С того исторического момента, когда в 1806 году в Москве на базе Повивального института была организована акушерская клиника, прошло уже более двухсот лет. А скромно начавшееся два века назад «бабичье дело» в результате выросло в Национальный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова – крупнейшее в стране и уникальное не только по отечественным, но и мировым меркам головное российское научное, лечебное и учебное учреждение, являющееся базой для реализации государственных программ по сохранению здоровья женщины, матери и ребенка.
Сегодня в Центре, которым в течение 11 лет руководит академик РАН, профессор Геннадий Тихонович Сухих, функционируют 53 подразделения и 22 лаборатории, где работают около 2200 высококвалифицированных сотрудников, в том числе три академика РАН, два член-корреспондента РАН и тридцать пять профессоров.
За последние 10 лет общее количество сотрудников Центра выросло более чем втрое, и это повлекло за собой естественную реконструкцию организации. Как ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России развивается сегодня и каким он станет завтра – об этом рассказал его директор, профессор Г.Т. Сухих.
МиД: Геннадий Тихонович, в структуре Национального центра появляются новые подразделения и институты. Пожалуйста, расскажите о них.
Профессор Г.Т. Сухих: За последние десять лет мы приняли в Центр много специалистов после ординатуры и аспирантуры – тех, кто знает «молитвы нашего храма», тех, кто мощно показал себя как профессионал. Наполнив Центр неординарными для страны и пациентов врачами и научными сотрудниками, мы приняли решение изменить структуру организации и создать в его рамках новые институты.
Открыв семь лет назад отделение инновационной онкологии, мы продолжили развиваться и три года назад начали строительство первой в Европе специализированной клиники лечения рака яичников. А пока эта клиника строится, мы открыли Институт онкогинекологии и маммологии, куда теперь могут обращаться пациентки с онкологическими заболеваниями, связанными с нашей специальностью – раком молочной железы, раком шейки матки, аденокарциномой эндометрия, раком яичников. Возглавить работу этого Института мы пригласили академика РАН, профессора Льва Андреевича Ашрафяна, который уже много лет занимается проблемами профилактики и ранней диагностики рака репродуктивных органов.
Другая новая структура – Институт репродуктивной медицины – объединила в себе несколько отделений. В нашей стране до сих пор не было подобного института – впрочем, как и Института онкогинекологии и маммологии. Что он включает в себя сегодня? Во-первых, открывшееся в 2010 году (когда нашей лаборатории ЭКО исполнилась уже четверть века) второе отделение вспомогательных репродуктивных технологий. А первое было создано еще 32 года назад, когда здесь родился первый в СССР ребенок «из пробирки». Во-вторых, мы открыли отделение андрологии, поскольку, увы, в гинекологии мало интересуются мужскими проблемами (эректильной дисфункцией, нарушением сперматогенеза, вопросами, связанными с возрастом), а урология имеет несколько иное направление. В-третьих, при поддержке одной из мощных компаний, работающей в области репродукции, здесь, на территории в 2,5 тысяч квадратных метров, был создан уникальный клинический тренинговый центр для подготовки и стажировки врачей, которые занимаются лечением бесплодия. Вскоре планируем дополнить Институт репродуктивной медицины еще и отделением эндокринологии.
МиД: Что еще входит в ближайшие планы?
Профессор Г.Т. Сухих: В ближайших планах – создание Института акушерства и медицины плода, ведь довольно часто нам приходится оперировать 16–20-недельный плод внутриутробно, сохраняя только зарождающуюся жизнь. А поскольку в нашем Центре существует одна из лучших в стране неонатологических служб (которая, по сути, родилась и прошла становление здесь в 70-х годах прошлого столетия), в наши планы входит и открытие Института неонатологии.
Планируем также создание Института молекулярной генетики – об этом шла речь на Всероссийской цитогенетической конференции. Надеюсь, во главе этой структуры встанет наш коллега, профессор Д.Ю. Трофимов, который уже подготовил к данной работе профессиональный коллектив.
Кроме того, несколько созданных в Центре лабораторий мы планируем объединить в Институт трансляционной медицины, чтобы иметь возможность транслировать науку в клиническую практику.
Нам очень не хватает Центра ядерной медицины, поэтому мы хотим, чтобы и такое поддразделение возникло на нашей территории.
МиД: Что это даст самому Центру и пациентам?
Профессор Г.Т. Сухих: Центру это дает развитие и привлечение к сотрудничеству уникальных специалистов. Об академике Ашрафяне я уже сказал, но приведу еще один пример. Хирург, гинеколог и уролог Владимир Дмитриевич Чупрынин возглавляет в нашем Центре хирургические отделы. То, что делается им и его учениками, раньше было просто невозможно. А сегодня эти хирурги работают с очень запущенными случаями, сложными пациентками – в Европе и США за такие операции в рамках гинекологических компетенций берутся лишь единичные специалисты.
Вся эта грандиозная работа делается для того, чтобы российские женщины не ходили от специалиста к специалисту, теряя драгоценное время, а получали всю возможную помощь здесь, у нас. Чтобы хотя бы часть женщин приходила к нам на лечение не от онкологов, а получала здесь раннюю диагностику и профилактику рака. Чтобы мы могли вместе с женщиной на одной территории заниматься и здоровьем ее супруга.
Словом, все наши реалиии и планы связаны не просто с расширением территории, а, в первую очередь, с сохранением здоровья и жизни российских семей.