами иммунной системы, инициируют и усиливают воспалительные ответы на инфекцию или травму, способны рекрутировать иммунные клетки в места повреждения и стимулировать их к синтезу дополнительных цитокинов.

Дисрегуляция цитокинов может считаться важным аспектом патогенеза эндометриоза. Однако их роль в выживании эндометриоидных поражений остается недостаточно понятной. Частично это связано с тем, что эти модуляторы представляют собой плейотропные белки, которые обладают разнообразными функциями.

Важными факторами, участвующими в воспалении, связанном с эндометриозом, являются хемокины, в частности, IL-8. IL-8 индуцирует хемотаксис нейтрофилов и других иммунных клеток, а также является мощным ангиогенным агентом, принимает участие во всех процессах развития заболевания: адгезии, инвазии, имплантации эктопической ткани. Кроме того, IL-8 играет роль в росте и поддержании внематочной ткани эндометрия, напрямую влияя на пролиферацию клеток эндометрия. IL-8 может также защищать эктопические клетки от гибели в результате апоптоза [18, 19].

Результаты изучения медианных значений IL-8 в исследуемых группах представлены в таблице.

126-1.jpg (67 KB)

У женщин в 1-й группе (на ранних стадиях эндометриоза) по сравнению с контрольной и 2-й группами отмечается статистически значимое повышение содержания IL-8 в перитонеальной жидкости (р=0,01), причем показатели в 1-й группе превышали показатели во 2-й группе в 1,5 раза (р=0,01) (табл.). В сыворотке крови статистически значимых различий между группами выявлено не было.

Согласно современным представлениям, патогенез эндометриоза может быть связан с экспрессией воспалительных медиаторов, индукцией иммунного ответа, а уровень их экспрессии зависит от аллельного варианта гена в генотипе. Особое значение приобретает исследование генов, кодирующих сигнальные молекулы и обуславливающих согласованную работу различных систем и органов [20–22].

Поскольку IL-8 способствует пролиферации и адгезии клеток эндометрия и ангиогенезу, избыток этого цитокина может приводить к росту эндометриоидных очагов и локальной неоваскуляризации. В этой связи было интересно изучить зависимость риска развития эндометриоза от наличия полиморфизма в гене IL-8. Результаты изучения частоты полиморфизма 251T>A гена IL-8 у пациенток представлены на рисунке.

При исследовании распределения полиморфизма 251T>A гена IL-8 нами не было выявлено статистически значимых различий между пациентками 1-й и 2-й групп.

При анализе частоты генотипа Т/Т гена IL-8 выявлено, что в 1-й и 2-й группах по сравнению с контрольной группой он встречался статистически значимо чаще – в 9,3 и 10,7 раза соответственно, χ2=8,94 (р=0,01) и χ2= 8,94 (р=0,01).

При исследовании полиморфизма 251T>A установлено, что у пациенток с НГЭ частота аллеля А была статистически значимо ниже, а аллеля Т – выше, чем в контрольной группе (χ2=7,52 при р=0,007, OШ=2,9 (95% ДИ 1,35;6,5) и χ2=15,23 при p=0,01, OШ=4,4 (95% ДИ 2,05;9,45) соответственно) (рис. 1).

127-1.jpg (79 KB)

НГЭ является одним из наиболее распространенных гинекологических заболеваний, поражающих женщин репродуктивного возраста, связан с повышением уровня провоспалительных цитокинов в перитонеальной среде.

Мы обнаружили, что уровень IL-8 повышается в перитонеальной жидкости женщин, преимущественно с I–II cтадией эндометриоза. Наши результаты указывают на локальную дисрегуляцию IL-8 на ранних стадиях эндометриоза. Повышение уровня IL-8 может приводить к развитию пролиферации эндотелиальных клеток, ингибированию процессов апоптоза [23]. IL-8 может выступать в качестве аутокринного фактора роста в эндометрии и способствует порочному кругу прикрепления клеток эндометрия, что может привести к трансформации из острой стадии воспаления в хроническую. Полученные данные указывают на решающее участие IL-8 в формировании эндометриоидных поражений. Поскольку IL-8 способствует пролиферации и адгезии клеток эндометрия и ангиогенезу, избыток этих цитокинов может способствовать росту и локальной неоваскуляризации. Мы предположили, что полиморфизм гена IL-8, ассоциированный с повышенной продукцией этого цитокина, может играть роль в росте и поддержании эктопической ткани эндометрия, детерминируя более выраженную воспалительную реакцию.

Полученные данные показывают, что распределение аллельных вариантов генов IL-8 среди пациенток с различными стадиями НГЭ характеризуется преобладанием генотипов T/T полиморфизма 251T>A. Таким образом, выявление носительства полиморфизма 251T>A гена IL-8 может служить маркером повышенного риска развития эндометриоза у пациенток репродуктивного возраста.

Заключение

Повышение уровня IL-8 в перитонеальной жидкости, наличие полиморфного маркера 251T>A гена IL-8 ассоциировано с риском развития НГЭ у пациенток репродуктивного возраста.

Список литературы

  1. Адамян Л.В., Фархат К.Н., Макиян З.Н., Савилова А.М. Молекулярно-биологическая характеристика эутопического эндометрия (обзор литературы). Проблемы репродукции. 2015; 21(5): 8-16.
  2. Коган Е.А., Акопова Е.О., Унанян А.Л. Бесплодие при эндометриозе: краткий очерк современных представлений. Пространство и время. 2017; 1: 251-9.
  3. Ермолова Н.В., Друккер Н.А., Погорелова Т.Н., Слесарева К.В., Томай Л.Р., Маркарьян И.В., Трушина С.А. Молекулярно-биологические технологии в диагностике и дифференцированном подходе к лечению эндометриоза. Журнал акушерства и женских болезней. 2016; 65 (Приложение): 8-10.
  4. Wimberger P., Grübling N., Riehn A., Furch M., Klengel J., Goeckenjan M. Endometriosis – a chameleon: patients’ perception of clinical symptoms, treatment strategies and their impact on symptoms. Geburtshilfe Frauenheilkd. 2014; 74(10): 940-6. https://dx.doi.org/10.1055/s-0034-1383168.
  5. Rogers P.A.W., Adamson G.D., Al-Jefout M., Becker C.M., D'Hooghe T.M., Dunselman G.A.J. et al. Research priorities for endometriosis. Reprod. Sci. 2017; 24(2): 202-26. https://dx.doi.org/10.1177/1933719116654991.
  6. Ярмолинская М.И., Зайцев Д.В., Тхазаплижева С.Ш. Мелатонин и генитальный эндометриоз – новые возможности терапии. Журнал акушерства и женских болезней. 2015; 64(1): 67-75.
  7. Yeo S.G., Won Y.S., Lee H.Y., Kim Y.I., Lee J.W., Park D.C. Increased expression of pattern recognition receptors and nitric oxide synthase in patients with endometriosis. Int. J. Med. Sci. 2013; 10(9): 1199-208. https://dx.doi.org/10.7150/ijms.5169.
  8. Brosens I., Puttemans P., Benagiano G. Endometriosis: a life cycle approach? Am. J. Obstet. Gynecol. 2013; 209(4): 307-16. https://dx.doi.org/10.1016/j.ajog.2013.03.009.
  9. Acién P., Velasco I. Endometriosis: a disease that remains enigmatic. ISRN Obstet. Gynecol. 2013; 2013: 242149. https://dx.doi.org/10.1155/2013/242149.
  10. Сонова М.М., Адамян Л.В., Жорданиа К.И., Паяниди Ю.Г. Эндометриоз и рак яичников. Есть ли взаимосвязь? Oбщие патогенетические черты рака яичников и эндометриоза. Онкогинекология. 2013; 4: 30-40.
  11. Левкович М.А., Ермолова Н.В., Аванесова Т.Г. Иммунопатогенез генитального эндометриоза. Российский аллергологический журнал. 2017; 14 (Приложение 1): 76-8.
  12. Паяниди Ю.Г., Жорданиа К.И., Логинов В.И., Чемерис Г.Ю., Сивакова Н.Г. Эндометриоз и эндометриоидный рак яичников. Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2017; 1: 44-8.
  13. Melin A., Lundholm C., Malki N., Swahn M.L., Sparen P., Bergqvist A. Endometriosis as a prognostic factor for cancer survival. Int. J. Cancer. 2011; 129(4): 948-55. https://dx.doi.org/10.1002/ijc.25718.
  14. Nassif J., Mattar S., Abu Musa A., Eid A. Endometriosis and cancer: what do we know? Minerva Ginecol. 2013; 65(2): 167-79.
  15. Асташкин E.И., Кречетова Л.В., Ванько Л.В. Роль нейтрофильных гранулоцитов в развитии эндометриоза. Акушерство и гинекология. 2020; 6: 5-12.
  16. Сельков С.А., Ярмолинская М.И. Эндометриоз как патология регуляторных механизмов. Журнал акушерства и женских болезней. 2017; 66(2): 9-13.
  17. Рзаева А.Ш. Распространение полиморфизма интерлейкина-8 – 251 ТА среди женщин Азербайджана больными эндометриозом. Успехи современного естествознания. 2011; 3: 32-4.
  18. Sikora J., Smycz-Kubańska M., Mielczarek-Palacz A., Kondera-Anasz Z. Abnormal peritoneal regulation of chemokine activation - the role of IL-8 in pathogenesis of endometriosis. Am. J. Reprod. Immunol. 2017; 77(4): e12622. https://dx.doi.org/10.1111/aji.12622.
  19. Красильникова А.К., Малышкина А.И., Сотникова Н.Ю., Анциферова Ю.С. Особенности функционального состояния фагоцитов крови у пациенток с эндометриозом I–II стадии и бесплодием. Российский вестник акушера-гинеколога. 2017; 17(3): 9-14.
  20. Питиримова Л.Н., Загороднева Е.А., Гумилевский Б.Ю. Особенности аллельного полиморфизма генов интерлейкинов и цитокиновый баланс женщин с невынашиванием беременности. Акушерство и гинекология. 2014; 3: 33-8.
  21. Левкович М.А., Ермолова Н.В., Аванесова Т.Г., Маркарьян И.В. Современные взгляды на патогенез генитального эндометриоза: роль гормональных, иммунологических, генетических факторов. Таврический медико-биологический вестник. 2017; 20(2-2): 185-9.
  22. Ярмолинская М.И., Айламазян Э.К., Сельков С.А. Иммунологические аспекты генитального эндометриоза. В кн.: Репьева Н.Н., ред. Генитальный эндометриоз. Различные грани проблемы. СПб.: ЭКО-Вектор; 2017: 126-73.
  23. Laganà A.S., Sturlese E., Retto G., Sofo V., Triolo O. Interplay between misplaced Müllerian-derived stem cells and peritoneal immune dysregulation in the pathogenesis of endometriosis. Obstet. Gynecol. Int. 2013; 2013: 527041. https://dx.doi.org/10.1155/2013/527041.

Поступила 01.10.2020

Принята в печать 25.11.2020

Об авторах / Для корреспонденции

Аванесова Татевик Григорьевна, к.м.н., врач акушер-гинеколог, МБУЗ «Городская больница №8 г. Ростова-на-Дону». Тел.: +7(905)453-59-58.
E-mail: tata_avanesova@mail.ru. ORCID: 0000-0002-7225-7206. 344010, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 19.
Левкович Марина Аркадьевна, д.м.н., доцент, в.н.с. отдела медико-биологических проблем в акушерстве, гинекологии и педиатрии,
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, НИИ акушерства и педиатрии. Тел.: +7(918)570-64-36.
E-mail: xlma@mail.ru. ORCID: 0000-0001-8047-7148. 344012, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, д. 43.
Ермолова Наталья Викторовна, д.м.н., доцент, начальник акушерско-гинекологического отдела, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, НИИ акушерства и педиатрии. Тел.: +7(929)813-32-54.
E-mail: rniiap.ermolova@gmail.com. ORCID: 0000-0002-6537-3436. 344012, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, д. 43.
Палиева Наталья Викторовна, д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии №2, главный научный сотрудник акушерско-гинекологического отдела,
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, НИИ акушерства и педиатрии.
Тел.: +7 (928)296-46-96. E-mail: nat-palieva@yandex.ru. ORCID: 0000-0003-2278-5198. 344012, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, д. 43.
Петров Юрий Алексеевич, д.м.н., профессор, зав. кафедрой акушерства и гинекологии №2, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Тел.: +7(863)250-42-00. E-mail: mr.doktorpetrov@mail.ru. ORCID: 0000-0002-2348-8809.
344022, Россия, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, д. 29.

Для цитирования: Аванесова Т.Г., Левкович М.А., Ермолова Н.В., Палиева Н.В., Петров Ю.А. Роль интерлейкина-8 и полиморфизма его гена в формировании наружного генитального эндометриоза у пациенток репродуктивного возраста.
Акушерство и гинекология. 2021; 3: 124-129
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2021.3.124-129

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.