Эпидемиологическая безопасность оказания медицинской помощи имеет высокую актуальность, особая роль в которой отведена сохранению здоровья медицинских работников. Профессиональная подготовка, соблюдение культуры использования безопасных методов при оказании медицинской помощи, унифицированные обязательные условия охраны труда, наличие и качество средств индивидуальной защиты, обеспечение медицинскими материалами и инвентарем – все это напрямую относится к обеспечению эпидемиологической безопасности медицинских работников [1–8].
Вопросы обеспечения эпидемиологической безопасности медицинских работников при оказании профессиональной деятельности берут свои истоки от первых врачевателей. На протяжении нескольких веков совершенствовались методы эпидемиологической безопасности, но более интенсивный прогресс наметился в XX столетии [9]. В 2002 г. на 55-й Всемирной Ассамблее здравоохранения принята резолюция о проблеме безопасности пациентов и медицинских работников, а в 2004 г. ВОЗ создана программа, в которой актуализирована важность соблюдения эпидемиологической безопасности пациентов и медицинских работников в качестве глобальной проблемы здравоохранения [10, 11]. Одновременно организовано объединение «Всемирный Альянс за безопасность пациентов», что стало основанием Лондонской декларации о безопасности пациентов [12]. В октябре 2005 г. стартовала программа «Чистота – залог безопасной медицинской помощи» по повсеместному снижению инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Результатом проведенной работы стал выход в свет Руководства ВОЗ по гигиене рук в здравоохранении 2009 г. [10]. С целью снижения ИСМП в мире ВОЗ ежегодно разрабатывает ряд программ, охватывающих системные и технические аспекты, направленные на устранение наиболее частых причин [13, 14]. В Российской Федерации профилактика ИСМП регламентирована на самом высоком уровне [15–21].
Методы профилактики ИСМП и инфекционный контроль, включая гигиену, в основном просты в исполнении, не требуют больших затрат и эффективны, но для их осуществления необходима разработка организационно-методических мероприятий и изменение поведения медицинских работников. Применение стандартных мер эпидемиологической безопасности, в частности, наилучших методик надевания и снятия медицинских перчаток, гигиены рук, лежит в основе снижения ИСМП и обеспечения эпидемиологической безопасности медицинских работников и пациентов [11].
Многочисленные исследования демонстрируют проблемы соблюдения мер эпидемиологической безопасности медицинскими работниками. Так, социологическое исследование, проведенное в ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» (2017), которое включало 453 медицинских работника со средним медицинским образованием и 225 врачей, выявило, что на несоблюдение медицинским персоналом противоэпидемических мер указали 27,3% респондентов, на недостаточный уровень подготовки медицинских работников по вопросам эпидемиологической безопасности – 28,9% [22]. Другое исследование [23], включавшее анализ актов аварийных ситуаций, журналов регистрации медицинских аварий с 91 записью и данных 260 анкет показало, что 31% оперативных вмешательств сопровождались аварийными ситуациями.
Обзоры Кокрановской библиотеки, опубликованные в 2019 и 2020 гг. под общим названием «Средства индивидуальной защиты для предотвращения высокоинфекционных заболеваний, вызванных воздействием загрязненных биологических жидкостей у медицинского персонала», включающие 24 исследования с 2278 участниками, из которых 14 – рандомизированные контролируемые испытания [24, 25], определили, что:
- использование двойных перчаток может привести к меньшему вирусному или бактериальному загрязнению рук по сравнению с одинарными перчатками (ОР 0,34, 95% ДИ: 0,17–0,66), но не к меньшему флуоресцентному загрязнению (ОР 0,98, 95% ДИ: 0,75–1,28);
- дополнительная дезинфекция перчаток перед их снятием четвертичным аммонием или отбеливателем может уменьшить загрязнение, но не протирание рук раствором на спиртовой основе [24].
Не ставится под сомнение тот факт, что обучение снятию средств индивидуальной защиты (СИЗ) должно быть обязательным для медицинских работников:
- дополнительная голосовая инструкция может привести к меньшему количеству ошибок при съеме СИЗ (MD -0,9, 95% ДИ: -1,4–-0,4) и к меньшему количеству пятен загрязнения (MD -5,95% ДИ: -8,08–-1,92);
- использование дополнительного компьютерного моделирования может привести к меньшему количеству ошибок при съеме СИЗ (MD -1,2, 95% ДИ: -1,6–-0,7);
- видеолекция о надевании СИЗ может привести к получению более высоких оценок навыков (MD 30,70, 95% ДИ: 20,14–41,26), чем традиционная лекция [24].
Представленные обзоры исследований свидетельствуют об имеющей место опасности контаминации биологическими жидкостями медицинских работников при проведении профессиональных манипуляций, что требует, с одной стороны, разработки оптимальных способов снятия СИЗ, в частности, медицинских перчаток. С другой стороны, актуально создание обязательной последовательности проведения тренингов, направленных на первичное обучение при поступлении на работу, закрепление полученных навыков с установленной периодичностью, осуществление контроля за исполнением и соблюдением оптимальных процедур, формированием приверженности к соблюдению мероприятий по профилактике ИСМП [24, 25].
Таким образом, назрела необходимость выработки оптимальной техники безопасного снятия медицинских перчаток для медицинских работников и определение методов обучения с объединенными подходами к преподаванию с использованием симуляционных технологий и максимальным сопровождением наглядными материалами (видео, печатная продукция) для повторения и закрепления полученных знаний и умений.
Цель исследования: совершенствование способа снятия медицинских перчаток медицинскими работниками, после выполнения профессиональных обязанностей с целью предотвращения развития ИСМП.
Материалы и методы
На базе отдела образовательных симуляционных технологий в медицине ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России (Центр) разработан безопасный способ снятия медицинских перчаток.
В исследовании участвовали 595 медицинских работников. Проводилось надевание и снятие двух пар медицинских перчаток (наружная и внутренняя пара перчаток).
Эффективность безопасного способа снятия медицинских перчаток определялась отсутствием на внутренней паре медицинских перчаток дезинфицирующего средства, содержащего флуоресцентный концентрат (Visirub conc., Paul Hartmann AG), с помощью учебного пособия для флуоресцентного теста с УФ-черным светом (Derma Lite Check Box, Paul Hartmann AG). Применяли учебный инструмент, который работает по принципу воздействия лучей длинноволновой части ультрафиолетового диапазона на флуоресцентный краситель дезинфицирующего средства. Визуально выявлялись дефекты снятия наружной пары медицинских перчаток в виде наличия дезинфицирующего средства на внутренней паре медицинских перчаток, что имитирует загрязнение биологическими жидкостями рук медицинских работников после исполнения медицинских манипуляций.
Применялись общенаучные и специальные методы исследования: контент-анализ, библиографический, логический контроль данных, а также сравнительный анализ.
Результаты
На базе отдела образовательных симуляционных технологий в медицине Центра с 2011 г. осуществляются тренинги по формированию практических умений, с их трансформацией в устойчивый навык, у обучающихся по дезинфекции рук медицинских работников по принципу «7/5/2», надеванию и безопасному снятию медицинских перчаток, медицинских респираторов и защитных костюмов. Особую актуальность применение безопасного способа снятия медицинских перчаток приобрело в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. За период 2020 г. обучение по программе «Дополнительное профессиональное образование COVID-19», включающее способ безопасного снятия медицинских перчаток, прошли 595 сотрудников Центра. В период с 28.04.2021 по 30.06.2021 в учреждении функционировало временное структурное подразделение – Центр для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в стационарных условиях. Следует отметить, что за весь период работы этого подразделения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 заболели только 30 (7,3%) сотрудников «красной зоны».
Основные постулаты способа безопасного снятия медицинских перчаток:
- обеспечивает максимальное предотвращение инфицирования биологическими средами медицинских работников после осуществления профессиональных манипуляций;
- подходит для снятия хирургических и диагностических/смотровых медицинских перчаток, а также двух пар перчаток, надетых одна на другую, что способствует снижению риска инфицирования биологическими средами и повреждения рук медицинских работников;
- применение данной технологии за пределами Российской Федерации – сведений нет;
- при использовании медицинской технологии безопасного снятия медицинских перчаток осложнений не выявлено.
Материалы: хирургические или диагностические/смотровые медицинские перчатки.
Условия: необходимость снятия медицинских перчаток; наличие помещения с установленным контейнером для медицинских отходов класса Б или класса В, в соответствии с действующими нормативными документами [18]. Обязательным условием исполнения является строгое чередование действий рук (условно – рука 1 и рука 2), не используется указание правой или левой руки, что обусловлено физиологическими процессами ведущей руки.
При осуществлении медицинской технологии используется установленная последовательность действий:
1. Захватывают I–III пальцами руки 1 внешний край манжеты перчатки руки 2 с внутренней стороны запястья, оттягивают манжету вверх и по направлению к I пальцу постепенно выворачивают наизнанку, заводят за I палец руки 2 (рис. 1).
2. Захватывают край перчатки руки 1 так, чтобы I палец с вывернутой перчаткой соприкасался с внутренней стороной манжеты, а II, III пальцы располагались снаружи, выворачивают перчатку наизнанку и аналогично заводят за I палец руки 1, далее проводят I палец руки 1 по ладонной поверхности под перчатку руки 2 до основания пальца, приводят к нему II–V пальцы руки 1 (рис. 2).
3. Кончики II–V пальцев руки 2 располагают на средних фалангах аналогичных пальцев руки 1, при этом плавным движением с помощью I пальца, заведенного под перчатку, выворачивают ее наизнанку до полного высвобождения I пальца и средних фаланг оставшихся пальцев руки 2, фиксируют перчатку пальцами, аналогичными движениями заводят I палец под перчатку руки 1, выворачивают ее наизнанку по вышеописанной методике (рис. 3).
4. Освобождают по очереди фаланги II–V пальцев путем выворачивания перчаток наизнанку, при этом вкладывают одну перчатку в другую, формируют единый сверток (рис. 4).
5. Снятые перчатки сбрасывают в контейнер для отходов класса Б или В, по эпидемиологическим показаниям.
6. Проводят дезинфекцию рук медицинских работников по принципу «7/5/2» (Патент на изобретение 2737200 C1, 25.11.2020).
Исследования, проводившиеся с использованием учебного пособия для тестирования УФ-черным светом, установили, что при соблюдении всех требований безопасного снятия медицинских перчаток, обеспечивается отсутствие дезинфицирующего средства на второй паре перчаток (рис. 5).
Предложенный безопасный способ снятия медицинских перчаток обоснован для профилактики контаминации биологическими жидкостями медицинских работников соответствует современным требованиям применения средств индивидуальной защиты при проведении профессиональных манипуляций.
Заключение
Безопасное снятие медицинских перчаток для защиты медицинского персонала от инфицирования во время выполнения профессиональных обязанностей имеет важное значение в предотвращении развития ИСМП.
Обучение с контролем исполнения технологии безопасного снятия медицинских перчаток медицинскими работниками, бесспорно, является важной задачей в каждой медицинской организации и не требует увеличения продолжительности рабочего времени.