Изменение церебральной гемодинамики при различных формах артериальной гипертензии в третьем триместре беременности

Храмченко Н.В., Воеводин С.М., Андронова Н.В.

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Изучение церебральной гемодинамики у беременных с артериальной гипертензией.
Материал и методы. Параметры церебральной гемодинамики в средней мозговой артерии (СМА) и венах Розенталя были изучены у 100 женщин с проявлениями артериальной гипертензии, возникшей во время беременности: с тяжелой преэклампсией (ПЭ) (n=20), умеренной ПЭ (n=35) и гестационной артериальной гипертензией (ГАГ) (n=45), с физиологической беременностью (n=74). Методом регрессионного анализа были установлены критические значения пульсационного индекса (ПИ) в СМА головного мозга, соответствующие тяжелой ПЭ.
Результаты. Показатели максимальной скорости кровотока в СМА у беременных с наличием артериальной гипертензии во всех группах были повышены в сравнении с показателями в группе контроля: у беременных с ГАГ – 170,5±19,4 см/с, при тяжелой ПЭ – 140,8±19,4 см/с, при умеренной ПЭ – 121,4± 23,4 см/с.
Характерным отличием ПЭ (как умеренной, так и тяжелой) от ГАГ были показатели ПИ в СМА: снижение значений ПИ при ПЭ (0,68±0,09 и 0,61±0,07 соответственно) и повышение значений ПИ при ГАГ (0,98±0,14).
Заключение. Транскраниальная допплерография позволяет выявлять пациенток с критическими нарушениями мозгового кровообращения.

Ключевые слова

преэклампсия
гестационная артериальная гипертензия
артерии мозга
вена Розенталя
допплерометрия
беременность

Преэклампсия (ПЭ) – мультисистемное расстройство, специфическое для беременности, характеризующееся гипертензией, протеинурией и сердечно-сосудистыми осложнениями [1]. ПЭ, сопровождающая, по данным зарубежных авторов, 6–8% всех беременностей после 24 недель – основная причина перинатальной заболеваемости и смертности, а также материнской смертности. По данным ученых разных стран, частота возникновения ПЭ не имеет тенденции к снижению; кроме того, зафиксированы случаи нетипичного течения заболевания, когда классическая триада симптомов отсутствует. Прогнозирование и диагностика данной патологии беременных на ранних стадиях позволяют избежать прогрессирующего течения ПЭ [2].

Адаптация головного мозга к патологическим изменениям мозгового кровообращения при беременности уникальна, так как мозг имеет относительно узкую способность переносить нарушения мозгового кровообращения. Мозг также уникален тем, что он расположен в черепе, и, следовательно, повышение сосудистой проницаемости или объема может привести к критическому повышению внутричерепного давления, которое может вызвать серьезные неврологические симптомы, грыжу головного мозга и даже смерть [3].

Цереброваскулярные осложнения, которые связаны с гипертензивными расстройствами во время беременности (ПЭ, хроническая артериальная гипертензия и гестационная артериальная гипертензия (ГАГ)), как полагают, обусловлены дисфункцией ауторегуляции головного мозга, которая является физиологическим процессом, направленным на поддержание кровотока на соответствующем уровне, несмотря на изменения артериального давления [4–6].

Транскраниальная допплерография (ТКДГ) является информативным методом для диагностики нарушений мозговой гемодинамики и может помочь в поиске дополнительных критериев нарушений функции головного мозга, приводящих к развитию ПЭ. Основными направлениями клинического применения ТКДГ являются оценка ангиоспазма, обнаружение стеноза внутричерепных артерий, оценка цереброваскулярной ауторегуляции, неинвазивная оценка внутричерепного давления, оценка смерти мозга. Результаты публикуемых ежегодно исследований церебральной гемодинамики с помощью ТКДГ указывают на высокую информативность и точность метода, поэтому показания к применению метода расширяются [7].

Целью настоящего исследования было изучение нарушений мозгового кровообращения у беременных в третьем триместре при различных формах артериальной гипертензии до начала медикаментозной коррекции артериального давления (АД) с помощью ТКДГ.

Материал и методы исследования

Для изучения церебральной гемодинамики были обследованы 100 женщин с проявлениями артериальной гипертензии, возникшей во время беременности. Изучены и сопоставлены данные гемодинамических параметров средней мозговой артерии (СМА) и вены Розенталя с помощью ТКДГ. В исследование были включены результаты обследования 100 пациенток до начала медикаментозной коррекции АД, с тяжелой ПЭ (n=20), умеренной ПЭ (n=35) и ГАГ (n=45). Группу контроля составили 74 женщины с физиологической беременностью.

Исследование проводились на ультразвуковом аппарате Acuson S2000 (Siemens, США-Германия). Ультразвуковой мониторинг сосудов основания головного мозга осуществлялся транстемпоральным доступом. Использовались датчики для секторного конвергентного сканирования с диапазоном частот от 1,8 до 3,6 МГц, частотный фильтр 100 Гц, контрольный объем 2,0 мм. Были обследованы все 174 беременные. Во время проведения исследования женщина находилась в положении лежа на спине с приподнятым головным концом кушетки, максимально центральным расположением головы (без поворотов головы в сторону), для более точной оценки показателей гемодинамики в сосудах правого и левого полушария головного мозга. Локацию интракраниальных артерий (СМА) в височной области проводили традиционно, через чешую височной кости, датчик располагали справа и слева в височной области кпереди от ушной раковины.

В режиме цветового допплеровского картирования определяли место расположения исследуемого сосуда, направление кровотока в нем и с помощью импульсно-волновой допплерографии регистрировали гемодинамические характеристики: в СМА – максимальную скорость кровотока (МСК) и пульсационный индекс (ПИ); в венах Розенталя – МСК. Спектрограммы кровотока указанных сосудов представлены на рис. 1а, б.

Основные клинические характеристики пациенток различных групп – возраст, количество беременностей в анамнезе, количество родов – достоверно не различались (табл. 1). Однако средние значения индекса массы тела были достоверно выше у беременных I группы.

Статистический анализ проводили с помощью программы SPSS 17.0. Различия при сравнении показателей считались достоверными при значении p<0,05.

Результаты исследования

Показатели МСК и ПИ в СМА и МСК в венах Розенталя у пациенток с физиологической беременностью

Средние величины ПИ в СМА у пациенток с физиологической беременностью (контрольная группа) отличались средними значениями периферического сосудистого сопротивления и составили: справа – 0,83±0,04, слева – 0,83±0,05. Показатели МСК справа составили 112,9±7,66 (см/с), слева – 112,18±7,59 (см/с). Показатели МСК в венах Розенталя справа составили 15,6±1,5 (см/с), слева – 14,8±2,1 (см/с). Данные значения были сопоставимы с результатами других исследователей M. Rohani и соавт. [8] и весьма близкими к независимым результатами исследований W.G. Janzarik и соавт. [9].

Показатели МСК и ПИ в СМА у пациенток при различных формах артериальной гипертензии в третьем триместре беременности

Показатели МСК в СМА у беременных с наличием артериальной гипертензии во всех группах были повышены в сравнении с показателями в группе контроля. Наиболее высокими значения МСК были у беременных с ГАГ (170,5±19,4 см/с). Показатели МСК в СМА у беременных с тяжелой ПЭ были повышены (140,8±19,4 см/с), однако оказались ниже аналогичных значений группы пациентов с ГАГ. В группе беременных с умеренной ПЭ повышение значений МСК в СМА (121,4± 23,4 см/с) было выражено менее, чем в группах беременных с ГАГ и тяжелой ПЭ.

Значения ПИ в СМА у беременных с ГАГ были повышены в сравнении с показателями в группе контроля и составили 0,98±0,14. При сравнении значений ПИ в СМА у пациенток I и IV групп были выявлены выраженные различия за счет снижения значений ПИ в СМА (0,61±0,07) у пациенток с тяжелой ПЭ (I группы) в сравнении с аналогичными показателями у пациенток группы контроля (0,83±0,05). При этом различия при попарном сравнении I и IV групп были предсказуемо более выраженными, чем у пациенток с умеренной ПЭ (0,71±0,10). Представленные наблюдения свидетельствуют о последовательном снижении значений ПИ в СМА по мере нарастания тяжести ПЭ.

Особый интерес представляют результаты сравнения параметров гемодинамики у пациенток II и III групп. Установленное статистически значимое повышение показателей МСК и значений ПИ у пациенток III группы, в отличие от снижения значений ПИ в СМА и умеренного повышения показателей МСК у пациенток II группы (0,68±0,09) позволило расценивать указанные особенности как дифференциально-диагностические критерии ГАГ не только от тяжелой ПЭ, но и от умеренной ПЭ.

При сравнении допплерометрических показателей церебральной артериальной гемодинамики у беременных II и IV групп было отмечено умеренное снижение показателей ПИ (0,68±0,09) на фоне умеренного повышения показателей МСК в СМА. Выявление гемодинамических особенностей уже на стадии умеренной ПЭ по сравнению с контрольной группой свидетельствует об информативности ТКДГ в диагностике начальных изменений церебральной гемодинамики, характерных для пациенток с ПЭ.

Характерной и отличительной особенностью изменений параметров церебральной гемодинамики для пациенток с ГАГ (III группа) от показателей гемодинамики всех групп исследования, включая группу контроля, было выраженное повышение не только показателей МСК в СМА, но и повышение значений ПИ в СМА (0,98±0,14).

Данные о значениях МСК и ПИ в артериальных и МСК в венозных сосудах мозга представлены в табл. 2.

Показатели МСК в венах Розенталя у пациенток при различных формах артериальной гипертензии в третьем триместре беременности

Показатели МСК в венах Розенталя в I и II группах имели достоверные различия (р<0,0001). Данные параметры кровотока в венозных сосудах у пациенток II группы превышали нормативные значения, как и у пациенток I группы, но были значительно менее высокими. Показатели МСК в венах Розенталя в I и III группе оказались сопоставимыми (р>0,05). Важно отметить, что разброс показателей МСК у пациенток III группы был менее выраженным, чем у пациенток I группы, но при этом они всегда превышали нормативные значения, как и у пациенток I группы.

Как и ожидалось, отмечены значимые различия показателей МСК в исследованных венозных сосудах головного мозга у пациенток I и IV групп (p<0,0001), так как повышение показателей МСК в IV группе не было выявлено.

Были выявлены достоверные различия показателей МСК в венах Розенталя во II и в III группах (р<0,05)

Отмечены значимые различия показателей МСК в венозных сосудах головного мозга у пациенток II и IV групп (p<0,0001). Повышение показателей МСК в IV группе не было выявлено, у пациенток II группы повышение было незначительным в сравнении с показателями нормы.

Чувствительность и специфичность ТКДГ в выявлении беременных с тяжелой ПЭ

Методом регрессионного анализа нами были установлены критические значения ПИ в СМА, соответствующие тяжелой ПЭ.

Критическим значением ПИ в СМА с высокой чувствительностью (89%) и специфичностью (97%) было значение ПИ 0,57 (слева) и 0,61 (справа) у пациенток с тяжелой ПЭ. На рис. 2, 3 представлены ROC-кривые для СМА.

Сравнение чувствительности и специфичности пока­зало высокую диагностическую информа­тив­ность значений ПИ в СМА. Это позволило оптими­зировать протокол ультразвукового исследования в ургентных ситуациях и проводить измерения ПИ в СМА для выявления пациенток с критическими нарушениями мозгового кровотока, характерными для тяжелой ПЭ.

Анализ церебральной венозной гемодинамики мозга выявил достоверное повышение показателей МСК у пациенток с тяжелой ПЭ в сравнении показателями МСК у пациенток группы контроля (IV группа), а также в сравнении с пациентками группы умеренной ПЭ (II группы). Различия показателей у пациенток с тяжелой ПЭ и ГАГ (III группы) были менее выраженными. Однако высокие показатели МСК в венозных сосудах головного мозга косвенно указывают на наличие внутричерепной венозной гипертензии, что само по себе является грозным осложнением гипертензивных расстройств у беременных различной этиологии, а в сочетании с данными церебрального артериального кровотока особенно актуальны для беременных с тяжелой ПЭ, так как указывают на затруднение оттока и «избыточную перфузию мозга» .

Для определения чувствительности и специфичности значений МСК в венозных сосудах мозга в III триместре для прогнозирования тяжелой ПЭ и определения критических значений были построены ROC-кривые. На рис. 4, 5 представлены ROC-кривые для вен Розенталя.

Критическим значением МСК в венах Розенталя с высокой чувствительностью (96%) и специфичностью (93%) было значение 23 см/с слева и 24 см/с справа.

Обсуждение

Изучение особенностей церебральной гемодинамики при различных формах артериальной гипертензии в третьем триместре беременности по данным ТКДГ является актуальной и не до конца изученной научной проблемой.

В настоящем исследовании оценка показателей церебральной гемодинамики была проведена в группах тяжелой ПЭ, умеренной ПЭ и ГАГ, а также в группе контроля. Многие авторы указывают на целесообразность выделения в исследовании группы ГАГ в связи с принципиальными отличиями данного состояния от ПЭ. Так, Caglar и соавт. считают ограничением собственного исследования отсутствие группы ГАГ [1].

Важно отметить, что при формировании выборки большое внимание уделялось отсутствию медикаментозной коррекции повышенного АД. Хотя это обстоятельство и послужило ограничивающим объем выборки фактором, но при этом, на наш взгляд, объясняет высокую достоверность межгрупповых различий гемодинамических параметров. Магнезиальная терапия, как было представлено в предшествующих исследованиях, оказывает значительное влияние на мозговую гемодинамику при ПЭ [10].

Представленные в данной работе характерные особенности показателей мозгового кровотока при ПЭ – увеличение МСК, снижение ПИ при ПЭ согласуются с данными, полученными И.С. Сидоровой с соавт., описавших диапазон и средние величины кровотока при ПЭ [11]. В настоящем исследовании помимо сравнения средних был выполнен ROC-анализ и определены критические значения параметров мозгового кровотока.

Гипертензивные нарушения у беременных сопровождаются характерными сдвигами показателей кровотока: повышение цифр МСК в артериальных сосудах головного мозга и повышение значений ПИ, характерных для ангиоспазма у пациенток с ГАГ. Патологическое снижение значений ПИ в сосудах головного мозга на фоне повышения АД должно насторожить в отношении развития тяжелой ПЭ. В таких случаях требуется активный мониторинг изменений указанных параметров. Чем ниже значения ПИ в сравнении с нормативными значениями, тем выше риск развития тяжелых расстройств мозговой гемодинамики, характерных для тяжелой ПЭ, и увеличивается риск развития эклампсии.

Анализ церебральной венозной гемодинамики мозга выявил достоверное повышение показателей МСК у пациенток с тяжелой ПЭ в сравнении показателями МСК у пациенток группы контроля, а также в сравнении с пациентками группы умеренной ПЭ. Различия показателей МСК в венозных сосудах мозга у пациенток с тяжелой ПЭ и ГАГ были незначимыми и оказались практически сопоставимыми (р>0,05). Однако высокие цифры МСК в венах Розенталя косвенно указывают на наличие внутричерепной венозной гипертензии, что само по себе является грозным осложнением гипертензивных расстройств у беременных различной этиологии, а в сочетании с данными церебрального артериального кровотока особенно актуальны для диагностики тяжелой ПЭ, так как указывают на затруднение оттока и «избыточную перфузию мозга» у данной категории пациенток.

Заключение

ТКДГ сосудов основания головного мозга является информативным методом для выявления отличительных особенностей параметров гемодинамики мозга у беременных с ПЭ до начала медикаментозной коррекции и позволяет дифференцировать тяжелую ПЭ от умеренной ПЭ и артериальной гипертензии. Снижение значений ПИ <0,57–0,61 на фоне ангиоспазма в бассейне артерий Виллизиева круга (МСК в СМА >160 см/с), с превышением МСК: в вене Розенталя >24 см/с, свидетельствующих о внутричерепной венозной гипертензии, следует расценивать как развитие тяжелой ПЭ. Чувствительность метода 96% и специфичность 98%. Полученные допплеровские параметры церебральной гемодинамики актуальны, позволяют выявлять пациенток с критическими нарушениями мозговой гемодинамики и могут быть использованы в качестве маркеров для дифференциации тяжелой ПЭ от других форм артериальной гипертензии.

Список литературы

1. Çağlar F.N., Ozde C., Bostancı E., Çağlar İ.M., Çiftçi S., Unğan İ. et al. Assessment of right heart function in preeclampsia by echocardiography. Pregnancy Hypertens. 2016; 6(2): 89-94.

2. Мурашко Л.Е., Нецеевская М.А., Сухих Г.Т. Роль иммунологических нарушений в генезе преэклампсии. В кн.: Сухих Г.Т., Мурашко Л.Е., ред. Преэклампсия. Руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010: гл. 9.

3. Johnson A.C., Cipolla M.J. The cerebral circulation during pregnancy: adapting to preserve normalcy. Physiology (Bethesda). 2015; 30(2): 139-47.

4. van Veen T.R., Panerai R.B., Haeri S., Singh J., Adusumalli J.A., Zeeman G.G., Belfort M.A. Cerebral autoregulation in different hypertensive disorders of pregnancy. Am. J. Obstet. Gynecol. 2015; 212(4): 513. e1-7.

5. Van Veen T.R., Panerai R.B., Haeri S., Griffioen A.C., Zeeman G.G., Belfort M.A. Cerebral autoregulation in normal pregnancy and preeclampsia. Obstet. Gynecol. 2013; 122(5): 1064-9.

6. Ившин А.А., Гуменюк Е.Г., Шифман Е.М., Яковлева Е.Н. Оценка ауторегуляции мозгового кровотока в диагностике тяжелой преэклампсии. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2012; 4: 44-8.

7. Schatlo B., Pluta R.M. Clinical applications of transcranial Doppler sonography. Rev. Recent Clin. Trials. 2007; 2(1): 49-57.

8. Rohani M., Sina F., Zamani B., Akbariannia S.M.A. Comparison of MCA flow velocity in preeclampsia and normal pregnancy with transcranial Doppler. Razi J. Med. Sci. 2008; 15(58): 117-22.

9. Janzarik W.G., Ehlers E., Ehmann R., Gerds T.A., Schork J., Mayer S. et al. Dynamic cerebral autoregulation in pregnancy and the risk of preeclampsia. Hypertension. 2014; 63(1): 161-6.

10. Guerci P., Vial F., Feugeas J., Pop M., Baka N.E., Bouaziz H., Losser M.R. Cerebral oximetry assessed by near-infrared spectrometry during preeclampsia: an observational study: impact of magnesium sulfate administration. Crit. Care Med. 2014; 42(11): 2379-86.

11. Сидорова И.С., Скосырева Н.В., Тардов М.В., Стулин И.Д., Никитина Н.А. Состояние мозгового кровотока при гестозе. Акушерство и гинекология. 2010; 2: 20-6.

Поступила 26.08.2016

Принята в печать 02.09.2016

Об авторах / Для корреспонденции

Храмченко Наталья Васильевна, зав. отделением эхографии и пренатальной диагностики ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России.
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (910) 440-22-74. E-mail: n_khramchenko@oparina4.ru
Воеводин Сергей Михайлович, зав. отделом визуальной диагностики ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России.
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. E-mail: v_voevodin@oparina4.ru
Андронова Наталия Витальевна, врач-генетик ФГБУ НЦАГиП им. академика В.И. Кулакова Минздрава России.
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. E-mail: andronowa@mail.ru

Для цитирования: Храмченко Н..В., Воеводин С.М., Андронова Н.В. Изменение церебральной гемодинамики при различных формах артериальной гипертензии в третьем триместре беременности. Акушерство и гинекология. 2017; 4: 81-6.
http://dx.doi.org/10.18565/aig.2017.4.81-6

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.