Бактериальный вагиноз (БВ) представляет собой инфекционный невоспалительный синдром полимикробной этиологии, связанный с дисбиозом вагинальной микробиоты, который характеризуется количественным снижением или полным исчезновением лактобацилл, особенно перекись-продуцирующих, и значительным увеличением облигатных и факультативных анаэробных условно-патогенных микроорганизмов (УПМ) [1]. По данным различных источников, доля этого заболевания составляет от 15% до 82% всей вагинальной патологии [2–4]. Многочисленными исследованиями установлено, что БВ может быть одной из причин невынашивания беременности, преждевременного разрыва плодных оболочек, плацентарной недостаточности, приводит к развитию хориоамнионита, послеродового эндометрита, создает высокий риск персистирования вируса папилломы человека (ВПЧ) [5–8].
В норме микробиоценоз влагалища представлен в основном лактобактериями. Считается допустимым небольшое содержание анаэробных и аэробных микроорганизмов во влагалищной жидкости, не более 105 КОЕ/мл при абсолютном доминировании лактобактерий (107 КОЕ/мл и выше). Микробная флора при этом находится в состоянии динамического равновесия. С присутствием лактобактерий в вагинальном отделяемом связывают наличие перекиси водорода, что не дает возможности развиваться анаэробным микроорганизмам. Кроме того, одним из продуктов жизнедеятельности лактобацилл является молочная кислота, которая гарантирует поддержание рН на уровне 3,8–4,4. Защелачивание вагинальной среды является одним из маркеров БВ.
С развитием БВ в биоценозе влагалища начинают превалировать УПМ, такие как Gardnerella vag., Bacteroides spp., Porphyromonas spp., Peptostreptococcus spp., Prevotella spp., Mobiluncus spp., Atopobium vag., Veillonella, Fusobacterium, Megasphaera spp. Очень важным является тот факт, что микробы, ассоциированные с БВ, способны образовывать прочные биопленки, представляющие собой микробные сообщества. Бактерии в этом случае менее уязвимы для воздействия лекарственных веществ, антисептиков, факторов иммунной защиты, так как обладают кворумной сигнализацией, позволяющей противостоять агрессивным агентам, вырабатывать устойчивость к антибиотикам. Кроме того, с наличием биопленок часто связывают развитие рецидивов заболевания. Это создает определенные трудности в лечении БВ [9, 10].
В соответствии с международными и российскими клиническими протоколами для лечения БВ применяются местно или системно препараты 5-нитроимидазола или клиндамицина [1]. Однако дисбиоз влагалища вызывается ассоциациями различных микробов, что заставляет обращаться к препаратам комбинированного действия, способным оказывать влияние на несколько штаммов микроорганизмов [11].
Цель исследования – представить данные о применении препарата «Тержинан» при лечении БВ.
Материалы и методы
В исследовании принимали участие 45 женщин в возрасте от 18 до 45 лет с подтвержденным диагнозом БВ. Диагноз был поставлен на основании жалоб, данных объективного осмотра, лабораторных методов с использованием критериев Амселя, данных исследования микробиоценоза влагалища методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) в режиме реального времени (Имбиофлор. Бактериальный вагиноз). Пациентки получали курс лечения препаратом «Тержинан» по одной таблетке на ночь интравагинально в течение 10 дней.
Результаты
До начала лечения большинство женщин предъявляли жалобы на обильные выделения с неприятным запахом – 38 (84,4%), зуд и жжение в области наружных половых органов – 26 (57,7%), дискомфорт при половом акте – 18 (40%) пациенток. У всех были положительными критерии Амселя. По данным объективного осмотра обнаружены серые гомогенные выделения на стенках влагалища у 39 (86,6%) пациенток. Показатели рН-метрии более 4,5 отмечены у всех наблюдаемых.
Для оценки результативности лечения проводился анализ динамики жалоб, данных объективного осмотра, рН-метрии отделяемого из влагалища, микроскопии вагинальных мазков, результатов исследования состава микрофлоры влагалища методом ПЦР в режиме реального времени (Имбиофлор. Бактериальный вагиноз) через 3–4 недели после лечения.
При исследовании микробиоценоза влагалища в режиме реального времени методом ПЦР до начала терапии была выявлена разнообразная грамположительная и грамотрицательная флора. При этом у всех пациенток было обнаружено снижение уровня лактобацилл до 102–103 КОЕ/мл, вместе с тем отмечался повышенный титр Gardnerella vaginalis, Atopobium vaginalis, Mobiluncus spp. (рисунок). Через сутки от начала курса терапии больные отмечали улучшение состояния. Непосредственно после проведенного лечения пациентки не предъявляли жалоб, показатели влагалищного рН нормализовались у всех женщин. При этом никаких побочных эффектов, нежелательных явлений или осложнений на фоне применения препарата «Тержинан» зарегистрировано не было.
Непосредственно после проведенного курса терапии количество Gardnerella vag. во влагалищном содержимом у обследуемых пациенток резко снизилось. Также было интересным изменение количества Atopobium vag., так как этот микроорганизм является одним из ключевых этиологических факторов БВ. Кроме этого, до лечения у большинства пациенток методом ПЦР было обнаружено превышение допустимого титра Mobiluncus spp. После полученного лечения наблюдался устойчивый положительный эффект (см. рисунок).
Учитывая клинические и лабораторные признаки БВ (преобладание морфотипов строгих анаэробов и гарднерелл, резкое снижение лактоморфотипов), для терапии был выбран комбинированный препарат «Тержинан» интравагинально по 1 таблетке в течение 10 дней на ночь. Представленное лекарственное средство полностью отвечает задачам лечения ввиду входящего в его состав тернидазола (современный компонент из группы нитроимидазолов с высоким уровнем эффективности и безопасности). Тернидазол эффективнее метронидазола в отношении БВ. По данным Thulkar J., терапия тернидазолом снижает риск рецидива БВ [8, 12].
При выборе препарата учитывались также жалобы пациентки на зуд и жжение в области наружных половых органов, массивное количество микроорганизмов в мазке с обоснованной надеждой на успешный результат лечения ввиду поликомпонентного состава препарата «Тержинан», включающего, кроме тернидазола, неомицина сульфат (аминогликозид), обладающий бактерицидным действием в отношении грамположительных кокков (стафилококков, пневмококков и др.), а также грамотрицательных микроорганизмов (кишечная палочка); нистатин – противогрибковый компонент с доказанной эффективностью, а также преднизолона метасульфобензоат натрия, обладающий местным противовоспалительным действием, благодаря чему купируются ощущение зуда и жжения, дискомфорт в области наружных половых органов.
Заключение
Таким образом, наш клинический опыт показал действие препарата «Тержинан» на вагинальную и цервикальную микрофлору, его положительное влияние на улучшение лактофлоры (улучшение у 97,7% пациенток в исследовании) и снижение количества Gardnerella vag. и Atopobium vag. (2,2% и 11,1% после лечения соответственно). Данный факт является особо значимым, так как восстановление защитного пула лактобактерий повышает биологическую восприимчивость к инфекциям, передаваемым половым путем. Данный многокомпонентный препарат способствует улучшению состава вагинальной микрофлоры путем эрадикации УПМ. Все вышеизложенное позволяет рекомендовать препарат «Тержинан» для широкого применения при лечении БВ.