Синдром дефицита эстрогенов, развивающийся при хирургической менопаузе, оказывает крайне неблагоприятное влияние на функционирование женского организма, значительно ухудшает качество жизни. Для коррекции дефицита эстрогенов в настоящее время используются препараты заместительной гормонотерапии (ЗГТ), которая приводит к снижению сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности, уменьшению вегетососудистых проявлений и профилактике атрофических изменений нижних отделов мочеполового тракта и остеопороза [1–3]. Методом выбора терапии синдрома дефицита эстрогенов у пациенток с выявленными противопоказаниями к ЗГТ, а также у больных с гормонозависимой патологией являются препараты растительного происхождения и биологически активные добавки, оказывающие положительный лечебный эффект при отсутствии рисков, характерных для ЗГТ [4].
Фармацевтической компанией «Bouchara Recordati» (Италия) разработан препарат для лечения нейровегетативных проявлений менопаузы клималанин, содержащий β-аланин. β-аланин – неканоническая аминокислота, не включаемая в состав белков, синтезируется в организме человека. Он необходим для синтеза карнозина и пантотеновой кислоты, является агонистом глициновых рецепторов головного мозга. β-аланин противодействует высвобождению гистамина и брадикинина из тучных клеток, способствующих быстрому расширению сосудов кожи и покраснению в момент приливов (прямое стабилизирующее действие β-аланина на мембраны тучных клеток). Он не блокирует Н1-гистаминовые рецепторы. β-аланин необходим для синтеза пантотеновой кислоты (витамин В5) и ацилкоэнзима А – центрального кофермента метаболизма жиров, белков и углеводов. Ацилкоэнзим А жизненно необходим для синтеза основного субстрата энергетического метаболизма – аденозинтрифосфата. Стабилизация энергетического метаболизма способствует уменьшению вазомоторных пароксизмов и увеличению резервов адаптации к пониженному уровню эстрогенов [4–6].
β-аланин показан женщинам для коррекции вазомоторных проявлений дефицита эстрогенов в период менопаузы в качестве монотерапии [7, 8], а также в составе комплексной терапии (совместно с ЗГТ) для снижения дозы эстрогенов [4–6]. Особенно эффективно его назначение пациенткам с генетической предрасположенностью к вазомоторным пароксизмам (полиморфизмы генов CYP1B1, CYP19, эстрогеновых рецепторов α и β) [5].
β-аланин назначается при противопоказаниях или отказе от ЗГТ до принятия решения о назначении ЗГТ. Его применяют внутрь по 400–800 мг (1–2 таблетки) в день. Курс лечения может быть назначен на протяжении всего периода вазомоторных клинических проявлений. При возобновлении приливов проводится повторный курс лечения.
Цель исследования: изучить клиническую эффективность β-аланина в терапии климактерических проявлений у женщин при хирургической менопаузе.
Материал и методы исследования
Проведено пилотное проспективное клиническое исследование 59 пациенток. Дизайн – одиночное рандомизированное исследование в параллельных группах.
Критерии включения: возраст от 45 лет, хирургическая менопауза от 1 месяца до 1,5 лет, нежелание применять ЗГТ. Критерии исключения: признаки явных психических или истерических расстройств, тяжелые экстрагенитальные соматические заболевания, миома матки, эндометриоз, рецидивирующие гиперпластические процессы эндометрия, прием препаратов для лечения дефицита эстрогенов ранее.
В основной группе (n=38) женщины получали β-аланин по 1 таблетке (400 мг) два раза в сутки в течение месяца, далее курс профилактики вазомоторных пароксизмов повторяли каждые 10 дней следующих двух месяцев в той же дозировке. Контрольную группу (n=21) составили пациентки, отказавшиеся от терапии.
Для оценки выраженности синдрома дефицита эстрогенов использовался подсчет баллов модифицированного Е.В. Уваровой (1983) менопаузального индекса (ММИ) Куппермана до лечения, через 1, 2 и 3 месяца лечения [2]. Учитывались нейровегетативные, метаболические и психоэмоциональные симптомы. Динамики ММИ за 3 месяца наблюдения не выявлено, вследствие чего использовались усредненные значения.
Всем пациенткам проводилось комплексное клинико-функциональное исследование: изучение анамнеза и течения периода менопаузы, анализ ранее проведенного лечения, общий и гинекологический осмотр, определение индекса массы тела, биохимических показателей, гормональное (ФСГ, эстрадиол) исследование, цитологическое исследование мазков с экто- и эндоцервикса, а также исследование показателей гемостаза.
Анализ результатов проводили с использованием статистического пакета SPSS 17.0 (SPSS Inc.). Сравнение признаков интервальной шкалы (количественные значения) в основной и контрольной группах проводили тестом Манна–Уитни. При сравнении признаков номинальной шкалы использовали двумерный анализ (таблицы сопряженности и тест χ2). Динамика ММИ в процессе лечения оценивалась однофакторным дисперсионным анализом с повторными измерениями (процедура общей линейной модели), так как фактор повторных измерений был задан 4 уровнями (до лечения, через 1, 2 и 3 месяца терапии). С целью выяснения, какие именно промежутки времени значимо отличались друг от друга, проведены парные t-тесты. Значимыми считали данные, имеющие вероятность ошибки р≤0,05.
Результаты исследования и обсуждение
Средний возраст пациенток основной группы составил 50,8±0,5 года, достоверно не отличался от такового в контроле (49,7±0,8; p=0,23). По совокупности клинико-функциональных исследований в обеих группах достоверных различий в признаках к моменту начала лечения не выявлено. Пациенты имели одинаковый исходный дефицит эстрогенов. ММИ в основной группе до начала лечения составил 19,3±1,7, достоверно не отличался от такового в контроле (20,1±1,4; p=0,71).
Простой дисперсионный анализ показал, что в процессе лечения ММИ максимально значимо снижается с 19,3±2,4 на момент начала лечения до 9,1±1,5 через 3 месяца терапии (p≤0,001). Эффективность лечения возрастает при увеличении длительности приема препарата, что подтверждено попарными сравнениями (данные достоверны в каждом промежутке времени, p=0,003; p=0,001; p=0,006 соответственно). При сравнении с контролем ММИ снижается на 26% через 1 месяц (p=0,045), на 45% через 2 месяца (p=0,004) и на 55% через 3 месяца терапии (p=0,001).
С целью выявления, на какие группы симптомов препарат оказывает влияние, отдельно проанализирована динамика нейровегетативных, обменноэндокринных и психоэмоциональных симптомов. Однофакторным дисперсионным анализом установлено, что β-аланин значимо снижает только выраженность нейровегетативных (приливы, потливость, сердцебиение, нарушения сна) и психоэмоциональных симптомов (утомляемость, настроение), сумма баллов которых снижается в течение 3 месяцев лечения с 11,4±1,2 до 4,7±0,9 (p≤0,001) и с 5,1±0,9 до 2,6±0,7 (p≤0,001) соответственно. Достоверного изменения обменно-эндокринных симптомов не выявлено, до начала лечения сумма баллов составляла 2,8±0,6, на 3-й месяц терапии – 2,2±0,4 (p=0,51).
При анализе таблиц сопряженности сумма баллов нейровегетативных симптомов до 10 (отсутствие клинических проявлений) достоверно чаще встречалась в основной группе уже через 1 месяц лечения (χ2=3,9; p=0,05), также значимо отличалась через 2 (χ2=8,5; p=0,004) и 3 месяца (χ2=8,5; p=0,004). При анализе степени выраженности обменно-эндокринных симптомов достоверной разницы между частотами выявлено не было: через 1 месяц лечения χ2=1,1 (p=0,57), через 2 – χ2=0,6 (p=0,75), через 3 – χ2=0,1 (p=0,71). Во все сроки наблюдения преобладала слабая степень выраженности обменно-эндокринных нарушений (сумма баллов 1–7). Двумерным анализом также показано отсутствие достоверной разницы в частоте степени выраженности психоэмоциональных симптомов: χ2=1,4 (p=0,49), χ2=3,0 (p=0,23), χ2=2,0 (p=0,36) соответственно точкам наблюдения. Во все сроки наблюдения преобладала слабая степень выраженности психоэмоциональных нарушений (сумма баллов 1–7).
Средние концентрации ФСГ и эстрадиола до начала лечения составляли 79,8±12,5 МЕ/л и 96,5±11,7 нмоль/л соответственно, достоверно не отличались от таковых через 3 месяца лечения (68,4±9,1; p=0,16 и 103,9±11,7; p=0,07 соответственно).
Заключение
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что лечение β-аланином приводит к снижению количества и степени выраженности нейровегетативных симптомов и уменьшению степени выраженности психоэмоциональных симптомов у женщин при хирургической менопаузе. Эффективность лечения возрастает при увеличении длительности приема препарата с 1 до 3 месяцев.