Postoperative complications of surgery for genital prolapse and stress urinary incontinence with synthetic prostheses

Nechiporenko A.I., Nechiporenko N.A.

Grodno State Medical University, Grodno, Republic of Belarus
Objective. To present the frequency, pattern, and causes of complications after surgical correction of genital prolapse and stress urinary incontinence (SUI) with synthetic prostheses.
Subject and methods. Among 310 operated women, complications requiring surgical correction were diagnosed in 31 (10.0±1.7%) cases during the first day to 3 years after surgery. Results and discussion. Resurgery consisted in excising the implanted prosthesis partially or entirely and in surgically recorrecting SUI.
Conclusion. Errors of surgical techniques are the main cause of postoperative complications. Reoperations after interventions using synthetic prostheses are accompanied by an increased risk for damage to the bladder and urethra and must be performed by experienced surgeons.

Keywords

genital prolapse
stress urinary incontinence
surgical treatment
resurgery

В настоящее время при лечении женщин с генитальным пролапсом (ГП) и стрессовым недержанием мочи (СНМ) уже широко применяются внебрюшинная влагалищная кольпопексия сетчатыми протезами системы Gynecar ProliftTM и ее модификации и петлевая уретропексия сетчатыми лентами систем TVT, TVT-O и их модификации. Однако в ряде случаев после операций возникают осложнения, требующие хирургической коррекции. Это имплант-ассоциированные осложнения в виде эрозий влагалища, мочевого пузыря или уретры, сморщивания и инфицирования протезов, а также СНМ, возникающего de novo, и рецидива СНМ [1–7].

Частота и характер имплант-ассоциированных осложнений после хирургического лечения ГП с использованием протезов Gynecar ProliftTM и сложность их хирургической коррекции позволили группе российских гинекологов и урологов сделать предупреждающее заключение: «…нельзя рассматривать влагалищную кольпопексию сетчатыми протезами по принципу Prolift как малоинвазивное вмешательство и предлагать эту операцию в качестве рутинного метода» [8].

С учетом сказанного вопрос об осложнениях, возникающих у пациенток после коррекции ГП и СНМ сетчатыми протезами, остается весьма актуальным.

В настоящем сообщении приводим наблюдения осложнений у пациенток, перенесших влагалищную внебрюшинную кольпопексию сетчатыми протезами по принципу Prolift и/или петлевую уретропексию по принципу TVT или TVT-obturator (TVT-O).

Материал и методы исследования

С 2008 по 2013 год в клинике урологии учреждения образования Гродненский государственный медицинский университет оперированы 310 женщин в возрасте 28–81 года, страдавшие расстройствами мочеиспускания на фоне различных форм и степеней выраженности ГП.

В сроки 1 сутки – 2 года после операции среди 310 оперированных женщин у 31 (10%) диагностированы различные осложнения, потребовавшие хирургического лечения.

106 пациенткам с ГП III–IV ст., осложненным обструктивным мочеиспусканием и/или гиперактивностью мочевого пузыря при сохраненной континенции, выполнены операции в виде внебрюшинной влагалищной кольпопексии сетчатыми протезами по принципу операций Prolift anterior и/или posterior [9, 10]. Среди этих пациенток осложнения, требовавшие хирургической коррекции, развились у 14 (13,2%).

130 женщинам с ГП I–II ст., у которых основным клиническим проявлением было СНМ, выполнены операции в виде уретропексии сетчатой лентой по принципу TVT или TVT-O [11]. У 11 (8,5%) пациенток развились осложнения, требовавшие хирургической коррекции.

74 пациентки с ГП II–IV ст. в сочетании со СНМ подверглись симультанной хирургической коррекции обоих патологических состояний. Выполнены кольпопексия сетчатыми протезами по принципу Prolift anterior и posterior и уретропексия по принципу TVT или TVT-O. После операций осложнения, потребовавшие корригирующего вмешательства, развились в 6 случаях (8,1%).

Результаты исследования и обсуждение

В табл. 1 приведен характер осложнений, возникших у 14 женщин после операций по принципу Prolift и методы их хирургической коррекции. Как видно, наиболее частой причиной повторных операций после имплантации сетчатых протезов по принципу Prolift было СНМ de novo – 9 случаев (64,3%). Восстановление континенции у 8 из этих пациенток было достигнуто уретропексией лентой по принципу TVT и у 1 – TVT-O.

Второй по частоте причиной повторных операций в этой группе женщин были: эрозия слизистой влагалища с обнажением части протеза, миграция протеза в мочевой пузырь, сморщивание протеза, нагноение и гематома в ложе протеза. Основным этапом повторной операции в этих случаях, кроме паравезикальной гематомы, было удаление фрагмента обнаженного протеза.

Удаление фрагмента и особенно всего сетчатого протеза при эрозии слизистой влагалища представляло значительные трудности, и требовало повышенной осторожности, поскольку была высока вероятность повреждения прилежащего к протезу органа (мочевой пузырь, прямая кишка). В ходе удаления переднего протеза Prolift в одном случае был поврежден мочевой пузырь. Дефект был обнаружен при цистоскопии и ушит.

У 2 женщин при имплантации подуретральной ленты по поводу СНМ de novo произошло повреждение мочевого пузыря перфоратором. Эти осложнения также были обнаружены при проведении контрольной цистоскопии. Перфораторы проведены повторно в новом месте.

Образовавшаяся паравезикальная гематома эвакуирована пункцией.

В табл. 2 приведен характер осложнений и методы их коррекции после уретропексии лентой по принципу TVT или TVT-O.

Повторные операции выполнялись по причине избыточной компрессии уретры лентой с развитием острой задержки мочи; сохраняющегося после операции СНМ; рецидива СНМ; миграции ленты в уретру или мочевой пузырь.

Все повторные операции по поводу избыточной компрессии уретры лентой, сохраняющегося после операции СНМ, рецидивов СНМ сводились к иссечению подуретрального сегмента ленты и повторной имплантации ленты по принципу TVT.

Операция по поводу миграции фрагмента протеза в уретру выполнялась влагалищным доступом. Фрагмент ленты удалялся из уретры, дефект в стенке уретры был ушит на катетере.

Операция по поводу миграции фрагмента ленты в мочевой пузырь сводилась к чреспузырному удалению обнаженного фрагмента ленты и ушиванию дефекта в стенке пузыря.

В случаях нагноения в области подкожного сегмента ленты TVT проведено иссечение этого участка ленты с окружающей клетчаткой до апоневроза прямой мышцы живота.

Среди 74 женщин, которым была проведена симультанная хирургическая коррекция ГП и СНМ с использованием синтетических протезов, осложнения, потребовавшие хирургической коррекции, развились в 6 случаях (табл. 3).

Как видно, в 5 случаях осложнения развились в одной из оперированных областей, эти осложнения и их коррекция были аналогичными таковым после операций в первых двух группах женщин.

Синхронно проявившееся осложнение в виде рецидива выпадения матки и рецидива СНМ наблюдали в 1 случае. В этой ситуации повторно провели коррекцию выпадения матки синтетическими лентами влагалищным доступом и через 2 месяца выполнили операцию в виде иссечения подуретрального сегмента ранее установленной ленты с повторной операцией по принципу TVT.

Это наблюдение показывает, что после симультанной хирургической коррекции ГП и СНМ можно встретиться с синхронным развитием осложнений в разных оперированных областях. Поэтому при сочетании ГП со СНМ всегда следует рассматривать вопрос о целесообразности этапного хирургического лечения, что снизит степень хирургического риска вмешательства и упростит ведение послеоперационного периода.

После повторных операций послеоперационный период у всех 31 женщин протекал гладко.

Наблюдение за женщинами, перенесшими повторные операции, в течение 1–3 лет показало хороший анатомический и функциональный результат.

Заключение

Анализ осложнений, которые мы наблюдали после операций по принципу Prolift и TVT, позволяет сделать заключение, что причинами большинства осложнений являются погрешности техники операций.

Так эрозии влагалища возникают в силу неправильного формирования ложа для протеза, когда протез или его часть оказываются под слизистой влагалища, или линия швов на влагалище непосредственно прилежит к протезу.

Причиной миграции протеза в мочевой пузырь или уретру было проведение рукавов переднего протеза Prolift или ленты TVT через стенку мочевого пузыря или уретры без повреждения слизистой. Со временем образовалась эрозия слизистой с миграцией части протеза в просвет мочевого пузыря или уретры. Эта ситуация подтверждает необходимость выполнения цистоскопии после проведения трубок-проводников для рукавов переднего протеза Prolift и ленты TVT.

Причиной нагноения в зоне протезов явилось нарушение асептики в ходе операций.

Только причину рецидивов СНМ после длительного периода полной континенции, достигнутой уретропексией лентой по принципу TVT и TVT-O, и образование паравезикальной гематомы после операции по принципу TVT мы не смогли объяснить погрешностями техники антистрессового вмешательства.

Наши наблюдения показывают, что наиболее тяжелыми являются имплант-ассоциированные осложнения в виде эрозий влагалища с обнажением части протеза, миграции протеза в мочевой пузырь или уретру, сморщивания протеза и нагноения в ложе протеза Prolift. Эти осложнения требуют хирургического лечения, при котором основным моментом операции является удаление обнаженной части или всего протеза. Операции отличаются повышенным риском повреждения органа прилежащего к протезу. А операции по поводу миграции протезов в мочевой пузырь или уретру требуют участия в операции квалифицированного уролога.

Среди осложнений после антистрессовых операций по принципу TVT или TVT-O наиболее тяжелыми осложнениями являются избыточная компрессия уретры подуретральной лентой с острой задержкой мочи, миграция фрагмента ленты в просвет мочевого пузыря или уретры и рецидивы СНМ.

Хирургическая коррекция избыточной компрессии уретры лентой или рецидива СНМ после петлевой уретропексии синтетической лентой по принципу TVT или TVT-O предполагает удаление подуретрального сегмента ленты и повторную имплантацию синтетической ленты с целью обеспечения континенции. Выполнение таких операций требует повышенной осторожности, поскольку риск повреждения уретры при выделении подуретрального сегмента ранее имплантированной ленты весьма велик.

В случаях миграции ленты в просвет мочевого пузыря или уретры удаляется участок ленты из мочевого пузыря или уретры с последующим восстановлением целости поврежденного органа.

В заключение необходимо отметить следующее. Реальным путем снижения частоты имплант-ассоциированных осложнений является строгое соблюдение техники операций. Операции по поводу ГП и СНМ с использованием сетчатых протезов влагалищным доступом должны выполнять только врачи, прошедшие специальное обучение в клиниках специализирующихся на таких операциях.

Хирургическая коррекция имплант-ассоциированных осложнений должна проводиться смешанной бригадой хирургов в зависимости от локализации патологического очага.

Выводы

1. Хирургическая коррекция СНМ и ГП с использованием синтетических сетчатых протезов соответственно в 6 и 12% случаев сопровождается развитием осложнений, требующих хирургической коррекции.

2. Причинами большинства осложнений после операций по принципу Prolift и TVT, требующих хирургического лечения, являются недостатки в первичной диагностике и технические погрешности операций.

3. Выполнение операций, корригирующих осложнения после внебрюшинной кольпопексии протезами по принципу Prolift и после уретропексии лентой по принципу TVT таят в себе повышенный риск повреждения смежных органов и должны выполняться опытными хирургами.

References

  1. Bezhenar V.F., Bogatyreva E.V., Tsypurdeeva A.A., Tsuladze L.K., Rusina E.I., Guseva E.S. New features of surgical correction of pelvic prolapse using synthetic implants: ways to prevent postoperative complications. Obstetrics. Gynecology. Reproduction. 2012; 6 (2): 6-13.
  2. Argirović R., Berisavac M., Likić-Ladević I., Kadija S., Bosković V., Zizić V. Transvaginal mesh in repair of pelvic organs prolapse as a minimally invasive surgical procedure. Vojnosanit. Pregl. 2011; 68(7): 583-8.
  3. Banach R., Antosiak B., Blewniewska G., Malinowski A. Ocena bespieczeństwa I wczesnych wyników leczenia zaburzeń statyki narządów płciowych (ZSNP) w zaleźności od rodzaju zastosowanej siatki I techniki jej zakladania. Ginekol. Pol. 2013; 84(7): 596-602.
  4. Benbouzid S., Cornu J.N., Benchikh A., Chanu T., Haab F., Delmas V. Pelvic organ prolapse transvaginal repair by the Prolift system: evaluation of efficacy and complications after a 4.5 years follow up. Int. J. Urol. 2012; 19(11): 1010-6.
  5. Gałczyński K., Futyma K., Bar K., Rechberger T. Uszkodzenie pęcherza moczowego w trakcie operacji slingowej w leczeniu nietrzymania moczu – przegląd literatury i opis przypadku. Ginekol. Pol. 2012; 83(10): 784-8.
  6. Goeschen K., Petros P.P. Der weibliche Beckenboden Funktionelle Anatomie, Diagnostik und Therapie nach der Integralteorie. Heidelberg: Springer Medicin Verlag; 2009. 278 s.
  7. Rechberger Т., Tomaszewski J. Powikłania po operacjach urogynekologicznych z uźyciem materiałów protezujących. In: Rechberger T., ed. Uroginekologia praktyczna. Lublin; 2007: 299-307.
  8. Krasnopolsky V.I., Popov A.A., Abramyan K.N., Pushkar D.Yu., Gvozdev M.Yu., Malkhasyan V.A., Seregin A.V., Petrova V.D., Dobrovolskaya T.B., Nasyrova N.I. Mesh-vaginopeksiyas: Results of a multicenter study. Urology. 2012; 1: 29-32.
  9. Nechyporenko N.A., Nechyporenko A.N. Synthetic prostheses in the surgical treatment of women with stress urinary incontinence, combined with genital prolapse. Urology. , 2010; 1: 25-9.
  10. Nechyporenko N.A., Egorova T.Yu., Yutsevich G.V. Synthetic prostheses in the surgical treatment of women with genital prolapse. Obstetrics and Gynecology. 2009; 2: 64-6.
  11. Nechyporenko A.N. Complications of antistressful loop operations in women using synthetic materials. ARS medica. 2013; 5 (75): 106-10.

About the Authors

Nechiporenko Alexander Nikolaevich, Candidate of Medical Science (PhD), Assistant of the Department of Surgery II, Grodno State Medical University. 230015, Republic of Belarus, Grodno, Gorkij str. 80. Tel.: +375152431491. E-mail: Nechiporenko_al@mail.ru
Nechiporenko Nikolai Alexandrovich, MD, Professor, Head of the Department of Surgery II, Grodno State Medical University. 230015, Republic of Belarus, Grodno, Gorkij str. 80. Tel.: +375152431491. E-mail: Nechiporenko_nik@mail.ru

Similar Articles

By continuing to use our site, you consent to the processing of cookies that ensure the proper functioning of the site.