ISSN 0300-9092 (Print)
ISSN 2412-5679 (Online)

Подготовка пациенток с хроническим эндометритом к процедуре вспомогательных репродуктивных технологий

Карахалис Л.Ю., Жигаленко А.Р., Доценко С.В., Воронкова В.В.

1) ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, Краснодар, Россия; 2) ГБУЗ «Краевой центр охраны здоровья семьи и репродукции» Минздрава Краснодарского края, Краснодар, Россия

Цель: Оценить способность L. paracasei CNCM I-1572 в составе Энтеролактис Дуо влиять на течение хронического эндометрита (ХЭ) у пациенток в программах вспомогательных репродуктивных технологий и на уровень витамина колекальциферола.
Материалы и методы: Обследованы 68 пациенток с ХЭ. В 1-й группе (n=40) назначалась стандартная терапия ХЭ, колекальциферол и Энтеролактис Дуо, во 2-й группе (n=28) – стандартная терапия ХЭ и колекальциферол. До и после окончания терапии проводилось общеклиническое исследование, включающее физикальные методы, общие анализы крови и мочи, определение уровня тиреотропного гормона, витамина D, Фемофлор-16, ультразвуковое исследование матки и щитовидной железы, определение CD-138.
Результаты: До проведения терапии значимых отличий в уровне витамина D не выявлено: 24,4 (15–38) нг/мл в 1-й группе и 25,6 (16–41) нг/мл – во 2-й. Дисбиоз был диагностирован у 19/40 (47,5%) пациенток 1-й группы и у 1/28 (3,6%) – 2-й группы; умеренный анаэробный дисбиоз – только у пациенток 1-й группы (4/40 (10%)), а анаэробный дисбиоз – только во 2-й группе (11/28 (39,3%)). УЗ-признаки ХЭ выявлены у 30/40 (75,0%) пациенток 1-й группы и у 19/28 (67,9%) – 2-й группы. Гистологическая верификация ХЭ проводилась всем пациенткам в первую фазу менструального цикла, маркер ХЭ – мембранный белок плазматических клеток CD-138 – был выявлен в 100% случаев в обеих группах.
Через 12 недель после начала терапии уровень витамина D между группами значимо отличался: в 1-й группе он составлял 34,4 нг/мл, во 2-й – 28,4  нг/мл.
После лечения в 1-й группе нормоценоз отмечался у 26/40 (65,0%) и абсолютный нормоценоз – у 14/40 (35,0%) пациенток. Во 2-й группе были 2/28 (7,1%) пациентки с анаэробным дисбиозом при нормоценозе у 26/28 (92,9%) обследованных женщин. УЗ-признаки ХЭ в 1-й группе отсутствовали у 29/40 (72,5%) пациенток, во 2-й группе – у 13/28 (46,4%). По результатам гистологической верификации ХЭ CD-138 отсутствовал в 1-й группе и сохранился у 1/28 (3,6%) пациентки во 2-й группе. 
Заключение: Использование синбиотика «Энтеролактис Дуо» на фоне стандартной терапии ХЭ способствует нормализации биоценоза влагалища.
Обе группы принимали витамин D, в 1-й группе с использованием синбиотика «Энтеролактис Дуо» уровень витамина D вырос значимо больше по сравнению со 2-й группой, что позволило нам сделать вывод о повышении усвоения перорального витамина D на фоне приема Энтеролактис Дуо. Также полученные гистологические и ультразвуковые данные показали способность L. paracasei CNCM I-1572 в составе Энтеролактис Дуо оказывать благоприятное влияние на течение ХЭ.

Вклад авторов: Карахалис Л.Ю. – разработка концепции, дизайна и методологии, анализ и интерпретация полученных данных, подготовка и редактирование текста, утверждение окончательного варианта статьи; 
Жигаленко А.Р., Доценко С.В. – анализ и интерпретация полученных данных, подготовка и редактирование текста; Воронкова В.В. – разработка дизайна и методологии, подготовка и редактирование текста, утверждение окончательного варианта статьи. 
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование: Работа выполнена без спонсорской поддержки.
Одобрение Этического комитета: Исследование было одобрено локальным Этическим комитетом ГБУЗ «Краевой центр охраны здоровья семьи и репродукции» Минздрава Краснодарского края.
Согласие пациентов на публикацию: Пациентки подписали информированное согласие на публикацию своих данных.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Карахалис Л.Ю., Жигаленко А.Р., Доценко С.В., 
Воронкова В.В. Подготовка пациенток с хроническим эндометритом 
к процедуре вспомогательных репродуктивных технологий.
Акушерство и гинекология. 2023; 12: 152-157
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2023.291

Ключевые слова

хронический эндометрит
синбиотик
витамин D

Несмотря на обширное и длительное изучение такой патологии, как хронический эндометрит (ХЭ), до настоящего времени у врачей имеется ряд вопросов, связанных с воздействием ХЭ на инфертильность [1, 2], а также их интересует влияние влагалищной микробиоты на течение ХЭ [3]. Исследования последних лет показали, что клиническая картина ХЭ имеет невыраженную симптоматику, проявляющуюся аномальными маточными кровотечениями, жалобами на дискомфорт внизу живота, наличием белей. Стертость симптоматики затрудняет постановку диагноза ХЭ, поэтому с целью диагностики применяется биопсия эндометрия с последующим гистологическим исследованием, что является золотым стандартом. При этом необходимым в диагностике является определение плазматических клеток в биоптате. ХЭ широко распространен среди пациенток центров вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) [4].

Перед врачами при проведении циклов ВРТ зачастую встает вопрос: насколько нарушены функции эндометрия среди пациенток, которые имеют повторные неудачи при проведении протоколов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Проведенное Saxtorph M.H. et al. (2020) проспективное контролируемое когортное исследование показало, что у данной группы пациенток, в сравнении с группой контроля, на 18% чаще диагностировался ХЭ: 24% против 6%. Также в группе с повторными неудачами в циклах ЭКО был более низкий уровень витамина D и прогестерона. Авторы сделали вывод, что относительный дефицит витамина D, снижение уровня прогестерона и ХЭ являются важными причинами и мишенями для лечения. При этом они указали, что роль вагинального микробиома требует дальнейшего изучения [5]. Роль дефицита витамина D, а также дисфункции щитовидной железы у пациенток с ХЭ была доказана и в другом исследовании [6].

Одним из современных методов для поддержания в нормальном состоянии микробиома эндометрия, в том числе в циклах ВРТ, является использование пробиотиков и пребиотиков [7] на фоне стандартной терапии ХЭ. Пробиотики представлены Lactobacillus (L.), Bifidobacterium, Streptococcus, Bacillus и др., а пребиотики – фруктанами (инулин, фруктоолигосахариды), олигосахаридами и галактоолигосахаридами. Вместе пробиотики и пребиотики называются синбиотиками [8]. Данные проведенных научных исследований показали, что увеличение числа лактобактерий на фоне терапии синбиотиком и поддержание их на уровне 60–80% способны повышать барьерную функцию клеток эпителия эндометрия, что приводит к уменьшению числа провоспалительных цитокинов [9, 10].

Цель исследования – оценить способность L. paracasei CNCM I-1572 в составе Энтеролактис Дуо влиять на течение ХЭ и концентрацию витамина колекальциферола в сыворотке крови у пациенток в программах ВРТ.

Материалы и методы

Проведено исследование 68 пациенток с ХЭ, составивших 2 группы в зависимости от вида лечения. В группу 1 включены 40 женщин, в группу 2 – 28 пациенток. В обеих группах назначалась стандартная терапия ХЭ в соответствии с клиническим протоколом [11]. Терапия ХЭ заключалась в использовании антибактериальных препаратов широкого спектра действия после предварительного проведения культурального исследования. Клинической базой исследования являлось ГБУЗ «Краевой центр охраны здоровья семьи и репродукции» МЗ Краснодарского края (главный врач – к.м.н. Жигаленко А.Р.). В соответствии с целью исследования в 1-й группе (n=40) к стандартной терапии ХЭ был добавлен синбиотик «Энтеролактис Дуо» по 1 саше (5 г) 1 раз в день в течение 12 недель. Содержимое саше предварительно растворяли в стакане воды комнатной температуры. В одном пакетике Энтеролактис Дуо содержатся: пробиотик – Lactobacillus paracasei, штамм CNCM I-1572 (ранее L. casei DG), 5 млрд (5×109) КОЕ (на конец срока годности) и пребиотик – инулин, 4000 мг. Прием Энтеролактис Дуо осуществлялся за 3 ч до приема антибиотика. Пациенткам обеих групп с уровнем витамина D менее 30 нг/мл назначали препараты колекальциферола в дозе 2000 ЕД, при уровне ниже 20 нг/мл – 4000 ЕД, при уровне 30 нг/мл и выше назначалась поддерживающая доза 1000 ЕД. Прием витамина D осуществляли в течение всего периода лечения.

Проводили сбор общего и репродуктивного анамнеза, все пациентки были обследованы физикально, им измеряли артериальное давление (АД, мм рт. ст.); подсчитывали число сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД) в минуту; определяли возраст (лет); индекс массы тела (ИМТ, кг/м2); измеряли окружность талии (ОТ, см); окружность бедер (ОБ, см); рассчитывали соотношение ОТ/ОБ.

Перед началом терапии и после ее окончания проводили лабораторный контроль: общий анализ крови (ОАК); общий анализ мочи (ОАМ); определяли уровень витамина D (нг/мл) и тиреотропного гормона (ТТГ, мМЕ/л).

До и после лечения определяли состояние микробиоты влагалища методом «Фемофлор-16». Также проводили ультразвуковое исследование (УЗИ) матки и придатков, щитовидной железы на аппарате Philips HD15. Оценка наличия и тяжести эндометрита проводилась при помощи гистероскопа фирмы Karl Storz, а также путем иммуногистохимического исследования и определения маркера ХЭ – мембранного белка плазматических клеток CD-138 при помощи стандартных методик.

Для описания цифровых данных использовали пакет STATISTICA 13.3 (Tibco, USA).

Результаты

Пациентки исследуемых групп были сопоставимы по возрасту и ИМТ: 36,4 и 35,3 года; 23,96 и 24,36 кг/м2 соответственно.

По результатам измерения показатель ОТ в среднем составлял 78,1 и 74,7 см, ОБ – 98,7 и 98,4 см, индекс ОТ/ОБ – 0,79 и 0,76 в группах соответственно.

Учитывая, что в обеих группах коэффициент ОТ/ОБ был меньше 0,85 и ОТ при измерении не превышала 80 см, можно считать, что большинство пациенток были с метаболически здоровым фенотипом.

Пациентки не отличались по показателям АД и ЧСС.

Исходные общеклинические показатели гемоглобина, лейкоцитов, эритроцитов, гематокрита, тромбоцитов были в пределах референсных значений в обеих группах.

Определяли концентрацию ТТГ и колекальциферола в группах для уточнения роли витамина D, биологические эффекты которого распространяются и за пределы скелета. Доказано влияние колекальциферола, в том числе, на заболевания щитовидной железы [12]. Показатели ТТГ в обеих группах были в пределах нормы. Патология щитовидной железы по данным УЗИ была выявлена у 12/40 (30,0%) пациенток 1-й группы и у 7/28 (25,0%) – 2-й группы. При этом до проведения стандартной терапии ХЭ в обеих группах отмечен дефицит колекальциферола без значимого отличия между показателями: в 1-й группе исходный уровень составлял 24,4 (15–38) нг/мл, во 2-й – 25,6 (16–41) нг/мл.

ОАМ был без патологии в обеих группах.

Исходные данные «Фемофлор-16» представлены в таблице 1.

155-1.jpg (117 KB)

Всем пациенткам было проведено УЗИ матки и придатков, при котором оценивались состояние эндометрия и признаки ХЭ. Патология полости матки по результатам УЗИ была выявлена у 11/40 (27,5%) пациенток 1-й группы и у 11/28 (39,3%) – 2-й группы, при этом УЗ-признаки ХЭ в 1-й группе были у 30/40 (75,0%) женщин, во 2-й – у 19/28 (67,9%). Частота наличия синехий в полости матки составила в 1-й группе 12,5% (5/40), во 2-й группе – 7,1% (2/28). Полипы эндометрия диагностированы у 26/40 (65,0%) и 19/28 (67,9%) пациенток соответственно; диффузные изменения миометрия были выявлены в 1-й группе у 32/40 (80,0%) женщин, во 2-й – у 18/28 (64,3%) (табл. 2).

Гистологическая верификация ХЭ проводилась всем пациенткам в первую фазу менструального цикла. У женщин обеих групп определяли маркер ХЭ – мембранный белок плазматических клеток CD-138, который был выявлен в 100% случаев.

Через 12 недель от начала терапии, после окончания приема синбиотика, лабораторные показатели оставались в пределах референсных значений.

На фоне лечения не получено значимого изменения уровня ТТГ в исследуемых группах, а уровень витамина D после лечения вырос в обеих группах. При сравнении между группами было выявлено значимо большее увеличение уровня витамина D в 1-й группе – после лечения он был равен 34,4 нг/мл, во 2-й группе – 28,4 нг/мл.

Пациентки обеих групп принимали витамин D, но только в 1-й группе на фоне лечения использовался синбиотик «Энтеролактис Дуо», что позволяет нам сделать вывод о повышении усвоения перорального витамина D на фоне приема данного синбиотика.

Всем пациенткам после лечения проводили исследование «Фемофлор-16», результаты которого представлены в таблице 3.

После терапии в 1-й группе отмечались нормоценоз у 65,0% (26/40) и абсолютный нормоценоз у 35,0% (14/40) пациенток. Во 2-й группе были 2/28 пациентки с анаэробным дисбиозом (7,1%) при нормоценозе у 26/28 (92,9%) обследованных женщин. Таким образом, использование синбиотика «Энтеролактис Дуо» на фоне стандартной терапии ХЭ способствует нормализации биоценоза влагалища.

После лечения также проводилось УЗИ матки и придатков с оценкой состояния эндометрия и признаков ХЭ. Необходимо отметить, что в 1-й группе патология полости матки при проведении УЗИ не выявлена, а во 2-й группе была у 2/28 (7,1%) обследованных женщин. При этом УЗ-признаки ХЭ в 1-й группе отсутствовали у 29/40 (72,5%) пациенток, а во 2-й группе – у 13/28 (46,4%).

Как и до лечения, гистологическая верификация ХЭ проводилась всем пациенткам в первую фазу менструального цикла. В обеих группах определяли мембранный белок плазматических клеток CD-138, который отсутствовал в 1-й группе и сохранился у 1/28 (3,6%) пациентки во 2-й группе.

Заключение

Использование синбиотика «Энтеролактис Дуо» на фоне стандартной терапии ХЭ способствует нормализации биоценоза влагалища.

Пациентки обеих групп принимали витамин D, при этом в 1-й группе c использованием синбиотика «Энтеролактис Дуо» уровень витамина D вырос значимо больше по сравнению со 2-й группой, что позволило нам сделать вывод о повышении усвоения перорального витамина D на фоне приема Энтеролактис Дуо.

Также полученные гистологические и ультра­звуковые данные показали способность L. paracasei CNCM I-1572 в составе Энтеролактис Дуо оказывать благоприятное влияние на течение ХЭ.

Список литературы

  1. Галкина Д.Е., Макаренко Т.А. Современные представления об этиологии патогенетических механизмов хронического эндометрита. Акушерство, гинекология и репродукция. 2023; 17(1): 115-26.
  2. Карахалис Л.Ю., Кононенко Т.С. Таксономический профиль микробиома эндометрия при хроническом эндометрите Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2022; 10(4): 23-30.
  3. Карахалис Л.Ю., Филипович А.В., Халафян А.А. Оптимизация методов коррекции нарушений нормоценоза влагалища при первичном обращении пациенток. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2021; 20(2): 50-7.
  4. Vitagliano A., Saccardi C., Noventa M., Di Spiezio Sardo A., Saccone G., Cicinelli E. et al. Effects of chronic endometritis therapy on in vitro fertilization outcome in women with repeated implantation failure: a systematic review and meta-analysis. Fertil. Steril. 2018; 110(1): 103-112.e1.https://dx.doi.org/10.1016/j.fertnstert.2018.03.017.
  5. Saxtorph M.H., Hallager N., Persson G., Petersen K.B., Eriksen J.O., Larsen L.G. et al. Assessing endometrial receptivity after recurrent implantation failure: a prospective controlled cohort study. Reprod. Biomed. Online. 2020; 41(6): 998-1006. https://dx.doi.org/10.1016/j.rbmo.2020.08.015.
  6. Kuroda K., Matsumura Y., Ikemoto Y., Segava T., Hashimoto T., Fucuda J. et al. Analysis of the risk factors and treatment for repeated implantation failure: Optimization of Thyroid function, Immunity, and Uterine Milieu (OPTIMUM) treatment strategy. Am. J. Reprod. Immunol. 2021; 85(5): e13376.https://dx.doi.org/10.1111/aji.13376.
  7. Ивашкин В.Т., Маев И.В., Абдулганиева Д.И., Алексеенко С.А., Горелов А.В., Захарова И.Н., Зольникова О.Ю., Ивашкина Н.Ю., Корочанская Н.В., Маммаев С.Н., Полуэктова Е.А., Трухманов А.С., Усенко Д.В., Успенский Ю.П., Цуканов В.В., Шифрин О.С., Бережная И.В., Ивашкин К.В., Лапина Т.Л., Масленников Р.В., Николаева С.В., Сугян Н.Г., Ульянин А.И. Практические рекомендации Научного сообщества по содействию клиническому изучению микробиома человека (НСОИМ) и Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА) по применению пробиотиков, пребиотиков, синбиотиков и обогащенных ими функциональных пищевых продуктов для лечения и профилактики заболеваний гастро- энтерологического профиля у детей и взрослых. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2021; 31(2): 65-91.
  8. Pandey K.R., Naik S.R., Vakil B.V. Probiotics, pre- biotics and synbiotics — a review. J. Food Sci. Technol. 2015; 52(12): 7577-87.https://dx.doi.org/10.1007/s13197-015-1921-1.
  9. Dizzell S., Nazli A., Reid G., Kaushic C. Protective effect of probiotic bacteria and estrogen in preventing HIV-1-Mediated Impairment of epithelial barrier integrity in female genital tract. Cells. 2019; 8(10): 1120.https://dx.doi.org/10.3390/cells8101120.
  10. Громова О.А., Торшин И.Ю. Микронутриенты и репродуктивное здоровье. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2019. 220 с.
  11. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации «Воспалительные болезни женских тазовых органов». 2021.
  12. Пигарова Е.А., Поваляева А.А., Дзеранова Л.К., Рожинская Л.Я. Роль витамина D при эндокринных заболеваниях. Лабораторная служба. 2021; 10(2): 34-46.

Поступила 12.12.2023

Принята в печать 22.12.2023

Об авторах / Для корреспонденции

Карахалис Людмила Юрьевна, д.м.н., профессор, профессор кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии ФПК и ППС, Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 350063, Россия, Краснодар, ул. Митрофана Седина, д. 4; врач акушер-гинеколог, Краевой центр охраны здоровья семьи и репродукции Министерства здравоохранения Краснодарского края, 350007, Россия, Краснодар, Площадь Победы, д. 1; врач акушер-гинеколог, Краевая клиническая больница №2 Министерства здравоохранения Краснодарского края, +7(988)244-40-44, lomela@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003- 1040-6736
Жигаленко Анжела Рубеновна, к.м.н., главный врач, Краевой центр охраны здоровья семьи и репродукции Министерства здравоохранения Краснодарского края,
350007, Россия, Краснодар, Площадь Победы, д. 1; ассистент кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии ФПК и ППС, Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 350063, Россия, Краснодар, ул. Митрофана Седина, д. 4, kcpsir@mail.ru,
https://orcid.org/0000-0002-4202-2350
Доценко Светлана Витальевна, заведующая отделением охраны репродуктивного здоровья, Краевой центр охраны здоровья семьи и репродукции Министерства здравоохранения Краснодарского края, 350007, Россия, Краснодар, Площадь Победы, д. 1, https://orcid.org/0009-0003-4571-9967
Воронкова Виктория Витальевна, аспирант кафедры акушерства, гинекологии и перинатологии ФПК и ППС, Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 350063, Россия, Краснодар, ул. Митрофана Седина, д. 4, v.v.fomenko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9153-1995
Автор, ответственный за переписку: Людмила Юрьевна Карахалис, lomela@mail.ru

Также по теме