Перспективы формирования национального законодательства в сфере охраны репродуктивного здоровья граждан в РФ

Сухих Г.Т., Юсупова А.Н., Павлова Ю.В., Ерофеева Л.В.

ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова Минздравсоцразвития РФ, Москва
Репродуктивное здоровье является фактором, который формирует благоприятную демографическую перспективу страны. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента № 1351 от 09.10.2007, ставит одной из задач «укрепление репродуктивного здоровья населения». Однако национальным законодательством не обеспечены в полной мере условия и возможности для сохранения репродуктивного здоровья населения. Поэтому особое место занимает формирование нормативной базы, регламентирующей сферу охраны репродуктивного здоровья граждан в РФ. Представляется необходимым установить в Законе «Об охране репродуктивного здоровья населения» основные принципы осуществления гражданами права на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий, т.к. данное право является составной частью репродуктивных прав человека, реализуемых в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия. Нормативное закрепление права на охрану репродуктивного здоровья дало бы возможность получения целевого финансирования учреждений, оказывающих услуги по охране репродуктивного здоровья, создания сети центров по планированию семьи, укрепления базы подготовки специалистов в данной сфере, проведения научных исследований для создания соответствующих лекарственных средств.

Ключевые слова

законодательная и нормативная базы
репродуктивное здоровье
репродуктивная медицина
вспомогательные репродуктивные технологии
планирование семьи
медико-социальная помощь
государственные гарантии
демографическая политика

Охрана репродуктивного здоровья населения и каждого человека в отдельности — особая сфера человеческой жизни, которая в современных условиях демографического неблагополучия в стране, несомненно, должна входить в число основных направлений деятельности Российской Федерации как социального государства. Не вызывает сомнения, что в настоящее время репродуктивное здоровье является важнейшим фактором, который формирует благоприятную демографическую перспективу страны. В частности, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента № 1351 от 09.10. 07, ставит одной из задач «укрепление репродуктивного здоровья населения».

Вместе с тем, несмотря на важность указанной области общественных отношений, национальным законодательством не обеспечены в полной мере условия и возможности для сохранения репродуктивного здоровья населения. В данном контексте особое место занимает формирование нормативной базы, регламентирующей сферу охраны репродуктивного здоровья граждан в РФ.

Необходимо отметить, что концепция охраны репродуктивного здоровья получила развитие и декларирована рядом международных правовых документов, посвященных правам человека: Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); Конвенцией ООН о правах ребенка (1989); Материалами международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994); Материалами Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993); Материалами Всемирной конференции по положению женщины (Пекин,1995) и др.

В частности, неоценимый вклад в изменение взглядов мирового сообщества на охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи внесла Международная конференция ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994). В первые было заявлено о необходимости законодательного закрепления принципов охраны репродуктивного здоровья на уровне национального законодательства стран-участников. На Каирской конференции 180 государств (в том числе и Россия) признали, что всеобщий доступ к информации и услугам в области охраны репродуктивного здоровья должен быть целью, которой необходимо достичь к 2015 г. Таким образом, Каирская программа должна стать основополагающим документом при разработке законодательства по охране репродуктивного здоровья.

Принятие международных обязательств в области охраны репродуктивного здоровья означает необходимость законодательного закрепления данного права и определения механизмов его реализации, так как это повысит внимание органов государственной власти к данной проблеме.

Представляется очевидным, что при формировании законодательства в сфере охраны репродуктивного здоровья необходимо учитывать международный опыт правового регулирования данной сферы.

Вместе с тем анализ правовых норм зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о том, что самостоятельными нормативными актами в основном урегулированы вопросы применения методов вспомогательных репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона, суррогатное материнство).

Наиболее прогрессивным государством в этом отношении является Швейцария. Так, в ст. 119 Конституции Швейцарской Конфедерации отдельно урегулированы вопросы применения репродуктивной медицины и генной инженерии человека. В соответствии с данной статьей методы вспомогательной репродукции могут быть применены в том случае, если преодоление бесплодия невозможно иным способом. Оплодотворение человеческих яйцеклеток вне тела женщины также разрешается только при установленных законом условиях. При этом вне тела женщины можно развить в эмбрионы столько человеческих яйцеклеток, сколько их можно ей сразу имплантировать. Отдельно оговаривается запрет на пожертвование эмбрионов и все виды суррогатного материнства. Запрещается также любая торговля человеческим зародышевым материалом и производными из эмбрионов. Таким образом, репродуктивное право на применение методов искусственной репродукции в указанной стране является составной частью основных прав человека и гарантируется конституцией.

В отдельных государствах некоторые методы вспомогательных репродуктивных технологий (в частности, суррогатное материнство) полностью запрещены (Франция, Германия).

Так, суррогатное материнство противозаконно во Франции, и Верховный апелляционный суд постановил, что оно противоречит законодательству об усыновлении и нарушает положение о неотчуждаемости человеческого тела.

В Германии любая попытка осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения (суррогатной матери), или имплантировать ей человеческий эмбрион считается преступлением. Наказание несет врач, но не несут предполагаемые родители или суррогатная мать.

В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. Коммерческое суррогатное материнство запрещено в Греции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии и Испании.

Система охраны репродуктивного здоровья в зарубежных странах формируется на основе принимаемых национальных программ (Англия, Дания, Испания). В них закрепляются принципы охраны репродуктивного здоровья женщин, мужчин, подростков (перечень услуг по охране репродуктивного здоровья, доступ к информации и т.д.).

Велика роль и общественных организаций (Испанская, Ирландская ассоциация планирования семьи и т.п.)

Приведенные нормы международно-правовых актов и конституций показывают, что восприятие репродуктивных прав не имеет однозначной законодательной оценки. Даже Европейский суд по правам человека при вынесении соответствующих решений уклонялся от определения каких-либо самостоятельных репродуктивных прав. Общая позиция Европейского суда заключается в том, что государства должны обладать определенной свободой выбора в регулировании деликатных вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем граждан.

Более того, Постановлением Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества 13 мая 2009 г. был принят типовой проект законодательного акта «Об общих принципах охраны репродуктивного здоровья населения государств – членов Евразийского экономического сообщества». Данный проект определяет общие принципы организации медико-социальной помощи, направленной на сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, укрепление системы государственных мер по улучшению и сохранению качества репродуктивного потенциала населения Сообщества, совершенствование качественной медико-социальной помощи женщинам-матерями детям, направленной на снижение уровня материнской и детской заболеваемости и смертности, обеспечение приоритета финансирования мероприятий по охране репродуктивного здоровья населения государств — членов Евразийского экономического сообщества.

В связи с этим особенное значение приобретает тот факт, что законы, определяющие те или иные аспекты мер по охране репродуктивного здоровья, приняты в ряде стран постсоветского пространства. В Армении в 2002 г. — «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека, Казахстане в 2004 г. — «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления», Киргизии в 2007 г. — «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации», Молдове в 2001 г. —«Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи», Таджикистане в 2002 г. — «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах».

Отдельные инициативы по закреплению репродуктивных прав человека осуществляются и на региональном уровне. В частности, региональные законы, имеющие своим предметом право граждан на воспроизводство и создание семьи, приняты в Ивановской и Тульской областях.

Таким образом, необходимость разработки федерального закона «Об охране репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации» не вызывает сомнений. Нормы данного закона должны основываться на конституционных правах граждан РФ, на положениях Конвенций ООН, итоговых документов международных конференций, на которых была разработана в системном виде концепция репродуктивных прав, на опыте правового регулирования государств, где уже приняты и действуют законы, определяющие условия реализации прав граждан в сфере охраны репродуктивного здоровья.

Предполагаемая структура закона «Об охране репродуктивного здоровья населения в Российской Федерации» может включать:

— законодательное закрепление и содержание права на охрану репродуктивного здоровья;

— основные принципы реализации права на охрану репродуктивного здоровья;

— определение основных направлений государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан;

— закрепление перечня гарантированных государством услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи;

— определение системы профилактических мер по охране репродуктивного здоровья;

— особенности реализации права на охрану репродуктивного здоровья несовершеннолетних граждан, не достигших 18-летнего возраста;

— установление организационных основ обеспечения государством и реализации гражданами репродуктивных прав (закрепление условий деятельности организаций и физических лиц, обеспечивающих реализацию права на охрану репродуктивного здоровья граждан);

— определение условий финансирования деятельности организаций, обеспечивающих реализацию права на охрану репродуктивного здоровья;

— закрепление ответственности за нарушение прав на защиту репродуктивного здоровья граждан (определение порядка реализации гражданами своих прав в данной сфере).

Представляется также необходимым установить в законе «Об охране репродуктивного здоровья населения» основные принципы осуществления гражданами права на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий, так как данное право является составной частью репродуктивных прав человека, реализуемых в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия.

Нормативное закрепление права на охрану репродуктивного здоровья дало бы возможность создать центры по планированию семьи, укрепить базы подготовки специалистов в данной сфере, проводить научные исследования для создания соответствующих лекарственных средств, а также осуществлять целевое финансирование учреждений, оказывающих услуги по охране репродуктивного здоровья.

Об авторах / Для корреспонденции

Сухих Геннадий Тихонович, д-р мед.наук, проф., акад. РАМН, дир. ФГУНаучный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академикаВ.И. Кулакова Минздравсоцразвития РФ,Президент Российской ассоциации «Народонаселение и развитие»
Адрес: 117997, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4
Телефон: (8-495) 438-18-00
E-mail: ncagp@bk.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.