Экспрессия эзрина в эндометрии женщин с трубно-перитонеальным фактором бесплодия и повторными неудачами программы ЭКО

Коган Е.А., Демура Т.А., Сеидова Л.А., Перминова С.Г.

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Изучить морфологические особенности и экспрессию эзрина в эндометрии женщин с трубно-перитонеальным фактором (ТПФ) бесплодия и повторными неудачами программы ЭКО.
Материалы и методы. В исследование были включены 60 пациенток с ТПФ бесплодия в возрасте от 26 до 38 лет, имеющие более 2 неудачных программ ЭКО в анамнезе (основная группа), и 20 здоровых фертильных женщин аналогичного возраста, имеющих в анамнезе здоровых детей (группа контроля). Пайпель-биопсия эндометрия проводилась в «окно имплантации» (ЛГ+7) и на 8–9-й день цикла для исключения хронического эндометрита. Результаты иммуногистохимической реакции оценивали полуколичественным методом в баллах: отсутствие иммуноокрашенных клеток (–) – 0 баллов; менее 5% иммуноокрашенных клеток (±) – 0,5 балла; менее 20% иммуноокрашенных клеток (+) – 2 балла; от 20 до 40% окрашенных клеток (++) – 4 балла; более 40% окрашенных клеток (+++) – 6 баллов. По результатам исследования проводили статистический анализ с использованием метода дисперсионного анализа ANOVA (для нескольких групп) и по методу Манна–Уитни.
Результаты исследования. Анализ морфологической структуры эндометрия показал, что в «окно имплантации» у всех пациенток наблюдалась секреторная трансформация эндометрия. При этом ранняя стадия фазы секреции обнаружена у 24 (40%), средняя – у 27 (45%) и поздняя – у 9 (15%) пациенток основной группы, тогда как в группе контроля превалировал эндометрий средней стадии секреции – 16 (80%). В основной группе преобладали пациентки с количеством зрелых пиноподий менее 20% в поверхностном эпителии эндометрия (45%). В контрольной группе зрелые пиноподии выявлялись более чем на 40% поверхностного эпителия эндометрия у подавляющего большинства женщин. Максимальная экспрессия эзрина обнаруживалась в пиноподиях и эпителиоцитах эндометрия в контрольной группе, тогда как в основной группе она была минимальной. В клетках стромы эзрин накапливался в чуть меньшем количестве в основной группе по сравнению с контролем.
Заключение. Выявлено снижение накопления эзрина в пиноподиях и цитоплазме клеток эпителия эндометрия у бесплодных женщин, что свидетельствует о возможном нарушении адгезии бластоцисты, образованиия и созревания пиноподий, а также ремоделирования цитоскелета клетки, что проявляется в патологии рецептивности эндометрия и отражает нарушение его имплантационных свойств.

Ключевые слова

эзрин
рецептивность эндометрия
ЭКО

Нарушение рецептивности эндометрия является одной из ключевых причин неудач имплантации бластоцисты в программах ЭКО. Поэтому в комплексе исследований функционального состояния эндометрия значительное место занимает изучение маркеров рецептивности для адекватной оценки и разработки лечебно-профилактических мероприятий. Наиболее достоверными показателями состояния рецептивности эндометрия являются следующие маркеры, определяемые в окно имплантации – лейкемия-ингибирующий фактор (LIF) и его рецептор (LIF-R), эстрогеновый рецептор (ER), прогестероновый рецептор (PR), гепаринсвязывающий эпидермальный фактор роста (HB-EGF), сосудисто-эндотелиальный фактор роста (VEGF), инсулиноподобный фактор роста (IGF), интерлейкины (IL)-1β, -2, -4, -6, -8, -10, -12 [1–5].

В последние годы установлено, что в рецептивности эндометрия участвует также эзрин или цитовиллин, один из белков, выявляемый во все фазы цикла в эпителии эндометрия [6]. Эзрин является одним из ключевых факторов, отвечающих за изменение клеточной мембраны, цитоскелета эпителиоцитов эндометрия и формирование и транспорт вакуолей в последних. Эзрин принадлежит к семейству ERM (Ezrin, Radixin, Moesin), входящий в надсемейство белков, связывающих мембранные белки с актиновым цитоскелетом [7, 8], участвует в процессах поверхностной адгезии, «миграции клеток» и ремоделировании экстрацеллюлярного матрикса. Эзрин находится в клеточной мембране в неактивной или нефосфорилированной форме, а при взаимодействии с тирозиназой активируется или переходит в фосфорилированную форму [7]. Экспрессия эзрина и его активация развивается под действием эстрогенов и факторов роста [9, 10]. В активированном виде фосфоэзрин связывается с различными лигандами, что потенциирует формирование ресничек и пиноподий, образование и транспорт вакуолей [8, 11, 12]. В межклеточных взаимодействиях эзрин играет важную роль в адгезии бластоцисты и имплантации ее в эндометрий [13].

По данным O. Tan и соавт. (2012) пик экспрессии эзрина в биоптатах эндометрия фертильных женщин отмечается в середину и конец секреторной фазы [14]. O. Tan и соавт. (2011) исследовали экспрессию общего эзрина (ir-ezrin), фосфорилированного эзрина (ir-p-ezrin) и взаимосвязь активации и локализации эзрина с цитологическими изменениями в эндометрии. Было установлено, что высокий уровень общего эзрина отмечался в средней фазе секреции в микроворсинках и пиноподиях. Уровень экспрессии и интенсивность окрашивания эзрина в железах повышается в области, окружающей секреторные вакуоли железистых клеток на пике эстрогена и прогестерона [6]. Однако данные об экспрессии эзрина в эндометрии в «окно имплантации» противоречивы.

Цель исследования: изучить морфологические особенности и экспрессию эзрина в эндометрии женщин с трубно-перитонеальным фактором (ТПФ) бесплодия и повторными неудачами программы ЭКО.

Материал и методы исследования

В исследование были включены 60 пациенток с ТПФ бесплодия в возрасте от 26 до 38 лет, имеющих более 2 неудачных программ ЭКО в анамнезе (основная группа), и 20 здоровых фертильных женщин аналогичного возраста, имеющих в анамнезе здоровых детей (группа контроля). Пайпель-биопсия эндометрия проводилась в «окно имплантации» (ЛГ+7) и на 8–9-й день цикла для исключения хронического эндометрита. Для морфологического и иммуногистохимического исследования эндометрия материал фиксировали в 10% нейтральном формалине в течение 24 ч. Образцы обрабатывали по общепринятой стандартной методике и заключали в парафин. Срезы толщиной 5 мкм готовили на роторных микротомах и окрашивали гематоксилином и эозином. Проводилось гистологическое исследование эндометрия с оценкой процента клеток поверхностного эпителия с наличием зрелых пиноподий в световом микроскопе при х400 в 5 полях зрения. Иммуногистохимические реакции проводили на депарафинированных срезах толщиной 4–5 мкм по общепринятым протоколам (DAKO protocols). Для выявления экспрессии эзрина использовали первичные антитела к эзрину (Epitomic, 1:100). Результаты иммуногистохимической реакции оценивали полуколичественным методом в баллах: отсутствие иммуноокрашенных клеток (–) – 0 баллов; менее 5% иммуноокрашенных клеток (±) – 0,5 балла; менее 20% иммуноокрашенных клеток (+) – 2 балла; от 20 до 40% окрашенных клеток (++) – 4 балла; более 40% окрашенных клеток (+++) – 6 баллов. По результатам исследования проводили статистический анализ с использованием метода дисперсионного анализа ANOVA (для нескольких групп) и по методу Манна–Уитни.

Результаты исследования

Большинство пациенток с ТПФ бесплодия были в возрасте от 25 до 38 лет. Длительность бесплодия в среднем составила 4,7±2,9 года, преобладало вторичное бесплодие. У 65% пациенток основной группы в анамнезе имели место 2 неудачных попытки ЭКО, у 25% женщин – 3, у 10% – 4 и более неудачных циклов ЭКО. Фертильные женщины контрольной группы были аналогичного возраста.

Анализ морфологической структуры эндометрия показал, что в «окно имплантации» у всех пациенток наблюдалась секреторная трансформация эндометрия. При этом ранняя стадия фазы секреции обнаружена у 24 (40%), средняя стадия фазы секреции – у 27 (45%) и поздняя стадия фазы секреции – у 9 (15%) пациенток основной группы, тогда как в группе контроля превалировал эндометрий средней стадии секреции – 16 (80%) (табл. 1, рис. 1 см. на вклейке).

Результаты иммуногистохимического исследования эндометрия показали, что в основной группе преобладали пациентки с количеством зрелых пиноподий менее 20% в поверхностном эпителии эндометрия (45%). В контрольной группе зрелые пиноподии выявлялись более чем на 40% поверхностного эпителия эндометрия у подавляющего большинства женщин.

Изучение поверхностного эпителия и оценка количества клеток с наличием пиноподий показала, что пиноподии в исследуемой группе покрывали в среднем 34±4,8% клеток поверхностного эпителия эндометрия (от 10 до 50% клеток). Почти в половине случаев (45%) пиноподии покрывали не более 20% клеток поверхностного эпителия. В контрольной группе пиноподии в среднем покрывали 45% поверхностного эпителия эндометрия.

При иммуногистохимическом исследовании эзрин выявляли в виде коричневого окрашивания апикальной мембраны эпителиоцитов эндометрия, в пиноподиях, в клеточной мембране и цитоплазме железистого эпителия и в строме. Изучаемое нами антитело обнаруживалось в виде как фосфорилированного активного белка, так и нефосфорилированного. Таким образом, мы определяли накопление в клетках общего эзрина.

Максимальная экспрессия белка обнаруживалась в пиноподиях и эпителиоцитах эндометрия в контрольной группе, тогда как в основной группе она была минимальной. В клетках стромы эзрин накапливался в чуть меньшем количестве в основной группе по сравнению с контролем (рис. 2 см. на вклейке).

Сравнительная характеристика экспрессии эзрина в ткани эндометрия у женщин с ТПФ бесплодия и у фертильных женщин в окно имплантации (ЛГ+7) представлена в табл. 2.

Как видно из данных таблицы, в исследуемой группе в эпителии эндометрия у 75% (45) женщин отмечался низкий уровень экспрессии эзрина (1–2 балла), у 25% (15) – средний уровень. Высокий уровень экспрессии эзрина в исследуемой группе не отмечался. Напротив, в контрольной группе низкий уровень экспрессии эзрина в эпителии эндометрия не отмечался ни в одном случае, а средний отмечался у 35% (21) женщин. Высокий уровень экспрессии эзрина в контрольной группе выявлен в 65% (39 пациенток).

В пиноподиях эндометрия в исследуемой группе выявлен низкий уровень экспрессии эзрина у 21 (35%) и средний уровень – у 33 (55%) женщин. Высокий уровень экспрессии эзрина выявлен у 9 (15%) женщин.

В контрольной группе в пиноподиях эндометрия у всех женщин отмечался высокий уровень экспрессии эзрина – 20 (100%).

В строме эндометрия в исследуемой группе у всех женщин выявлена низкая экспрессия эзрина – 60 (100%), а в контрольной группе у большинства – 51 (85%) женщин выявлена низкая экспрессия эзрина. Лишь у 9 (15%) женщин выявлен высокий уровень экспрессии эзрина.

Средний уровень экспрессии эзрина в «окно имплантации» в эпителии эндометрия в группе бесплодием составил 2,2 балла, а в контрольной группе – 5,3 балла, что статистически было достоверно ниже, р<0,05 (рис. 3). В пиноподиях эндометрия средний уровень экспрессии эзрина в основной группе также статически был достоверно ниже (3,8 балла) по сравнению с контрольной группой (6 баллов), р<0,05. В исследуемой группе в строме эндометрия средний уровень экспрессии эзрина статистически достоверно не различался от аналогичного показателя контрольной группы (1,6 и 1,9 балла соответственно, р>0,05).

Таким образом, выявлено снижение эзрина в пиноподиях и цитоплазме клеток эпителия эндометрия у бесплодных женщин, что свидетельствует о возможном нарушении адгезии бластоцисты, образования и созревания пиноподий, а также ремоделирования цитоскелета клетки. Указанные изменения проявляются в нарушении рецептивности эндометрия и его имплантационных свойств.

Обсуждение

Изучение поверхностного эпителия и оценка количества клеток с наличием пиноподий показали, что пиноподии в исследуемой группе покрывали в среднем 34±4,8% клеток поверхностного эпителия эндометрия (от 10 до 50% клеток), при этом в половине случаев (45%) – не более 20% клеток поверхностного эпителия. В контрольной группе пиноподии в среднем покрывали 45% поверхностного эпителия эндометрия.

В исследовании, проведенном G. Nikas и соавт. (2002), было показано снижение количества зрелых пиноподий у пациенток с бесплодием неясного генеза с нарушением имплантации эндометрия в анамнезе [15].

Наши данные согласуются с результатами предыдущих отечественных исследований, в которых была также показана значительная роль количества зрелых пиноподий в имплантации и созревании эндометрия [16–18].

В нашем исследовании мы выявляли общий эзрин, который, по данным литературы, изменяется в фазу пролиферации так же, как и фосфорилированный эзрин. Установлено, что эзрин действительно является важным фактором рецептивности эндометрия, так как обнаруживается в ключевых структурах эпителиоцитов – в пиноподиях и в цитоплазме, но преимущественно вокруг секреторных вакуолей эпителиоцитов эндометрия.

При исследовании иммуногистохимической экспрессии эзрина выявлено снижение его накопления в области пиноподий в основной группе по сравнению с группой контроля. В пиноподиях эндометрия исследуемой группы высокий уровень экспрессии эзрина выявлен у 9 (15%) женщин. В контрольной группе у всех пациенток (100%) выявлен высокий уровень экспрессии эзрина в эндометрии (р<0,05).

В среднем экспрессия эзрина в эндометрии женщин с бесплодием составила 3,8 балла, а в конт­рольной группе – 6 баллов (р<0,05), что также свидетельствует о нарушении рецептивности эндометрия и отражает нарушение его имплантационных свойств в исследуемой группе.

Полученные нами данные подтверждаются исследованием, проведенным в 2011 г. в Австра­лии, где показана ключевая роль белка эзрина в успешной имплантации эмбриона [19].

Таким образом, структурно-функциональные и молекулярные нарушения ремоделирования эндометрия в «окно имплантации» могут стать причиной нарушения его рецептивности.

Заключение

Прогностически благоприятными критериями наступления беременности являются: наличие в период «окна имплантации» более 45% клеток поверхностного эпителия со зрелыми пиноподиями, а также высокий уровень экспрессии эзрина в пиноподиях и вокруг секреторных вакуолей в клетках поверхностного эпителия эндометрия. Эндометрий женщин с бесплодием характеризуется отставанием секреторных изменений, что проявляется образованием малого количества зрелых пиноподий, а также сниженной экспрессий эзрина.

Список литературы

  1. Tawfeek M.A., Eid M.A., Hasan A.M., Mostafa M., El-Serogy H.A. Assessment of leukemia inhibitory factor and glycoprotein 130 expression in endometrium and uterine flushing: a possible diagnostic tool for impaired fertility. BMC Women's Health. 2012; 12: 10.
  2. Castro-Rendón W.A., Castro-Alvarez J.F., Guzmán-Martinez C., Bueno-Sanchez J.C. Blastocyst-endometrium interaction: intertwining a cytokine network. Braz. J. Med. Biol. Res. 2006; 39(11): 1373-85.
  3. Aplin J.D., Kimber S.J. Trophoblast-uterine interactions at implantation. Reprod. Biol. Endocrinol. 2004; 2: 48.
  4. Beceriklisoy H.B., Schäfer-Somi S., Kücükaslan I., Agaoglu R., Gültiken N., Ay S.S. et al. Cytokines, growth factors and prostaglandin synthesis in the uterus of pregnant and non-pregnant bitches: the features of placental sites. Reprod. Domest. Anim. 2009; 44(Suppl. 2): 115-9.
  5. Achache H., Revel A. Endometrial receptivity markers, the journey to successful embryo implantation. Hum. Reprod. Update. 2006; 12(6): 731-46.
  6. Tan O., Ornek T., Fadiel A., Carrick K.S., Arici A., Doody K. et al. Expression and activation of the membrane-cytoskeleton protein ezrin during the normal endometrial cycle. Fertil. Steril. 2012; 97(1): 192-9. e2.
  7. Lecce L., Lindsay L.A., Murphy C.R. Ezrin and EBP50 redistribute apically in rat uterine epithelial cells at the time of implantation and in response to cell contact. Cell Tissue Res. 2011; 343(2): 445-53.
  8. Fehon R.G., McClatchey A.I., Bretscher A. Organizing the cell cortex: the role of ERM proteins. Nat. Rev. Mol. Cell Biol. 2010; 11(4): 276-87.
  9. Smith P.M., Cowan A., Milgram S.L., White B.A. Tissue-specific regulation by estrogen of ezrin and ezrin/radixin/moesin-binding protein 50. Endocrine. 2003; 22(2): 119-26.
  10. Sowers J.R. Estrogen-inducible cytoskeletal linker protein ezrin interaction with the low - density lipoprotein receptor. Endocrinology. 2004; 145(7): 3074.
  11. Chen Y., Wang D., Guo Z., Zhao J., Wu B., Deng H. et al. Rho kinase phosphorylation promotes ezrin-mediated metastasis in hepatocellular carcinoma. Cancer Res. 2011; 71(5): 1721-9.
  12. Huang H., Xiao Y., Lin H., Fu D., Zhan Z., Liang L. et al. Increased phosphorylation of ezrin/radixin/moesin proteins contributes to proliferation of rheumatoid fibroblast-like synoviocytes. Rheumatology(Oxford). 2011; 50(6): 1045-53.
  13. Matsumoto H., Daikoku T., Wang H., Sato E., Dey S.K. Differential expression of ezrin/radixin/moesin (ERM) and ERM-associated adhesion molecules in the blastocyst and uterus suggests their functions during implantation. Biol. Reprod. 2004; 70(3): 729-36.
  14. Tan O., Carrick K.S., Kim J., Bukulmez O., Doody K.J., Carr B.R. Expression of cytoskeletal-linking ERM (Ezrin, Radixin and Moesin) proteins in human endometrium. Fertil. Steril. 2012; 97(3, Suppl.): S5-S6. doi: 10.1016/j.fertnstert.2012.01.011.
  15. Nikas G., Aghajanova L. Endometrial pinopodes: some more understanding on human implantation? Reprod. Biomed. Online. 2002; 4(Suppl. 3): 18-23.
  16. Митюрина Е.В., Перминова С.Г., Демура Т.А., Галлямова Е.М. Морфофункциональное состояние эндометрия в стимулированных циклах программы экстракорпорального оплодотворения. Акушерство и гинекология. 2014; 11: 80-7.
  17. Шуршалина А.В., Демура Т.А. Морфо-функциональные перестройки эндометрия в «окно имплантации». Акушерство и гинекология. 2011; 7-2: 9-13.
  18. Левиашвили М.М., Демура Т.А., Мишиева Н.Г., Файзуллина Н.М., Назаренко Т.А., Коган Е.А. Оценка рецептивности эндометрия у пациенток с безуспешными программами экстракорпорального оплодотворения в анамнезе. Акушерство и гинекология. 2012; 4-1: 65-9.
  19. Heng S., Cervero A., Simon C., Stephens A.N., Li Y., Zhang J. et al. Proprotein convertase 5/6 is critical for embryo implantation in women: regulating receptivity by cleaving EBP50, modulating ezrin binding, and membrane-cytoskeletal interactions. Endocrinology. 2011; 152(12): 5041-52. doi: 10.1210/en.2011-1273.

 

Поступила 20.02.2015
Принята в печать 27.02.2015

Об авторах / Для корреспонденции

Сведения об авторах:
Коган Евгения Алтаровна, д.м.н., профессор, руководитель 1-го патологоанатомического отделения ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова
Минздрава России. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (926) 533-12-71. E-mail: koganevg@gmail.com
Демура Татьяна Александровна, к.м.н., с.н.с. 1-го патологоанатомического отделения ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России.
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (926) 342-91-97. E-mail: demura-t@yandex.ru
Сеидова Ляман Ариф кызы, аспирант ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России.
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (916) 511-68-20. E-mail: lamacfar@gmail.com
Перминова Светлана Григорьевна, д.м.н., в.н.с.. 1-го гинекологического отделения ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова
Минздрава России. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (916) 202-16-87. E-mail: perisvet@list.ru

Для цитирования: Коган Е.А., Демура Т.А., Сеидова Л.А., Перминова С.Г. Экспрессия эзрина в эндометрии женщин с трубно-перитонеальным фактором бесплодия и повтор- ными неудачами программы ЭКО. Акушерство и гинекология. 2015; 10: 68-72.

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.