Значение допплеровского определения максимальной систолической скорости кровотока в средней мозговой артерии в диагностике анемии плода при Rh-конфликтной беременности

Демидов В.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия
Своевременная и точная диагностика анемии плода при иммуноконфликтной беременности имеет важное значение в выборе наиболее рациональной тактики ведения беременности, методов лечения, способов и времени родоразрешения. Для успешного решения этой задачи в настоящее время используют данные допплеровского определения максимальной систолической скорости кровотока в средней мозговой артерии, определяемой при помощи специально созданных для этой цели таблиц, разработанных G. Mari и соавт. Аналогичные таблицы при использовании этой же методики были разработаны и нами (В.Н. Демидов и соавт.). Однако выполненные нами исследования показали, что применяемые зарубежными авторами методики расчета скорости кровотока значительно завышают его показатели у плодов со средней степенью тяжести гемолитической болезни плода, неоправданно переводя их в тяжелую группу. В итоге это приводит либо к более частому неоправданному родоразрешению, либо к необоснованному кордоцентезу. В настоящее время зарубежные авторы взамен определения максимальной систолической скорости кровотока в средней мозговой артерии предлагают вычислять такой показатель, как МоМ, который представляет собой частное от деления индивидуальной скорости кровотока на среднестатистическую ее величину для каждого срока беременности. Однако, с нашей точки зрения, определенным недостатком данного метода является то, что практический врач обычно не знает, что представляет собой этот показатель и действует без понимания сущности изучаемого явления. Более того, МоМ нисколько не повышает точность диагностики, поскольку полностью отражает тот же процесс, что и скорость кровотока. К преимуществам же определения скорости кровотока следует отнести то, что эти показатели являются общепринятыми и позволяют значительно лучше узнать сущность изучаемого явления и особенно динамику его изменения, что имеет важное значение в выборе оптимального времени родоразрешения.

Ключевые слова

резус-конфликтная беременность
допплерография
оценка информативности МоМ и максимальной систолической скорости кровотока

Гемолитическая болезнь, обусловленная Rh-кон­фликт­ной беременностью, является серьезной патологией, нередко ставящей под угрозу жизнь и здоровье новорожденного [1–3]. В настоящее время принято считать, что наиболее эффективным методом оценки состояния плода при гемолитической болезни является анализ его крови, взятой непосредственно из пуповины при кордоцентезе [4–6]. Однако существенными недостатками данного метода, ограничивающими его применение, являются инвазивность и невозможность осуществления частого динамического наблюдения, что нередко бывает необходимо для контроля за состоянием плода.

Данное положение коренным образом изменилось после того, как группой авторов G. Mari at al. [7–9] в 1990–1993 гг. была выполнена серия исследований, где было показано, что между максимальной систолической скоростью кровотока, установленной при помощи допплерографии, в средней мозговой артерии и выраженностью анемии плода существует довольно четкая прямо пропорциональная зависимость. Все это в последующем позволило широко использовать данный метод для диагностики выраженности анемии при гемолитической болезни плода и, по данным многоцентровых исследований (G. Mari, L. Detti [10]), в 70% случаев исключить необходимость применения инвазивных методов исследования в группе беременных высокого риска по развитию рассматриваемой патологии.

Материалы и методы

В настоящее время оценка выраженности анемии осуществляется либо посредством определения максимальной скорости кровотока в средней мозговой артерии, выраженной в см/с, либо на основании вычисления такого показателя, как МоМ. Последний определяется как частное от деления полученной в каждом конкретном случае индивидуальной скорости кровотока на среднюю статистическую ее величину, характерную для данного срока беременности. При этом средняя величина МоМ, по данным G. Mari [11] равная 1,0 (I группа), свидетельствует об отсутствии анемии, 1,25 (II группа) – о начальных ее проявлениях, 1,50 (III группа) – о выраженных и 1,55 (IV группа) – о резко выраженных. Взаимосвязь между величиной скорости кровотока, так же, как и МоМ, и выраженностью анемии у плода определяется по специально созданным для этих целей таблицам (1, 2) или математическим уравнениям. Причем отечественные исследователи для оценки выраженности анемии в основном предпочитают ориентироваться непосредственно на скорость кровотока [12–13], тогда как зарубежные [11] – на величину МоМ.

Результаты

Проведенный нами анализ результатов, представленный зарубежными авторами, дает основание поставить под сомнение корректность выполненных ими исследований в отношении величины МоМ двух последних групп, где различие в величине этого показателя между ними составило всего 0,05 и оказалось в 5 раз меньше, чем между другими соседними группами, где оно равнялось 0,25. В перерасчете на скорость эта величина оказалась очень небольшой, соответствовала в среднем 2,2 см/с и находилась в пределах погрешности метода, которая, по нашим данным, могла составлять 3–5 см/с, а в некоторых случаях даже более. В то же время в выполненных нами аналогичных исследованиях среднее различие в скорости кровотока между двумя этими группами составляло в среднем 6,0 см/с, т.е. было почти в 3 раза больше, что значительно повышало точность проводимых в этом направлении исследований (табл. 1, 2).

192-1.jpg (217 KB)

Анализ полученных нами данных свидетельствует о том, что столь незначительные различия в средней скорости кровотока между двумя последними группами могут быть обусловлены двумя основными причинами: либо завышением скорости кровотока в III группе, либо ее занижением в IV. Проведенный нами сравнительный анализ средней скорости кровотока показал, что у пациенток IV группы в наших (61,5 см/с) и зарубежных исследованиях (65,5 см/с) она отличалась незначительно, и это различие составило всего 4 см/с. В то же время в III группе различие в скорости между результатами наших исследований (55,5 см/с) и зарубежных авторов (63,6 см/с) составило 7,8 см/с, т.е. оказалось почти в 2 раза больше. Аналогичную закономерность подтверждают также данные, полученные при анализе различий в скорости кровотока в соседних (II–III и III–IV) группах в проведенных вышеуказанных исследованиях. Так, в наших исследованиях среднее различие в скорости кровотока во II–III группах (55,5–48,5 см/с) составило в среднем 7,0 см/с, а в III–IV группах (61,5–55,5 см/с) соответственно – 6,0 см/с, различие между указанными группами составило всего 1,0 см/с. В то же время в представленной зарубежными авторами методике это различие было значительно более выраженным. В частности, во II–III группах (63,3–54,5 см/с) оно составило 8,8 см/с, а в III–IV (65,5–63,3 см/с) – 2,2 см/с, т.е. различие между рассматриваемыми выше группами оказалось в 4 раза и больше. Все это указывает на значительную завышенность результатов в скорости кровотока у плодов III группы. О завышенности показателей одной из групп свидетельствует и тот факт, что средние суммы указанных выше средних показателей кровотока во II–III и III–IV группах в наших и зарубежных исследованиях оказались практически равны и составили соответственно 6,5 и 5,5 см/с, т.е. были близки по значению. Следовательно, эти данные свидетельствуют о том, что в случае соответствующей коррекции представленных здесь показателей одной из этих групп, проведенных даже в пределах уже имеющихся их цифровых значений, различия в скорости кровотока в них оказались бы значительно менее выраженными.

Представленные здесь данные, с нашей точки зрения, имеют важное практическое значение в связи с тем, что неточная оценка скорости кровотока в двух последних группах может радикально изменить тактику ведения и лечения плодов с Rh-конфликтной беременностью. О сложности такой дифференциации, по-видимому, могут свидетельствовать и результаты исследований, выполненных непосредственно авторами этой методики. Для оценки информативности данного метода они в одну группу (ввиду близости их цифровых значений) объединили плоды со средней и тяжелой степенью тяжести анемии (10) и показали, что его чувствительность составила 100%, а специфичность – 88%.

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, мы пришли к следующему заключению.

При определении МоМ врач обычно не знает, что представляет собой этот показатель, и поэтому действует без четкого понимания сущности изучаемого явления.

Определение МоМ нисколько не повышает точность диагностики рассматриваемой патологии, поскольку величина скорости кровотока и МоМ по существу отражают один и тот же процесс за исключением того, что при вычислении последнего осуществляется еще одно необязательное арифметическое действие.

К преимуществам непосредственного определения скорости кровотока следует отнести то, что этот показатель является общепринятым и его применение позволяет значительно проще и нагляднее оценить сущность изучаемого явления, особенно при осуществлении динамического наблюдения.

Существенным недостатком предлагаемой зарубежными авторами методики определения максимальной скорости кровотока в средней мозговой артерии, с нашей точки зрения, является то, что она приводит к существенному завышению частоты выявления тяжелой формы анемии плода, что, естественно, ведет либо к неоправданному более частому досрочному родоразрешению, либо необязательному кордоцентезу.

Список литературы

  1. Сидельникова В.М., Антонов А.Г. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного. М.: Триада-Х; 2004.192с.
  2. Ульм Б., Бернашек Г. Иммунная водянка плода, обусловленная резус-конфликтом. В кн.: Мерц Э. Ультразвуковая диагностика в акушерстве и гинекологии. т.1: Акушерство. Пер. с англ. Гус А.И., ред. М.: МЕДпресс-информ; 2011: 220-33.
  3. Айламазян Э.К., Павлова И.Г. Иммунизация при беременности. СПб.: В-П; 2012. 163с.
  4. Basu S., Kaur R., Kaur G. Hemolytic disease of the fetus and newborn: current trends and perspectives. Asian J. Transfus. Sci. 2011; 5(1): 3-7. https://dx.doi.org/10.4103/0973-6247.75963.
  5. Савельева Г.М., Коноплянникова А.Г., Курцер М.А., Панина О.Б. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012. 143с.
  6. Резус-иммунизация. В кн.: Савельева Г.М., Серов В.Н., Сухих Г.Т., ред. Клинические рекомендации. Акушерство и гинекология. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015: 153-72. [RH-immunization. Obstetrics and gynecology. Clinical practice guidelines under the editorship of G.M. Savel'eva, V.N. Serov, G.T. Sukhikh. M.: GEOTAR-Media. 2015; 153-72. (in Russian).
  7. Mari G., Moise K.J. Jr., Deter R.L., Carpenter R.J. Jr. Flow velocity waveforms of the umbilical and cerebral arteries before and intravascular transfusion. Obstet. Gynecol. 1990; 75(4): 584-9.
  8. Mari G., Moise K.J. Jr., Deter R.L., Kirshon B., Stefos T., Carpenter R.J. Jr. Flow velocity waveforms of the vascular system in the anemic fetus before and after intravascular transfusion for severe red-cell alloimmunization. Am. J. Obstet. Gynecol. 1990; 162(7): 1060-4. https://dx.doi.org/10.1016/0002-9378(90)91315-4.
  9. Mari G., Adrignolo A., Abuhamad A.Z., Pirhonen J., Jones D.C., Ludomirsky A., Copel J.A. Diagnosis of fetal anemia with Doppler ultrasound in the pregnancy complicated by maternal blood group immunization. Ultrasound Obstet. Gynecol. 1995; 5(6): 400-5. https://dx.doi.org/10.1046/j.1469-0705.1995.05060400.x.
  10. Мари Г., Детти Л. Использование ультразвуковой допплерометрии для оценки состояния плода. В кн.: Флейшер А., Мэнинг Ф., Дженти П., Ромеро Р. Эхография в акушерстве и гинекологии. Теория и практика. Пер. с англ. М.: Издательский дом Видар-М; 2004; ч. 1: 269-306.
  11. Mari G., Deter R.L., Carpenter R.L., Rahman F., Zimmerman R., Moise K.J. Jr. For the collaborative group for Doppler assessment of the blood velocity in anemic fetuses. Noninvasive diagnosis by Doppler ultrasonography of fetal anemia due to maternal red-cell alloimmunization. N. Engl. J. Med. 2000; 342(1): 9-14. https://dx.doi.org/10.1056/NEJM200001063420102.
  12. Демидов В.Н., Белоусов Д.М., Воронкова М.А., Хорошкеева О.В. Применение допплерографии для оценки выраженности гемолитической болезни плода при Rh-конфликтной беременности. В кн.: Амбулаторно-поликлиническая помощь – в эпицентре женского здоровья. Юбилейный Всероссийский конгресс с международным участием. Сборник тезисов. Москва 18-21 марта 2014. М.: МЕДИ-Экспо; 2014: 36-7.
  13. Демидов В.Н. Допплерография. В кн.: Савельева Г.М., Сухих Г.Т., Серов В.Н., Радзинский В.Е., ред. Акушерство. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2015: 131-7.

Поступила 26.05.2020

Принята в печать 02.10.2020

Об авторах / Для корреспонденции

Демидов Владимир Николаевич, д.м.н., профессор, главный научный сотрудник отделения ультразвуковой и функциональной диагностики,
ФГБУ «НМИЦ АГиП им. В.И. Кулакова» Минздрава России. Тел.: +7(910)451-25-68. E-mail: demydow@yandex.ru.
117977, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.

Для цитирования: Демидов В.Н. Значение допплеровского определения максимальной систолической скорости кровотока в средней мозговой артерии в диагностике анемии плода при Rh-конфликтной беременности.
Акушерство и гинекология. 2020; 10: 190-194
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2020.10.190-194

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.