Суррогатное материнство: законодательство и практика применения

Басова А.В., Комкова Г.Н., Романовский Г.Б.

1 ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России; 2 ФГБОУ ВО Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского, Россия; 3 ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Россия
Цель исследования. Провести анализ современной литературы по вопросу правового регламентирования российских и иностранных граждан на суррогатное материнство.
Материалы и методы. В обзоре приведены результаты систематического анализа зарубежного и российского законодательства и литературы по вопросу обеспечения прав населения на суррогатное материнство.
Результаты. Выявлены современные проблемы правового регулирования суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Заключение. Предлагается изменение действующего законодательства в области суррогатного материнства.

Ключевые слова

суррогатное материнство
репродуктивные права
репродуктивные технологии

Согласно статистическим данным, бесплодие в России в 2016 году достигло уровня национальной безопасности: 17 процентов семейных пар не могут по этой причине зачать и родить ребенка. Специалисты заявляют о ежегодном увеличении случаев бесплодия среди населения репродуктивного возраста и необходимости применения репродуктивных технологий [1].

В условиях демографического кризиса наше государство стремится учесть и частные, и публичные интересы: активно развиваются репродуктивные технологии, в том числе суррогатное материнство. В целом программы суррогатного материнства можно оценить положительно, как для государства (бесплодие может привести к серьезным демографическим и социальным последствиям, на что активно указывается в юридической науке при обосновании суррогатного материнства) [2, 3], так и для частных лиц, для которых суррогатное материнство – единственный способ рождения собственного ребенка.

В связи с развитием общественных отношений в области суррогатного материнства, возникают дискуссии в обществе о допустимости и соответствии суррогатного материнства морально-этическим нормам. Суррогатное материнство осуждается как в христианстве, так и в исламе, что отражено: в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденной Архиерейским собором в г. Москве (13–16 августа 2000 г.) [4], в Окружном послании Папы Иоанна Павла II епископам, священникам и диаконам, монахам и монахиням, верным мирянам и всем людям доброй воли о ценности и нерушимости человеческой жизни, озвученной 25 марта 1995 г., именуемом «Evangelium Vitae» («Евангелие Жизни») [5], в решении Совета Исламского Фикха (Маджма аль-Фикх аль-Ислами) [6]. Указанные документы исходят из того, что суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Против суррогатного материнства выступают и некоторые юристы. В марте 2017 г. сенатор Антон Беляков внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект № 133590-07 о запрете суррогатного материнства в нашей стране, так как действующее законодательство не в полной мере обеспечивает и защищает права суррогатной матери, потенциальных родителей и ребенка [7]. Законопроект включен в примерную программу законотворческой деятельности, однако Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддержал саму концепцию документа.

Сторонники запрета суррогатного материнства указывают на то, что часто суррогатной матерью соглашаются быть женщины, оказавшиеся в сложном материальном положении, что является неэтичным и дискриминационным. В США одним из скандальных стало дело Алехандры Муньос, которая была незаконно привезена в Америку для рождения ребенка для бесплодной пары. Когда женщина решила сделать аборт, она была фактически заключена под «домашний арест» под угрозой привлечения к ответственности за незаконное пересечение границы. Американские исследования показывают, что суррогатные матери – это женщины в половине случаев окончившие среднюю школу, только 10% – имевшие бакалаврское образование, и 60% – безработные [8].

В программах по подбору суррогатных матерей часто выступают посредники, которые преследуют единственную цель – наживу. Так, в декабре 2005 г. суд приговорил к штрафу в 350 тыс. руб. москвичку, которая уговаривала беременных женщин принять участие в программе суррогатного материнства. Аферистка подделывала для своих подопечных документы об экстракорпоральном оплодотворении и переносе эмбрионов, после чего продавала новорожденных бездетным парам за 20–25 тыс. долларов [9].

Действительно, в информационной системе «Интернет» множество предложений по услугам суррогатного материнства от частных лиц, организаций, посредников, что указывает, с одной стороны, на востребованность такого вида репродуктивной помощи, с другой стороны, что ситуация требует контроля со стороны государства.

Именно по морально-этическим нормам многие европейские экономически развитые государства запрещают суррогатное материнство как вид лечения бесплодия: Италия, Франция, Германия, Австрия, Норвегия, Швеция [10]. Так, в соответствии с Законом Италии «О нормах вспомогательных репродуктивных технологий» от 2004 года, гражданам Италии суррогатное материнство запрещено, как на территории Италии, так и за рубежом. Законодательство данной страны предусматривает уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от трех месяцев до двух лет или штраф в размере от 600 000 до 1 млн евро тем, кто рекламирует, организует и участвует в суррогатном материнстве на территории Италии [11].

Другие современные демократические государства устанавливают жесткий контроль за данным видом медицинской помощи. Так, в соответствии с законом Великобритании «О суррогатном материнстве» от 1985 года услуга суррогатного материнства возможна только на безвозмездной основе, без заключения договора на оказание услуги суррогатного материнства. Отношения строятся сугубо на доверительных основах, оплата допускается только текущих расходов, связанных с вынашиванием ребенка – консультации врачей специалистов, лечебного питания, лекарственных препаратов, услуги няни для детей суррогатной матери, если из-за токсикоза она не может обеспечить должный уход за собственными детьми, компенсация утраченного заработка. Клиники планирования семьи и репродуктивных технологий в Великобритании не имеют права содействовать гражданам в поисках суррогатной матери, агентства по подбору суррогатных матерей запрещены [12].

Суррогатное материнство для мужчины и женщины, состоявших и не состоящих в браке, в Португалии стало возможно только с 2016 года и при наличии медицинских показаний. Суррогатное материнство на коммерческой основе запрещено. Процедура суррогатного материнства должна быть одобрена «Национальным советом по оказанию медицинской помощи» – органом, контролирующим применение репродуктивных технологий. Потенциальная суррогатная мать не должна находиться в служебной или трудовой зависимости от биологических родителей [13].

Жесткое европейское законодательство в области репродуктивных технологий не позволяет иностранным гражданам воспользоваться правом на суррогатное материнство в своей стране и создает дефицит суррогатных матерей в этих странах. Более того, многие страны Индия, Непал, Таиланд, Мексика, которые еще недавно поддерживали суррогатный туризм, пересмотрели законодательство в области репродуктивных технологий и ввели запрет для иностранных граждан на суррогатное материнство [14]. В настоящий момент Россия остается одной из немногих стран, в которой коммерческое суррогатное материнство для иностранных граждан разрешено, что на наш взгляд, не является достоинством национальной правовой системы.

Основные недостатки суррогатного материнства проявляются в коммерческом аспекте. Принци­пиальным моментом выступает оценка предмета договора, заключаемого между супружеской парой и суррогатной матерью. Ряд авторов считают, что этот договор – разновидность возмездного оказания услуг, где объект – вынашивание и рождение ребенка [15]. Marta Albert указывает на то, что в коммерческом суррогатном материнстве объектом договора является несовершеннолетний ребенок, а не услуги по вынашиванию ребенка суррогатной матерю. Подтверждением тому являются случаи отказа потенциальных родителей от ребенка при его рождении с врожденной патологией, требования суррогатных матерей увеличить гонорар при многоплодной беременности. Более того, коммерческое суррогатное материнство, способствует его криминализации и легитимизации торговли несовершеннолетними. Подтверждением тому является известный случай покупки японским бизнесменом не менее 16 детей, рожденных по его заказу суррогатными матерями в Таиланде [16]. Предлагается заключать два договора (основной и служебный): между супружеской парой и медицинской организацией (об оказании медицинских услуг) и медицинской организацией и суррогатной матерью [17]. Но и при такой конструкции сложно выделить предмет договора, поскольку медицинская организация будет заключать договор с суррогатной матерью явно в интересах третьей стороны.

Суррогатное материнство затрагивает глобальные этические проблемы, которые нуждаются в своем правовом разрешении. Однако ввиду отсутствия консенсуса в обществе по многим из них, определить какую-то единую модель регулирования в настоящее время крайне сложно. Приведем только краткий перечень заявляемых проблем: превращение священной детородной функции женщины в коммерческую услугу; отношение к ребенку как предмету; коммерциализация личных неимущественных отношений; биологическая эксплуатация женщины; отказ от экзистенциальной сущности человека; механический подход к зарождению жизни и др. [18].

В связи с этим сложно выделить какое-то единое понимание относительно пользы суррогатного материнства для развития общества. По-видимому, в том числе и из-за этого российский законодатель сохраняет двойственное отношение к данному институту. При сохранении суррогатного материнства в отечественной правовой системе, по крайней мере, должны устанавливаться четкие и обоснованные требования к кругу лиц, имеющих право на суррогатное материнство, а также регламентироваться все возможные последствия данного события.

Пункт 3 статьи 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» устанавливает, что право на применение репродуктивных технологий при наличии информированного добровольного согласия имеют мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке и одинокая женщина [19]. Пункт 79 Приказа Минздрава России «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» [20] конкретизирует, какие именно заболевания женщины являются показаниями к применению суррогатного материнства. В приказе не содержится перечень заболеваний мужчин, при которых они бы могли воспользоваться правом суррогатного материнства. По мнению некоторых авторов, отсутствие права одиноких мужчин на суррогатное материнство при их бесплодии нарушает конституционный принцип равенства прав и влечет дискриминацию мужчин по состоянию здоровья в обществе, поэтому необходимо предоставить одиноким мужчинам, страдающим бесплодием, право на суррогатное материнство. Правда, наиболее последовательными сторонниками защиты прав одиноких мужчин выступают лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, что невольно заставляет задуматься об истинных целях требования равноправия. Попутно отметим, что практика Европейского суда по правам человека свидетельствует об осторожном, но последовательно-либеральном, подходе к правам лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией [21–23].

Возникают споры и вокруг права одиноких женщин на услуги суррогатного материнства, что, по мнению ряда авторов, не соответствует принципу равенства прав и свобод человека и гражданина [24].

Российский закон в данных вопросах либерален: предоставляет допуск к репродуктивным технологиям, как лицам, состоящим в браке, так и не имеющим супружеского статуса. Однако дискуссии продолжаются по настоящее время. Предоставляя право одиноким лицам на суррогатное материнство, государство обесценивает семейно-брачные отношения, увеличивает число детей, растущих в неполных семьях, что отрицательно отражается на их психическом развитии. Психологи отмечают, что дети из неполных семей чаще всего становятся замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправным действиям [25].

Г.С. Курагина указывает на слабую материальную обеспеченность неполных семей, на необходимость дополнительно приработка для одинокого родителя, что приводит к недостатку времени на общение с ребенком и к отсутствию родительского контроля. Происходит отчуждение детей от родителей, возникают сложности их взаимоотношений [26].

Закон не устанавливает требований к возрасту потенциальных родителей, обратившихся за репродуктивной помощью к суррогатной матери, что на наш взгляд, является пробелом законодательства. С учетом ожидаемой продолжительности жизни всего российского населения, которая для рожденных в 2016 году прогнозируется до 71,87 года и имеет более низкие прогнозы для родившихся ранее 2016 года [27], необходимо установить такие требования к возрасту потенциальных родителей, которые могли бы позволить им реализовать свои родительские права и обязанности до достижения ребенком совершеннолетнего возраста. Предлагаем законодательно закрепить предельный возраст для потенциальных родителей – 50 лет.

Установление возрастных пределов на суррогатное материнство для потенциальных родителей обусловлено и развитием в стране посмертного суррогатного материнства, которое стало возможным с прогрессом репродуктивных технологий, а именно, с возможностью криоконсервации и хранения биологического материала, с последующим его использованием в программах вспомогательных репродуктивных технологиях.

Мужчины, больные раком, заблаговременно, до начала химиотерапии, криоконсервировали свои половые клетки, что дало возможность появления новых жизней. Матери умерших сыновей, являющиеся, по сути, бабушками для родившихся детей, юридически признаны мамами родившихся внуков, а в графах отец в свидетельствах о рождении этих детей стоит прочерк [28].

Мы не критикуем существование и возможную необходимость развития посмертного суррогатного материнства в России, но возраст женщин, решившихся на данную репродуктивную помощь, и отсутствие у них супругов требуют анализа.

Заключение

Вспомогательные репродуктивные технологии являются одним из медицинских технических средств, позволяющих преодолеть бездетность и испытать счастье материнства и отцовства. Право на суррогатное материнство должно обеспечивать интересы рожденного ребенка, а не только потенциальных родителей. Изучив опыт зарубежных стран и реализацию прав на суррогатное материнство в России, мы пришли к выводу о необходимости запрета в России права на суррогатное материнство для иностранных граждан, а также о необходимости предоставления данного права только мужчине и женщине, состоящим в браке, если оба супруга или один из супругов не достиг возраста старше 50 лет. Данные ограничения необходимы в целях защиты интересов ребенка, поэтому предлагаем добавить пункт 11 в статью 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в следующей редакции: «Право на репродуктивную технологию в виде помощи суррогатной матери имеют мужчина и женщина, состоящие в браке, при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, при условии, если один из супругов не достиг возраста старше 50 лет. Иностранным гражданам запрещается использование суррогатного материнства».

Суррогатное материнство – это не та отрасль услуг, где можно развивать бизнес. Государству следует взять под контроль рынок данных услуг, запретить рекламу суррогатного материнства, что положительно отразится на доверии населения к данному виду медицинской помощи.

Список литературы

1. Яковенко Е.М., Яковенко С.А. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и другие методы преодоления бесплодия. М.; 2016. 278с.

2. Алборов С.В. К некоторым вопросам суррогатного материнства. Судья. 2017; 6: 43-5.

3. Серебрякова А.А. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства. Российская юстиция. 2016; 12: 52-5.

4. Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/419128

5. Evangelium Vitae. Available at: http://jan.by/2/bibl/18-dakumety-kastsjola/192-evangelium-vitae-evangelie-zhizni

6. Романовский Г.Б. Правовая охрана материнства и репродуктивного здоровья. М.: Проспект; 2017. 290с.

7. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Available at: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=133590-7

8. Stuhmcke А. For love or money: the legal regulation of surrogate motherhood. E Law. 1995; 2(3): E4. Available at: http://www.austlii.edu.au/au/journals/MurUEJL/1995/29.html

9. В Москве осуждена пенсионерка, уговаривающая матерей отдать новорожденных детей. Available at: https://genproc.gov.ru/special/smi/news/news-68564/

10. Суррогатное материнство. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Суррогатное_материнство#cite_note-9

11. Legal aspects in European countries. Available at: http://mother-surrogate.info/legal-aspects-in-european-countries

12. Surrogacy in the united kingdom of Great Britain. Available at: http://surrogacyinfo.net/gb/law-of-surrogacy/great-britain.html

13. Raposo V.L. The new Portuguese law on surrogacy - the story of how a promising law does not really regulate surrogacy arrangements. JBRA Assist. Reprod. 2017; 21(3): 230-9.

14. Childless UK couples forced abroad to find surrogates. Available at: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2016/feb/20/childless-uk-couples-forced-abroad-surrogates

15. Елизарова И.А., Коршунова Ю.К., Станотина В.В. Суррогатное материнство в Российской Федерации. Вестник Института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. 2014; 3: 7-12.

16. Albert M.M. The reproductive exploitation of women and the myth of altruistic surrogacy: an overview of the phenomenon of gestation by substitution. Cuad. Bioet. 2017; 28(93): 177-97.

17. Лозовская С.В., Шодонова М.Э. Субъектный состав договора суррогатного материнства. Семейное и жилищное право. 2016; 3: 7-10.

18. Romanovsky G.B., Romanovskaya O.V. Problems of biomedical technologies legal regulation in Russia and abroad. Genes & Cells. 2016; 11(1): 75-81.

19. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017). Российская газета. 2011; 48.

20. О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению. Приказ Минздрава России от 30.08. 2012 (ред. от 11.06.2015) Российская газета. 213; 78/1.

21. Постановление Европейского суда по правам человека от 21 декабря 1999 г. по делу «Сальгуейро да Сильва Моута (Salguero da Sulva Nouta) против Португалии».

22. Постановление Европейского суда по правам человека от 26 февраля 2002 г. по делу «Фретте (Frette) против Франции».

23. Постановление Европейского суда по правам человека от 22 января 2008 г. по делу «Е.В. против Франции».

24. Афанасьева И.В., Пароконная К.Д. Правовые проблемы суррогатного материнства. Семейное и жилищное право. 2012; 5: 22-4.

25. Чернышева Т.Л. Школы семейного поведения для детей из неполных семей. Научно-педагогическое обозрение. 2016; 3: 9-15.

26. Курагина Г.С. Особенности социализации детей из неполных семей. Академия профессионального образования. 2015; 7: 47-52.

27. Федеральная служба государственной статистики. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

28. Мухамеджанова Р.И. Особенности правового регулирования суррогатного материнства в России. Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2014; 1: 59-67.

Поступила 12.12.2017

Принята в печать 22.12.2017

Об авторах / Для корреспонденции

Басова Алла Викторовна, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины) ФГБОУ ВО
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России.
Адрес: 410012, Россия, Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112. Телефон: 8 (8452) 67-76-20. E-mail: allsar@rambler.ru
Комкова Галина Николаевна, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета ФГБОУ ВО СГУ
им. Н.Г. Чернышевского. Адрес: 410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, д. 83. Телефон: 8 (8452) 21-36-52. E-mail: komkova_galina@mail.ru
Романовский Георгий Борисович, д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовного права ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет.
Адрес: 440026, Россия, Пенза, ул. Красная, д. 40. Телефон: 8 (8412) 36-80-45. E-mail: up406@mail.ru

Для цитирования: Басова А.В., Комкова Г.Н., Романовский Г.Б. Суррогатное материнство: законодательство и практика применения. Акушерство и гинекология. 2018; 7: 92-6.
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2018.7.92-96

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.