Бактериальный вагиноз (БВ) – одна из наиболее распространенных форм вагинальных дисбиозов у женщин репродуктивного возраста. Gardnerella vaginalis (G. vaginalis) – основной микроорганизм, который в 95% случаев встречается в вагинальном тракте женщин с БВ, но может быть и компонентом нормального биоценоза.
Цель. Оценить взаимосвязь между молекулярно-генетическими свойствами G. vaginalis и клиническим течением БВ.
Материалы и методы. Под наблюдением находились 64 женщины репродуктивного возраста с БВ: 31 – с рецидивирующим течением (I группа), 24 – с выраженными симптомами БВ (острый БВ) без рецидива заболевания в течение последнего года (II группа) и 9 женщин с бессимптомным течением БВ (III группа). Клиническая верификация диагноза БВ основывалась на критериях Amsel R. Лабораторная диагностика включала микроскопию вагинальных мазков, окрашенных по Граму, культуральное исследование и молекулярно-генетическое исследование методом Фемофлор. Для выделения G. vaginalis использовали агар Columbia с добавлением 5% бараньей крови (Bio-Rad, США) с последующим культивированием в условиях анаэробного бокса (Jouan, Франция). Идентифицировали G. vaginalis методом MALDI-TOF-MS на масс-спектрометре Autoflex III с программным обеспечением MALDI Biotyper версии 3.0 (Bruker Daltonics, Германия). Проведено молекулярное типирование всех изолятов по особенностям нуклеотидной последовательности района межгенного спейсера (ITS), расположенного между генами 16S- и 23S-рРНК, с помощью специально разработанной ПЦР тест-системы. Тест-система позволяет определить принадлежность к одному из трех риботипов. Кроме того, методом ПЦР определяли наличие гена, кодирующего сиалидазу.
Результаты. При 72 эпизодах БВ у 64 женщин выделено 77 изолятов G. vaginalis. Большинство изолятов (52/67,5%) относились к 1 риботипу, 23/29,9% – ко 2 и 2/2,6% – к 3 риботипу. У 31 пациентки с рецидивирующим БВ (I группа) проведено исследование вагинального отделяемого в 39 эпизодах БВ. В 30 случаях поводом для посещения врача было обострение БВ, подтвержденное результатами клинико-лабораторного обследования. Все случаи рецидива БВ ассоциировались с 1 и 3 риботипами G. vaginalis. Доминирующим был 1 риботип G. vaginalis, выявленный в 29 из 30 эпизодов обострения БВ (96,7%), причем в 27 (90%) – как единственный и в двух (6,7%) – в сочетании со 2 риботипом. G. vaginalis 3 риботипа встречалась только в одном эпизоде рецидива БВ (3,3%). В 9 случаях визит к врачу был связан с плановым обследованием в соответствии с алгоритмом ведения женщин с рецидивирующим БВ. Пациентки не предъявляли каких-либо жалоб, клинически не отмечено манифестации заболевания. Однако по результатам комплексной микробиологической диагностики состояние вагинального микроценоза соответствовало критериям БВ или мезоценоза. Во всех 9 случаях (100%) выявлен только 2 риботип G. vaginalis.
От 24 пациенток II группы получено 27 изолятов G. vaginalis. Установлено, что у 23 из 24 (95,8%) женщин изоляты относились к 1 риботипу, выявленному у 20 (83,3%) женщин как единственный риботип, у 3 (12,5%) – в сочетании со 2 риботипом и у 1 женщины (4,2%) изолят относился к 3 риботипу.
У 9 женщин III группы женщин с бессимптомным течением БВ все изоляты G. vaginalis (100%) принадлежали ко 2 риботипу.
Установлено, что все изоляты G. vaginalis 1 и 3 риботипов обладали геном, кодирующим продукцию фермента сиалидазы, а у изолятов 2 риботипа этот ген не обнаружен.
Выводы. Молекулярное типирование G. vaginalis выявило у пациенток с БВ три риботипа. Изоляты 1 и 3 риботипов имели ген, кодирующий сиалидазу, и были выявлены у женщин с симптомами БВ. Риботип 2 ассоциировался с бессимптомным течением БВ, и у изолятов этого риботипа отсутствовал ген, кодирующий сиалидазу.