Сравнение эффективности медикаментозного и механических методов для преиндукционной подготовки шейки матки

Баклейчева М.О., Беспалова О.Н., Болотских В.М., Коган И.Ю.

1 ФГБНУ Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта РАН, Санкт-Петербург, Россия; 2 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Цель исследования. Сравнить и изучить эффективность миропристона, ламинарий и катетера Фолея для преиндукционной подготовки шейки матки при доношенном сроке беременности.
Материал и методы. Пациентки были распределены на 3 группы: в 1-й группе (n=49) применялся миропристон, во 2-й группе (n=45) – палочки ламинарий, в 3-й группе (n=48) – катетер Фолея. Критерии включения: доношенный срок гестации >37 недель, степень зрелости шейки матки 3–5 баллов по шкале Бишопа, одноплодная беременность, головное предлежание плода, целый плодный пузырь.
Результаты. Пациентки 3 групп статистически не отличались по возрасту, индексу массы тела, сроку беременности. Миропристон показал свою способность индуцировать созревание шейки матки с активацией родовой деятельности при доношенном сроке гестации без осложнений со стороны матери и плода. Применение данного препарата способствует спонтанному развитию родовой деятельности, позволяя снизить частоту родовозбуждений и оптимизировать длительность родового акта. Миропристон эффективно способствует подготовке родовых путей вне зависимости от паритета родов. Его использование достоверно снижает частоту родоразрешения путем операции кесарева сечения, исключая причину отсутствия биологической готовности родовых путей.
Заключение. В отличие от ламинарий и катетера Фолея, миропристон сокращает общее время на подготовку родовых путей и подходит как для преиндукции, так и для индукции родов.

Ключевые слова

миропристон
ламинарии
катетер Фолея
преиндукция шейки матки
подготовка к родам

Выбор различных комбинаций методов преиндукции зависит от срока беременности, состояния шейки матки, акушерской патологии [1]. В настоящее время для подготовки шейки матки используют два основных подхода – механический и медикаментозный. В качестве механических методов используют введение в шейку матки катетера Фолея [2, 3], ламинарий или гигроскопических дилататоров. Медикаментозные методы включают: применение аналогов простагландина Е1 (мизопростола), простагландина Е2 (динопростона – интрацервикально в виде геля), антигестаген (миропристон) [4].

Описаны различные комбинации и последовательность применения этих методов, которые в первую очередь зависят от исходного состояния шейки матки. Одним из перспективных современных методов преиндукционной подготовки шейки матки является использование синтетического стероидного антигестагенного препарата – миропристона (RU 486, мифепристон, мифепрекс, мифеджин) [5, 6]. Данный препарат блокирует действие прогестерона на рецепторном уровне за счет высокого сродства к его рецепторам (выше по сравнению с прогестероном в два раза) [7]. Кроме этого, миропристон увеличивает сократительную активность миометрия, стимулируя высвобождение интерлейкина-8 в хориодецидуальных клетках и повышая чувствительность миометрия к эндогенным простагландинам.

Структурные изменения шейки матки, обусловленные применением миропристона, включают деградацию коллагена, значительное уменьшение длины и диаметра миофибрилл, снижение активности коллагеназы матричной металлопротеиназы-2 [8].

Кроме этого, миропристон влияет на образование эндогенных простагландинов, что, в свою очередь, повышает чувствительность миометрия к их контрактильным эффектам [9]. После данных воздействий на миометрий процесс родов зачастую начинается без дополнительной индукции.

Учитывая описанные свойства антигестагенных препаратов, в европейских странах и в США они применяются в качестве средства для медикаментозного прерывания маточной беременности в первом и втором триместре [10–13].

В мета-анализе, опубликованном в 2009 году (Cochrane Pregnancy and ChildbirthGroup), включающего 20 исследований [14], была показана достоверно более высокая эффективность антигестагенов для подготовки шейки матки в третьем триместре беременности. По сравнению с плацебо, беременные, получавшие антигестаген, с большей вероятностью вступали в роды или имели зрелую шейку матки через 48 часов от начала использования препарата.

Цель работы – сравнительная оценка эффективности подготовки шейки матки миропристоном, ламинариями и катетером Фолея при доношенном сроке беременности.

Материал и методы исследования

В исследование были включены 142 беременные женщины в период с 2015 по 2017 гг. Критериями включения были: доношенный срок гестации, степень зрелости шейки матки 3–5 баллов по шкале Бишопа, одноплодная беременность, головное предлежание плода, целый плодный пузырь, чистота влагалища I–II степени. Из исследования были исключены пациентки с недоношенной беременностью, многоплодием, тазовым предлежанием плода, рубцом на матке, планируемым оперативным родоразрешением, преэклампсией тяжелой степени, тяжелой экстрагенитальной патологией.

Все пациентки, удовлетворяющие критериям включения/исключения (в зависимости от использования метода подготовки шейки матки) были распределены на 3 группы. В 1-й группе (n=49) использовали препарат миропристон (1 таблетка 200 мг дважды с интервалом в 24 часа). Во 2-й группе (n=45) использовали ламинарии (3–9); также были выделены две подгруппы: 2Л – подготовка осуществлялась только ламинариями (n=20); 2Л+М – ламинариями в сочетании с миропристоном (n=25). В 3-й группе (n=48) применяли катетер Фолея (объем 50–80 мл); также были выделены две подгруппы: 3КФ – без сочетания с миропристоном (n=21); 3КФ+М – сочетание использования катетера Фолея с миропристоном (n=27).

Критериями эффективности применения методов преиндукции были: 1) частота самостоятельного развития родовой деятельности за временной промежуток в 72 часа; 2) время достижения зрелости шейки матки для проведения амниотомии (6–8 баллов); 3) частота зрелой шейки матки (≥6 баллов по шкале Бишопа) через 48 и 72 часа от начала преиндукции, 4) динамика созревания шейки матки (разница в баллах по шкале Бишопа, полученная при вычитании из последнего измерения исходного), 5) временной интервал от начала преиндукции до развития родовой деятельности.

Полученные данные оценивались методами вариационной статистики с использование пакета программ Microsoft Excel (2010).

Корреляционный анализ проводился на основании коэффициента корреляции Пирсона. Сила корреляционной связи: r=0–0,2 (очень слабая связь), r=0,2–0,4 (заметная корреляционная связь), r=0,4–0,6 (значимая корреляционная связь), r=0,6–0,8 (высокая корреляционная связь), r=0,8–1,0 (весьма высокая корреляционная связь).

Результаты исследования

Пациентки 3 групп не отличались по возрасту, индексу массы тела, сроку беременности. В 3-й группе, где для подготовки шейки матки использовался катетер Фолея, было 58,3% первородящих женщин, что достоверно отличалось от групп 1 и 2 (р<0,05). При этом у пациенток из 3-й группы механическое воздействие на шейку матки в анамнезе (гистероскопия, гистерография, искусственный аборт, операции на шейке матки – конизация, полипэктомия, лечение эктопии шейки матки) встречалось почти в 2 раза чаще, чем у пациенток из 1-й и 2-й групп (40%, 24,5%, 24,4%, р<0,05) (табл. 1).

Критерием включения в трех группах была оценка шейки матки по шкале Бишоп 3–5 баллов («созревающая»). Поэтому все пациентки не отличались как по исходному баллу, так и по динамике созревания шейки матки по шкале Бишоп. При последнем измерении через 48 часов от начала преиндукции контрольный балл шейки матки не отличался между группами, однако в группе преиндукции миропристоном отмечена положительная тенденция к достижению оптимальной зрелости родовых путей (6,9 балла по сравнению с 5,7 и 6,2 балла) (табл. 1).

Однако эффективность подготовки шейки матки была наибольшей у пациенток 1-й группы. Так, у 81,6% женщин с применением миропристона была достигнута оптимальная зрелость шейки матки по шкале Бишоп (6–8 баллов) при контрольном измерении через 48 часов, что достоверно отличается от аналогичного показателя в группах с ламинариями (37,8%) и с катетером Фолея (35,4%, p<0,01). Кроме того, в 1-й группе еще у 10,4% пациенток шейка матки стала зрелой в течение следующих 24 часов. Таким образом, эффективность преиндукции родов только препаратом миропристона составила 92% – у такого количества пациенток шейка матки стала зрелой в первые 72 часа.

К непродуктивной преиндукции родов относили отсутствие достижения степени зрелости шейки матки 6 и более баллов по шкале Бишопа в течение 48 часов. Это явилось показанием для дальнейшей преиндукции родов миропристоном в группах с применением механических методов.

В группах с ламинариями и катетером Фолея 7 пациенток не дали согласие на применение миропристона. Через 24 часа от применения антигестагенов (однократное применение миропристона 200 мг) у 31,3% беременных в группе с катетером Фолея была достигнута зрелость шейки матки, что в почти в 2 раза чаще, чем в группе ламинарий (17,8%, р<0,05). И наоборот, в группе с ламинарией через 48 часов (2-кратный прием миропристона) у 22,2% пациенток шейка матки стала зрелой, что почти в 4 раза больше чем в группе с катетером Фолея (р<0,05). Эффективность комбинированного использования двух методов (достижения зрелости шейки матки) была одинаковой и составила: в группе с ламинарией + миропристон – 40%, а в группе с катетером Фолея + миропристон – 37,8%.

Одним из параметров оценки эффективности схем преиндукции родов была частота пациенток, которые вступили в роды во временном интервале от начала преиндукции в первые 48 ч, в 72 ч и после 72 ч.

Общий процент всех женщин, которые самостоятельно вступили в роды, статистически не отличался вне зависимости от метода преиндукции (93,9%, 93,3%, 89,6%; p>0,05).

В группе миропристона в первые 72 ч в роды вступили 92% женщин (а именно, все пациентки, у которых была зрелая шейка матки), что стало самым высоким показателем среди исследуемых групп (75,6%, 83,3%, p<0,05). После 72 ч в группе ламинарий и миропристона каждая пятая пациентка вступила в роды без родовозбуждения, что достоверно отличается от аналогичных показателей 1-й и 3-й групп (p<0,01).

Однако временной промежуток, необходимый на запуск родовой деятельности, оказался достоверно короче в группе, где применяли миропристон, по сравнению с группами, где использовали механические методы и антигестагены (p<0,05; табл. 2).

В каждой группе у 3 пациенток родовая деятельность отсутствовала. Частота родовозбуждения с амниотомией была самой высокой в 3-й группе и составила 37,5%, что в 3 раза чаще, чем в группе с миропристоном, который является одним из методов родовозбуждения. Также в группе миропристона не было ни одного планового родоразрешения путем операции кесарева сечения, связанного с отсутствием биологической готовности родовых путей, что статистически отличается от 2-й и 3-й групп (6,7 и 2,1%). Однако частота кесарева сечения, проведенного в родах по экстренным показаниям со стороны как матери, так и плода, была одинаковой вне зависимости от метода подготовки шейки матки.

В результате проведенного корреляционного анализа были выявлены значимые связи (табл. 3).

Так, при использовании механических методов для преиндукции определена положительная значимая корреляционная связь между динамикой созревания шейки матки и паритетом родов (r=0,512; r=0,463). Можно отметить тенденцию – использование миропристона одинаково эффективно как у первородящих, так и повторнородящих (r=-0,228).

При подготовке родовых путей механическими методами отмечено: с одной стороны, чем больше объем введенной жидкости при использовании катетера Фолея, или чем больше ламинарий потребовалось для подготовки шейки матки, тем лучше динамика созревания шейки матки (r=0,496, r=0,392). С другой стороны, чем меньше достигнута степень зрелости шейки матки после начала преиндукции через 48 часов, тем более продолжителен временной интервал до самостоятельного развития родовой деятельности у беременных (r= -0,479, r= -0,416). В 1-й группе, где использовался миропристон, активация родовой деятельности не зависела от динамики созревания шейки матки (r=-0,077). Аналогичная тенденция отмечена при корреляционной связи между динамикой созревания шейки матки и временным интервалом от момента использования метода до излития околоплодных вод (r~0,0001, r=-0,453, r=-0,371).

Также положительная заметная корреляционная связь отмечена в группах с механическими методами между динамикой созревания шейки матки и сроком гестации на момент преиндукции (r=0,365, r=0,3413).

В 3 группах статистически не отличались: общая продолжительность родов, состояние новорожденного по шкале Апгар. В группах не было случаев хориоамнионитов и кровотечений в 3-м и раннем послеродовом периоде.

Все методы влияют на созревание шейки матки, показывая хорошую динамику данного процесса. Миропристон доказал способность индуцировать созревание шейки матки с активацией родовой деятельности при доношенном сроке гестации без осложнений со стороны матери и плода.

Заключение

На современном этапе в акушерстве применяется два различных подхода к подготовке мягких родовых путей: с одной стороны – это механическая дилатация шейки матки, а с другой – применение медикаментозных препаратов (аналоги простагландина Е1 – мизопростол, простагландина Е2 – динопростон – препидил гель, антигестагена – миропристона), которые воздействуют на саму структуру шейки матки, оказывая влияние на процесс деградации коллагена с образованием эндогенных простагландинов.

Преиндукция миропристоном способствовала спонтанному развитию родовой деятельности в 92% случаев, что позволило снизить частоту родовозбуждений по причине отсутствия биологической готовности родовых путей. Одновременно с этим отмечено снижение частоты плановых операций кесарева сечения по причине отсутствия биологической готовности родовых путей.

При использовании механических методов временной промежуток, необходимый на запуск родовой деятельности, оказался достоверно более продолжительным и доходил до 4–5 дней. В группах с механическими методами подготовки родовых путей почти в 50% случаев (через 48 ч от момента преиндукции) шейка матки не достигла зрелости, что потребовало добавления миропристона.

Список литературы

1. Alfirevic Z., Keeney E., Dowswell T. Methods to induce labour: a systematic review, network meta-analysis and post-effectiveness analysis. BJOG. 2016; 123(9): 1462-70.

2. Garba I., Muhammed A.S., Muhammad Z., Galadanci H.S., Ayyuba R., Abubakar I.S. Induction to delivery interval using transcervical Foley catheter plus oxytocin and vaginal misoprostol: a comparative study at Aminu Kano Teaching Hospital, Kano, Nigeria. Ann. Afr. Med. 2016;15(3): 114-9.

3. Kehl S., Weiss C., Rath W. Balloon catheters for induction of labor at term after previous cesarean section: a systematic review. Eur. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol. 2016; 204: 44-50.

4. Серов В.Н., Шмаков Р.Г, Баев О.Р., Румянцева В.П., Долгушина Н.В., Клименченко Н.И., Ходжаева З.С., Тетруашвили Н.К., Кан Н.Е., Тютюнник В.Л., Краснопольский В.И., Логутова Л.С., Петрухин В.А., Коваленко Т.С., Башмакова Н.В., Мальгина Г.Б., Ерофеев Е.Н., Зазерская И.Е., Осипова Н.А., Михайлова М.В. Медикаментозная подготовка шейки матки к родам и родовозбуждение. Клинические рекомендации. Акушерство и гинекология. 2015; 5(прилож.): 5-14.

5. NIH, U.S. National Library of Medicine, National Center for Biotechnology Information. Available at: https://pubchem.ncbi.nlm.nih.gov/compound/55245

6. The American Society of Health-System Pharmacists. Archived from the original on December 22, 2015. Retrieved December 19, 2015.

7. Baev O.R., Rumyantseva V.P., Tysyachnyu O.V., Kozlova O.A., Sukhikh G.T. Outcomes of mifepristone usage for cervical ripening and induction of labour in full-term pregnancy. Randomized controlled trial. Eur. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol. 2017; 217: 144-9.

8. Баев О.Р., Румянцева В.П., Бурдули Г.М. Прогностические факторы эффективности мифепристона в подготовке к родам. Акушерство и гинекология. 2011; 8: 91-4.

9. World Health Organization. Clinical practice handbook for safe abortion. Geneva: WHO; 2015.

10. Ohannessian A., Baumstarck K., Maruani J., Cohen-Solal E., Auquier P., Agostini A. Mifepristone and misoprostol for cervical ripening in surgical abortion between 12 and 14 weeks of gestation: a randomized controlled trial. Eur. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol. 2016; 201: 151-5.

11. Gawron L.M., Kiley J.W. Labor induction outcomes in third-trimester stillbirths. Int. J. Gynaecol. Obstet. 2013; 123(3): 203-6.

12. Kapp N., Lohr P.A., Ngo T.D., Hayes J.L. Cervical preparation for first trimester surgical abortion. Cochrane Database Syst. Rev. 2010; (2): CD007207.

13. Department of Health WA. Clinical guidelines. Obstetrics and midwifery. 2016.

14. Hapangama D., Neilson J.P. Mifepristone for induction of labour. Cochrane Database Syst. Rev. 2009; (3): CD002865.

Поступила 06.04.2018

Принята в печать 20.04.2018

Об авторах / Для корреспонденции

Баклейчева Маргарита Олеговна, клинический ординатор ФГБНУ НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта РАН.
Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 3. Телефон: 8 (911) 273-65-38. E-mail: bakleicheva@gmail.com
Беспалова Олеся Николаевна, д.м.н., зам. директора по научной работе ФГБНУ НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта РАН.
Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 3. E-mail: shiggerra@mail.ru
Болотских Вячеслав Михайлович, д.м.н., зам. директора по лечебной работе ФГБНУ НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта РАН;
Санкт-Петербургский государственный университет. Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7-9. E-mail: docgin@yandex.ru
Коган Игорь Юрьевич, член-корреспондент РАН, профессор, д.м.н., и.о. директора ФГБНУ НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта РАН. Адрес: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 3. E-mail: ikogan@mail.ru

Для цитирования: Баклейчева М.О., Беспалова О.Н., Болотских В.М., Коган И.Ю. Сравнение эффективности медикаментозного и механических методов для преиндукционной подготовки шейки матки. Акушерство и гинекология. 2018; 6: 100-6.
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2018.6.100-106

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.