Прогнозирование репродуктивных исходов у пациенток с глубоким эндометриозом после хирургического лечения

Сафронова А.С., Буралкина Н.А., Чупрынин В.Д., Черемин М.М.

1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия; 2) ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия
Цель. Оценка прогностической значимости индекса фертильности при эндометриозе (EFI) с целью прогнозирования шансов наступления беременности после хирургического лечения инфильтративного эндометриоза.
Материалы и методы. Данное проспективное когортное исследование было проведено на базе хирургического отделения отдела оперативной гинекологии и общей хирургии ФГБУ «НМИЦ АГиП
им. В.И. Кулакова» Минздрава России в период 2018–2020 гг. В исследование были включены 99 пациенток в возрасте от 18 до 40 лет с глубоким инфильтративным эндометриозом (ГИЭ). Все пациентки были разделены на 2 группы: I группа – ГИЭ с поражением толстой кишки (n=63), II – ГИЭ без поражения толстой кишки (n=36). Согласно задачам исследования для всех пациенток вероятность наступления беременности оценивалась на основании EFI. Статистический анализ полученных данных проводился с использованием программы GraphPad Prism 9.0.0.121 (CША).
Результаты. В I группе медиана коэффициента EFI составила 6 (3–10), что было значимо ниже, чем во II группе – 7,5 (3–10). Было отмечено наличие значимой взаимосвязи коэффициента EFI
с наступлением беременности (AUC=0.8049, p=0,0004). EFI был значимо выше в группе пациенток
с наступившей беременностью по сравнению с пациентками у которых беременность не наступила (7 против 4, при p=0,0002).
Заключение. Пациенткам, планирующим беременность после операции по поводу ГИЭ, рекомендовано определение индекса фертильности (EFI), как наиболее эффективного прогностического маркера шансов наступления беременности после операции. При EFI менее 5 пациенткам необходимо рекомендовать проведение ВРТ, в связи с низкой вероятностью наступления спонтанной беременности. При EFI равном и более 5 пациенткам можно рекомендовать планирование спонтанной беременности в течение не более 18 месяцев после операции. Через 18 месяцев после операции наблюдается значительное снижение шансов наступления спонтанной беременности.

Ключевые слова

глубокий эндометриоз
колоректальный эндометриоз
репродуктивные исходы
бесплодие
индекс фертильности

Актуальной на сегодняшний день остается проблема бесплодия при эндометриозе. Эндометриоз можно разделить на 4 группы: перитонеальный эндометриоз, эндометриоидные кисты яичников (эндометриома) и глубокий эндометриоз (ГЭ) (ранее известный как глубокий инфильтративный эндометриоз или ГИЭ), а также аденомиоз [1–3]. Глубокий эндометриоз представляет собой наиболее тяжелую форму эндометриоза, и по оценкам ряда авторов встречается примерно у 1% женщин репродуктивного возраста [4]. Более чем у 95% пациенток ГИЭ ассоциируется с болевым синдромом, который проявляется, как правило, в виде дисменореи, нециклической тазовой боли, а также глубокой диспареунии [5]. Жалобы на бесплодие предъявляют от 30 до 50% женщин с эндометриозом [6–8]. Вероятность наступления спонтанной беременности у пациенток с глубоким эндометриозом составляет около 10%.

Для прогнозирования наступления беременности после оперативного лечения эндометриоза в 2009 г. G. Adamson et al. предложили использовать Индекс Фертильности при эндометриозе (Endometriosis Fertility Index – EFI) [4]. EFI позволяет прогнозировать вероятность наступления беременности, основываясь на данных, полученных во время оперативного вмешательства (состояние яичников и маточных труб, стадия эндометриоза согласно классификации rAFS) и данных анамнеза. Сумма баллов по каждому критерию позволяет рассчитать коэффициент EFI, который варьирует от 0 до 10 баллов, и может быть использован для оценки вероятности наступления беременности у пациенток с эндометриоз-ассоциированным бесплодием после хирургического лечения эндометриоза.

Материалы и методы

Было проведено когортное проспективное исследование, в которое были включены 99 пациенток репродуктивного возраста (от 18 до 40 лет) с глубоким инфильтративным эндометриозом: группа I – ГИЭ с поражением толстой кишки (63 женщины), группа II – ГИЭ без поражения толстой кишки (36 женщин).

На основании анамнеза и данных, полученных интраоперационно всем пациенткам производился подсчет индекса фертильности при эндометриозе (EFI). Оценка репродуктивных исходов в послеоперационном периоде осуществлялась на основании опросника, который включал следующие вопросы о: (1) планировании беременности после операции; (2) наступлении/ненаступлении беременности после операции; (3) способе наступления беременности (спонтанно/после ВРТ); (4) длительности послеоперационного периода до наступления беременности; (5) исходе беременности. В дальнейшем проводилась интерпретация полученных данных, оценка прогностической ценности коэффициента EFI.

Статистический анализ

Статистический анализ данных произведен с использованием программы GraphPad Prism 9.0.0.121 (CША). Значимость различий количественных показателей оценивали при помощи U-критерия Уилконсона–Манна–Уитни. Количественные данные, имеющие нормальное распределение, представлены как среднее арифметическое (M) и стандартное отклонение (SD). При распределении, отличающемся от нормального данные указаны как медиана (Me) и интерквартильный интервал (Q1–Q3), где Q1 и Q3 – первый и третий квартили. Для сравнения частот встречаемости признаков в анализируемых группах использовали критерий хи-квадрат (χ2), а также χ2 с поправкой Йетса для малых частот. Результаты представлены как среднее (стандартное отклонение. Метод Каплана–Майера был использован для построения кривой совокупной частоты наступления беременности. Диагностическая значимость коэффициента EFI оценивалась на основании ROC-анализа, расчета AUC. Статистически значимыми считали отличия при p<0,05 (95% уровень значимости).

Результаты

Средний возраст пациенток в группах I и II составил 33 (30–36) года и 32 (29–36) года соответственно, без значимых различий между группами.

Учитывая роль ожирения [9, 10] и курения [11] как возможных независимых факторов бесплодия, нами был проведен сравнительный анализ антропометрических показателей и анамнестических данных пациенток. Средний показатель индекса массы тела (ИМТ) в группе I составил 21 (20–23) кг/м2, в группе II – 20 (19–22) кг/м2, и значимо не различался между группами, p=0,06. Дефицит массы тела (ИМТ <18,5 кг/м2) имели 11,1% (11/99) пациенток с ГИЭ. Никотиновую зависимость в группах I и II имели 11,1% (7/63) и 5,6% (2/36) женщин соответственно, без значимых различий между группами.

В числе предшествующих гинекологических оперативных вмешательств процент ранее выполненной резекции яичников в группах I и II составил 61,9% (39/63) и 30,6% (11/36), соответственно, и был значимо выше у пациенток с колоректальным эндометриозом. Также, в анамнезе у 46,5% пациенток с ГИЭ отмечены ранее выполненные операции по поводу эндометриоза. Из них, однократное оперативное вмешательство выполнялось у 34,3% пациенток, два и более вмешательства имели 12,1% пациенток. При этом, у пациенток с колоректальным эндометриозом процент ранее выполненных операций по поводу эндометриоза был выше по сравнению с пациентками группы II, и составил 60,3% и 22,2% соответственно (p=0,001).

160-1.jpg (89 KB)Следующим этапом проведен анализ менструальной функции пациенток с ГИЭ. Установлено, что раннее менархе отмечено у 1% пациенток, позднее – у 3%. Продолжительность цикла у пациенток с ГИЭ составила 28 (28–29) дней, длительность менструации – 5 (5–6) дней. Обильные менструации отмечали 54,5% пациенток, умеренные – 39,4%, скудные – 5,1%. Жалобы на боль внизу живота отмечали в среднем 70,0% женщин исследуемой группы.

При изучении репродуктивного анамнеза выявлено, что беременности были у 54% и 47% женщин в группах I и II (p=0,662). Длительность бесплодия в обеих группах составила 2,5 года (1–12) и значимо не различалась между группами. Первичное бесплодие было у 35,4% женщин с ГИЭ, вторичное – у 16,2%. У 31,7% пациенток группы I и 25% группы II беременность завершилась срочными родами, у 7,9 и 8,3% пациенток – искусственным прерыванием беременности на ранних сроках, неразвивающейся беременностью – у 6,3 и 8,3% соответственно. В анамнезе у 7,1% пациенток с ГИЭ были неуспешные попытки ЭКО, сопутствующий мужской фактор наблюдался в 2,0% случаев.

Основной жалобой пациенток с ГИЭ явились боли внизу живота, не связанные с менструальным циклом (76,8%). Менее часто пациентки предъявляли жалобы на дисменорею – 41,4%, диспареунию – 33,3% и послабление стула во время менструации – 42,4%, без значимых различий между группами. В группе пациенток с колоректальным эндометриозом также встречались жалобы на дисхезию (17,5%), метеоризм (4,8%) примесь крови (9,5%) и наличие слизи (6,3%) в кале.

Оценка тяжести эндометриоза, его локализации и размеров эндометриоидных очагов проводилась на основании классификаций r-AFS и ENZIAN-score. Процент пациенток с аденомиозом (FA) составил 43%, эндометриозом кишечника (FI) – 62%, эндометриозом мочеточников (FU) – 12%, другой локализации эндометриоза (передняя брюшная стенка, FO) – 1%. (рис. 1).

Оценка шансов наступления беременности после операции производилась на основании индекса фертильности при эндометриозе (EFI) [12]. Используемые для расчета EFI параметры представлены в таблице 1.

161-1.jpg (200 KB)

При оценке параметров EFI не выявлено значимых различий в возрасте, количестве беременностей в анамнезе и длительности бесплодия между группами. Однако, пациентки с колоректальным эндометриозом (группа I) имели показатель rAFS-score (полная оценка) в 4,4 раза выше по сравнению с пациентками с ГИЭ без поражения кишки (48 против 11, p<0,0001), что соответствовало более тяжелой степени эндометриоза и спаечного процесса. Медиана EFI в группе I составила 6 (3–10), что было значимо ниже, чем в группе II – 7,5 (3–10), p=0,0037 (табл. 2).

На следующем этапе были оценены репродуктивные исходы у пациенток с ГИЭ. В группе пациенток с ГИЭ, планирующих беременность после операции средний показатель длительности послеоперационного периода до наступления беременности составил 10,5 месяцев (от 1 до 25 месяцев). Суммарный процент частоты наступления беременности у пациенток с ГИЭ составил 40,4%. В группе пациенток с КРЭ данный показатель был равен (11/31) 35,5%, что было ниже по сравнению с группой пациенток с ГИЭ без поражения толстой кишки, где данный показатель составил 47,1%, без значимых различий между группами. В 73,7% (14/19) случаев беременность наступила спонтанно, в 26,3% (5/19) – в результате ВРТ. Значимых различий в длительности послеоперационного периода до наступления беременности и способе наступления беременности между подгруппами отмечено не было.

162-1.jpg (153 KB)

Был проведен анализ факторов, влияющих на частоту наступления беременности у пациенток с ГИЭ. Не было выявлено влияния возраста, ИМТ, уровня АМГ, стадии НГЭ, аденомиоза на вероятность наступления беременности у пациенток с ГИЭ после оперативного лечения (табл. 3).

При этом, был отмечен значимо более высокий коэффициент EFI в группе пациенток, с наступившей беременностью по сравнению с пациентками, у которых беременность не наступила (7 против 4), p=0,0002 (рис. 2).

162-2.jpg (100 KB)

Оценка прогностической ценности показателя EFI для оценки частоты наступления беременности у пациенток с ГИЭ была проведена на основании ROC-анализа. Было показано, что EFI обладает высокой чувствительностью в отношении наступления беременности (AUC=0,8049, p=0,0004) (рис. 3).

По результатам ROC-анализа для коэффициента EFI лучшая точка отсечения составила 5,5 баллов (чувствительность – 79,3%, специфичность – 63,2%; 95% ДИ: 0,6796–0,9302). На основании полученных данных мы классифицировали все случаи на 2 группы: EFI ≥ 5 баллов и EFI <5 баллов. Суммарная частота наступления беременности в группах EFI<5 и EFI≥5, оценивалась по методу Каплана–Мейера (рис. 4). Данный показатель в группе пациенток с EFI<5 не превышал 50% в течение 24 месяцев после операции, в то время как при EFI≥5 составил 84,2% через 18 месяцев после операции. При EFI≥5 суммарная частота наступления беременности без применения ВРТ в течение первых 6, 12 и 18 месяцев после операции составила 31,6%, 52,6% и 68,4%, с учетом ВРТ – 31,6%, 57,9% и 84,2% соответственно.

163-1.jpg (172 KB)

Обсуждение

Рядом авторов проводилась оценка частоты наступления беременности с применением Индекса Фертильности при эндометриозе (Endometriosis Fertility Index – EFI). Данный показатель варьирует от 0 до 10 и применяется для прогнозирования наступления беременности после оперативного лечения эндометриоза [13–16]. Согласно исследованию S. Maheux-Lacroix et al. (2017) для женщин с эндометриозом стадии III–IV и показателем EFI> 7 вероятность рождения живого ребенка без ВРТ после операции составляет около 60% через 3 года и возрастает до 75% через 5 лет [17]. Однако при показателе EFI≤2 вероятность беременности при выжидательной тактике очень низка (от 0 до 10%), в связи с чем в данной группе женщин наиболее целесообразно проведение ВРТ на ранних этапах послеоперационного периода. Однако, даже несмотря на ВРТ у женщин в данной группе уровень живорождений остается менее 40%, о чем женщины также должны быть проинформированы при прохождении лечения.

Заключение

Таким образом, определение индекса фертильности (EFI) может быть рекомендовано пациенткам с глубоким инфильтративным эндометриозом, планирующим беременность после операции, как наиболее эффективного прогностического маркера частоты наступления беременности. Основываясь на полученных нами данных при EFI менее 5 баллов необходимо рекомендовать проведение ВРТ, в связи с низкой частотой наступления спонтанной беременности. При EFI равном и более 5 баллов можно рекомендовать планирование спонтанной беременности в течение не более 18 месяцев после операции. В связи со значимым снижением частоты наступления спонтанной беременности после данного периода времени пациенткам необходимо рекомендовать проведение процедуры ВРТ.

Список литературы

  1. Keckstein J., Becker C.M., Canis M., Feki A., Grimbizis G.F., Hummelshoj L.; Working group of ESGE, ESHRE, and WES. Recommendations for the surgical treatment of endometriosis. Part 2: deep endometriosis. Hum. Reprod. Open. 2020; 2020(1): hoaa002. https://dx.doi.org/10.1093/hropen/hoaa002.
  2. Keckstein J., Hudelist G. Classification of deep endometriosis (DE) including bowel endometriosis: From r-ASRM to #Enzian-classification. Best Pract. Res. Clin. Obstet. Gynaecol. 2021; 71: 27-37. https://dx.doi.org/10.1016/j.bpobgyn.2020.11.004.
  3. Keckstein J., Ulrich U., Possover M., Schweppe K.W. ENZIAN-Klassifikation der tief infiltrierenden Endometriose. Zentralbl. Gynäkol. 2003; 125: 291.
  4. Berlanda N., Somigliana E., Frattaruolo M.P., Buggio L., Dridi D., Vercellini P. Surgery versus hormonal therapy for deep endometriosis: is it a choice of the physician? Eur. J. Obstet. Gynecol. Reprod. Biol. 2017; 209: 67-71. https://dx.doi.org/10.1016/j.ejogrb.2016.07.513.
  5. Ballard K.D., Seaman H.E., de Vries C.S., Wright J.T. Can symptomatology help in the diagnosis of endometriosis? Findings from a national case-control study – Part 1. BJOG. 2008; 115(11): 1382-91. https://dx.doi.org/10.1111/j.1471-0528.2008.01878.x.
  6. Evans B.M., Decherney A.H. Fertility and endometriosis. Clin. Obstet. Gynecol. 2017; 60(3): 497-502. https://dx.doi.org/10.1097/GRF.0000000000000295.
  7. Ярмолинская М.И., Айламзян Э.К. Генитальный эндометриоз. Различные грани проблемы. СПб.: Эко-Вектор; 2017.
  8. Краснопольская К.В. Лечение бесплодия при эндометриозе: взгляд репродуктолога. М.: МЕДпресс-информ; 2019.
  9. Broughton D.E., Moley K.H. Obesity and female infertility: potentional mediators of obesity's impact. Fertil. Steril. 2017; 107(4): 840-7. https://dx.doi.org/10.1016/j.fertnstert.2017.01.017.
  10. Shah D.K., Correia K.F., Vitonis A.F., Missmer S.A. Body size and endometriosis: results from 20 years of follow-up within the Nurses’ Health Study II prospective cohort. Hum. Reprod. 2013l; 28(7): 1783-92. https://dx.doi.org/10.1093/humrep/det120.
  11. Practice Committee of the American Society for Reproductive Medicine. Smoking and infertility: a committee opinion. Fertil. Steril. 2018; 110(4): 611-8. https:/dx.doi.org/10.1016/j. fertnstert.2018.06.016.
  12. Adamson G.D., Pasta D.J. Endometriosis fertility index: the new, validated endometriosis staging system. Fertil. Steril. 2010; 94(5): 1609-15. https:/dx.doi.org/10.1016/j.fertnstert.2009.09.035.
  13. Tomassetti C., Geysenbergh B., Meuleman C., Timmerman D., Fieuws S., D'Hooghe T. External validation of the endometriosis fertility index (EFI) staging system for predicting non-ART pregnancy after endometriosis surgery. Hum. Reprod. 2013; 28(5): 1280-8. https://dx.doi.org/10.1093/humrep/det017.
  14. Cohen J., d’Argent E.M., Selleret L., Antoine J.M. Endometriose profonde et fertilite. Presse Med. 2017; 46: 1184-91. https://dx.doi.org/10.1016/j.lpm.2017.10.002.
  15. Boujenah J., Bonneau C., Hugues J.N., Sifer C., Poncelet C. External validation of the Endometriosis Fertility Index in a French population. Fertil. Steril. 2015; 104(1): 119-23. e1. https:/dx.doi.org/10.1016/j.fertnstert.2015.03.028.
  16. Wei D.M., Yu Q., Sun A.J., Tian Q.J., Chen R., Deng C.Y. et al. Relationship between endometriosis fertility index and pregnancies after laparoscopic surgery in endometriosis-associated infertility. Zhonghua Fu Chan Ke Za Zhi. 2011; 46(11): 806-8.
  17. Maheux-Lacroix S., Nesbitt-Hawes E., Deans R., Won H., Budden A., Adamson D., Abbott J.A. Endometriosis fertility index predicts live births following surgical resection of moderate and severe endometriosis. Hum. Reprod. 2017; 32(11): 2243-9. https://dx.doi.org/10.1093/humrep/dex291.

Поступила 19.04.2021

Принята в печать 13.07.2021

Об авторах / Для корреспонденции

Сафронова Анастасия Сергеевна, врач хирургического отделения, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: doc_safronova@mail.ru.
ORCID: 0000-0002-5962-1165. 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Буралкина Наталья Александровна, д.м.н., с.н.с. хирургического отделения, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: natalyaburalkina@yandex.ru.
ORCID: 0000-0001-5109-6725. 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Чупрынин Владимир Дмитриевич, к.м.н., заведующий хирургическим отделением, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: v_chuprynin@ oparina4.ru.
ORCID: 0000-0002-2997-9019. 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Черeмин Михаил Михайлович, врач-ординатор акушер-гинеколог, НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ. E-mail: mkhrznt@gmail.com.
129090, Россия, Москва, Большая Сухаревская площадь, д. 3.

Для цитирования: Сафронова А.С., Буралкина Н.А., Чупрынин В.Д., Черемин М.М. Прогнозирование репродуктивных исходов у пациенток с глубоким эндометриозом после хирургического лечения.
Акушерство и гинекология. 2021; 7: 158-164
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2021.7.158-164

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.