Пути профилактики воздушной эмболии во время гистероскопии

Багдасарян А.Р., Саркисов С.Э.

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Совершенствование методов профилактики воздушной эмболии (ВЭ) во время гистероскопии с учетом накопленного клинического опыта.
Материал и методы. Проведено обсервационное продольное ретроспективное исследование по типу «случай – контроль» на базе ГКБ им. С.П. Боткина. Анализ хода вмешательств гистероскопий и развития ВЭ проводился путем исследования историй болезней 4590 женщин с внутриматочной патологией (ВП) в возрасте от 19 до 85 лет, которым проводилась гистероскопия в период с января 2010 по январь 2013 г., из них у 815 (17,8%) пациенток проводились гистерорезктоскопии. Обработку полученных данных выполняли с помощью пакета программ Statistica for Windows 6.0 Stat-Soft.
Результаты исследования. В проведенном исследовании мы не наблюдали развития ВЭ во время гистероскопии у больных с ВП. Вследствие четкого соблюдения нами технологии проведения жидкостной гистероскопии у 3750 (81,7%) женщин с ВП без электрохирургических вмешательств не было даже условий для возникновения ВЭ. Для исключения ВЭ требуется освобождение системы подающих шлангов и гистероскопа от пузырьков воздуха, а также по возможности отказ от применения систем подачи жидкости, использующих давление воздуха. Когда требуется удаление из полости матки резецированных участков ткани, профилактика ВЭ сводится к созданию условий свободной эвакуации пузырьков воздуха из полости матки. Введение гистероскопа осуществляется в собранном виде с предшествующей подачей жидкости и полностью открытым краном системы оттока. Аспирация воздуха из окружающей среды возможна при применении положения Тренделенбурга в сочетании с оставленным в цервикальном канале открытым «наружным» стволом резектоскопа (например, замена электродов), профилактика сводится к обтурации просвета «наружного» ствола мандреном.

Ключевые слова

воздушная эмболия
внутриматочная патология

Гистероскопия является инвазивным методом диагностики и лечения, который следует за неинвазивным трансвагинальным ультразвуковым исследованием (УЗИ), позволяющим с высокой точностью характеризовать внутриматочную патодогию (ВП) и получить информацию о состоянии стенок матки, и проводить довольно широкий спектр внутриматочных хирургических вмешательств [1–3].

Опыт проведения гистероскопий, накопленный в различных учреждениях России и мира, невозможно подвергнуть тщательному сравнительному анализу в связи с различными взглядами на оценку их исходов, а также в связи с отсутствием общепринятой классификации осложнений. Одни авторы, приводя статистику тысяч операций, просто перечисляют осложнения, другие выделяют «большие и малые повреждения», третьи оценку неблагоприятных ситуаций при гистероскопии ставят в зависимость от тяжести и опасности для жизни больного [4–6].

Воздушная эмболия (ВЭ) относится к интраоперационным осложнениям гистероскопии. Несвоевременное выявление ВЭ может привести к инвалидизации пациенток и стать причиной летальных исходов [7, 8].

Corson и соавт. (1988) экспериментально доказал на овцах и козах прямым введением углекислого газа (СО2) в сосудистое русло (СО2 вводился от 30 до 90 мл в минуту), что использование СО2 как газовой среды расширения полости матки довольно эффективно из-за его способности быстрого растворения в крови, при этом отметив, что наличие у пациенток дефекта межжелудочковой перегородки и легочной гипертензии может привести к развитию газовой эмболии [8, 9].

Bloomstone и соавт. (2002) описали случай, когда после проведения пациентке гистерорезектоскопии с использованием монополярной электрохирургии пузырьки воздуха обнаруживались в печеночных венах и правых отделах сердца, и предположили, что пузырьки газа появились на месте коагуляции тканей и проникли в сосудистое русло через небольшие по диаметру участки травм шейки матки [9, 10].

Целью исследования стало совершенствование методов профилактики ВЭ во время гистероскопии с учетом накопленного клинического опыта.

Материал и методы исследования

Проведено обсервационное продольное ретроспективное исследование по типу «случай – контроль» на базе ГКБ им. С.П. Боткина. Анализ хода вмешательств гистероскопий и развития ВЭ проводился путем исследования историй болезней 4590 женщин с ВП в возрасте от 19 до 85 лет, которым проводилась гистероскопия в период с января 2010 по январь 2013 года, из них у 815 (17,8%) пациенток проводились гистерорезектоскопии.

Распределение 4590 больных с ВП, которым проводилась диагностическая и оперативная гистероскопия, по возрасту представлено в табл. 1.

Всем женщинам до операции проводилось общеклиническое обследование, включавшее в себя лабораторные анализы крови, определение групповой принадлежности и резус-фактора крови, биохимических показателей, анализ крови на ВИЧ, реакцию Вассермана, HBS-антиген и HСV-антитела, общий анализ мочи и анализ выделений из влагалища на степень чистоты. Все женщины были осмотрены терапевтом, а при необходимости консультированы врачами смежных специальностей.

Сопутствующими заболеваниями страдали 4480 (97,6%) пациенток, нередко выявлялось сочетание нескольких заболеваний. В табл. 2 представлены данные об экстрагенитальных заболеваниях.

Для внутриматочной хирургии мы использовали 9-мм резектоскоп с телескопом диметром 4 мм и углами обзора в 00 и 120, диапевтические гистероскопии осуществляли с помощью панорамного операционного (терапевтического) двухканального (постоянно-проточного) гистероскопа с наружным диметром 8 мм – 30° и рабочим каналом 7 Fr для введения гибких и полугибких инструментов (щипцы, ножницы, электроды).

Полость матки расширяли жидкостями в зависимости от конкретной клинической ситуации, в объеме, определявшемся адекватностью расширения, достаточном для проведения операции.

В качестве низковязких жидкостей для расширения полости матки мы использовали любую стерильную прозрачную кровесовместимую жидкость с учетом того, что при применении монополярной электрохирургической технологии используемая жидкость должна быть диэлектриком. Повседневные условия лечебной деятельности позволяли нам в качестве среды расширения полости матки при диагностических гистероскопиях использовать 5% раствор глюкозы ввиду возможного перехода на электрохирургическую технологию. При наличии противопоказаний для применения монополярной технологии применялась биполярная технология и физиологический раствор как среда расширения полости матки.

В своей практике мы использовали гравиметрический (весовой) метод контроля интравазации утероматом. Разработанная система включает в себя роликовый насос для подачи жидкости в заданном режиме и электронные весы, на которые устанавливается емкость для сбора жидкости, оттекающей из влагалища и гистероскопа. По ходу операции электронная система автоматически вычисляет разницу между притоком и оттоком, и выводит на экран монитора цифры израсходованной жидкости, объем интравазации, желаемые цифры внутриматочного давления и потока жидкости, а также объективно существующее (истинное) внутриматочное давление.

Трансвагинальное УЗИ как более информативное в плане выявления патологических процессов в матке и придатках применялось нами на этапах дооперационного исследования, интраоперационно и в послеоперационном периоде. Выполняли продольное и поперечное сканирование с определением положения, размеров матки, характеристики внутренней структуры, срединного маточного эха (М-эха) и состояния придатков матки.

Морфологические исследования биоптатов и операционного материала проводились в патологоанатомическом отделении больницы им. С.П. Боткина.

Обработку полученных данных выполняли с помощью пакета программ Statistica for Windows 6.0 Stat-Soft.

Результаты и их обсуждение

В проведенном исследовании мы не наблюдали развития ВЭ во время гистероскопии у больных с ВП.

Вследствие четкого соблюдения нами технологии проведения жидкостной гистероскопии у 3750 (81,7%) женщин с ВП без электрохирургических вмешательств не было даже условий для возникновения ВЭ:

  1. Горизонтальное положение тела больной во время проведения гистероскопии (исключение положения Тренделенбурга).
  2. Отсутствие пузырьков воздуха в системе подачи жидкости.
  3. Исключение попадания пузырьков воздуха в сосудистое русло.
  4. Применение роликового утеромата в качестве инструмента нагнетания жидкости.
  5. Введение гистероскопа в полость матки с предшествующей струей жидкости.

Несмотря на то что оперативная гистероскопия проводится с расширением полости матки жидкими средами, существует опасность возникновения ВЭ [11, 12]. Следует учитывать несколько механизмов возникновения ВЭ:

  1. Воздух находится в системе подачи жидкости;
  2. При извлечении гистероскопа из полости матки и его повторном введении воздух «вдавливается» в сосудистую систему;
  3. При расширенном цервикальном канале отрицательное давление в венозной системе может привести к аспирации воздуха;
  4. Повреждение стенки матки в области перешейка (часто при расширении);
  5. Электрохирургическая деструкция ткани в режиме «резки», «коагуляции», «вапоризации» сопровождается повышенным газообразованием [13–15].

Для исключения первого фактора ВЭ требуется освобождение системы подающих шлангов и гистероскопа от пузырьков воздуха, а также по возможности отказ от применения систем подачи жидкости, использующих давление воздуха.

Второй фактор часто встречается при применении резекционных технологий, когда требуется удаление из полости матки резецированных участков ткани. В этих случаях профилактика ВЭ сводится к созданию условий свободной эвакуации пузырьков воздуха из полости матки. Введение гистероскопа осуществляется в собранном виде с предшествующей подачей жидкости и с полностью открытым краном системы оттока.

Третий фактор – аспирация воздуха из окружающей среды возможен при применении положения Тренделенбурга в сочетании с оставленным в цервикальном канале открытым «наружным» стволом резектоскопа (например, замена электродов). Профилактика сводится к обтурации просвета «наружного» ствола мандреном.

Чтобы исключить четвертый фактор ВЭ, мы предлагаем медленную поступательную дилатацию цервикального канала и дозированное усилие при введении металлических расширителей.

Чаще всего по ходу вмешательства создаются условия для возникновения пятого фактора ВЭ. Образующиеся в процессе электрохирургической термической деструкции тканей пузырьки газа по своему составу ближе к «воздуху» и скапливаются под передней стенкой матки и в области трубных углов. Эвакуация образующихся пузырьков газа может потребовать значительного времени, превышающего зачастую непосредственно время деструкции тканей матки. Помимо риска «газовой – воздушной» эмболии, активация электрода в газовой среде может привести к взрывоподобной вспышке скопившегося в полости матки газа.

Мы рекомендуем следующие приемы эвакуации образующихся пузырьков газа и профилактики ВЭ:

  • Положение больной в позиции Тренделенбурга;
  • Обеспечение постоянной внутриматочной циркуляции жидкости;
  • Подведение перфорированного конца резектоскопа (начало системы оттока) к месту скопления пузырьков газа;
  • Расположение рукоятки резектоскопа выше уровня полости матки.

В случае применения коагуляционной технологии в первую очередь обрабатывается передняя стенка матки с целью перекрытия просвета сосудов, а при необходимости резекции эндомиометрия передняя стенка подвергается деструкции в последнюю очередь.

Использование полученных нами данных позволит уменьшить возможные случаи ВЭ во время выполнения гистероскопии, а предлагаемые методы профилактики обеспечат безопасность вмешательства.

Список литературы

1. Wortman M. Complications of hysteroscopic surgery. In: Isaacson K.B., ed. Complications of gynecologic endoscopic surgery. Philadelphia: Saunders Elsevier; 2006: 185–200.
2. Munro M.G. Complications of hysteroscopic and uterine resectoscopic surgery. Obstet. Gynecol. Clin. North Am. 2010; 37(3): 399-425.
3. Панкратов В.В., Ягудаева И.П., Давыдов А.И., Белоцерковцева Л.Д. Качество здоровья и отдаленные результаты гистерорезектоскопии у больных подслизистой миомой матки. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2012; 11(3): 5-10.
4. Discepola F., Valenti D.A., Reinhold C., Tulandi T. Analysis of arterial blood vessels surrounding the myoma: relevance to myomectomy. Obstet. Gynecol. 2007; 110(6): 1301-3.
5. Penninx J.P., Mol B.W., Engels R., van Rumste M.M., Kleijn C., Koks C.A. et al. Bipolar radiofrequency endometrial ablation compared with hydrothermablation for dysfunctional uterine bleeding: a randomized controlled trial. Obstet. Gynecol. 2010; 116(4): 819-26.
6. Fulop T., Rákóczi I., Barna I. NovaSure impedance controlled endometrial ablation: long-term follow-up results. J. Minim. Invasive Gynecol. 2007; 14(1): 85-90.
7. Савельева Г.М., Бреусенко В.Г., Каппушева Л.М. Гистероскопия. Атлас и руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2014. 248 с.
8. Farrugia M., Hussain S.Y. Hysteroscopic endometrial ablation using HydroThermAblator in an outpatient hysteroscopy clinic: feasibility and acceptability. J. Minim. Invasive Gynecol. 2006; 13(3): 178-82.
9. Федоров И.В., Сигал Е.И., Бурмистров М.В. Осложнения эндоскопической хирургии, гинекологии и урологии. Руководство для врачей. М.: Триада-Х; 2012. 288 с.
10. Gurtcheff S.E., Sharp H.T. Complications associated with global endometrial ablation: the utility of the MAUDE database. Obstet. Gynecol. 2003; 102(6): 1278-82.
11. Anger J.T., Litwin M.S., Wang Q., Pashos C.L., Rodríguez L.V. Complications of sling surgery among female medicare beneficiaries. Obstet. Gynecol. 2007; 109(3): 707-14.
12. Savage U.K., Masters S.J., Smid M.C., Hung Y.Y., Jacobson G.F. Hysteroscopic sterilization in a large group practice: experience and effectiveness. Obstet. Gynecol. 2009; 114(6): 1227-31.
13. Rauramo I., Elo I., Istre O. Long-term treatment of menorrhagia with levonorgestrel intrauterine system versus endometrial resection. Obstet. Gynecol. 2004; 104(6): 1314-21.
14. Gariepy A.M., Creinin M.D., Schwarz E.B., Smith K.J. Reliability of laparoscopic compared with hysteroscopic sterilization at 1 year: a decision analysis. Obstet. Gynecol. 2011; 118(2, Pt1): 273-9.
15. Guillot E., Omnes S., Yazbeck C., Medelenat P. Endometrial ablation using hydrothermablator: results of a French multicenter study. Gynecol. Obstet. Fertil. 2008; 36(1): 45-50.

Об авторах / Для корреспонденции

Багдасарян Армен Рубенович, к.м.н., докторант ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (985) 362-49-30. E-mail: armenikus@mail.ru
Саркисов Сергей Эдуардович, д.м.н., профессор, руководитель инновационного отделения малоинвазивных технологий ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (903) 734-14-97. E-mail: 7341497@mail.ru

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.