Сегодня для медицинского образования актуальна проблема усиления практической подготовки как студентов, так и практикующих врачей, при сохранении достаточного уровня теоретических знаний. Статистический анализ выявляет рост числа врачебных ошибок, связанных с «человеческим фактором». Неправильное применение доз лекарственных средств, медицинской аппаратуры, слабая практическая подготовка или неумение использовать свои знания в экстренной ситуации зачастую приводят к серьезным последствиям для жизни пациента. Одним из критериев качества оказания медицинской помощи является квалификация специалистов. Реализация приоритетного Национального проекта «Здоровье», переход субъектов РФ на современные технологии выхаживания детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, на новые критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, предъявляют особые требования к квалификации кадров.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» указано, что одной из основных задач развития здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан РФ, является обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования. В связи с этим появление возможностей симуляционного образования является перспективным и необходимым направлением. Симуляционное обучение (СО) – это достаточно новая образовательная методика, которая применяется в медицине. Использование в здравоохранении симуляторов безопасно для пациентов, позволяет моделировать различные критические ситуации в условиях, приближенных к реальным.
Согласно приказу Минобрнауки России от 01.06.2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» с изменениями от 15.11.2013 г. реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и/или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках уже имеющейся квалификации. Стремительно растет число кафедр, где преподают курс перинатологии, увеличивается число специализированных учреждений, в которых оказывается высокоспециализированная, высокотехнологичная перинатологическая помощь. И в такой ситуации постдипломное обучение акушеров-гинекологов имеет крайне важное значение.
Использование симуляционных технологий занимает отдельное место в сфере дополнительного профессионального образования врачей данной специальности, оно позволяет «научить работать» в соответствии с современными алгоритмами оказания помощи, вырабатывать командное взаимодействие и координацию, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций и оценить эффективность собственных действий.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. принято решение о создании и финансировании обучающих симуляционно-тренинговых центров (СТЦ) в федеральных государственных учреждениях, имеющих в своем составе клинические подразделения, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным. Уникальность СТЦ, открытого на базе Ивановского НИИ материнства и детства имени В.Н. Городкова в ноябре 2011 г., в том, что в одном здании находятся система СО, лекционные залы, операционные, палаты, родильные залы и отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Проведено лицензирование повышения квалификации по специальностям: акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, неонатология. Преподаватели центра прошли обучение и участвовали в международных семинарах и тренингах тренеров. В 2013 г. организована кафедра акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии, на базе которой проходит тематическое усовершенствование по 72-часовой программе.
С 2011 г. по настоящее время прошли обучение 1009 врачей из 55 территорий РФ, из них 500 акушеров, 367 неонатологов, 142 анестезиолога-реаниматолога.
В 2014 г. Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова номинирован на Всероссийскую премию в области перинатальной медицины «Первые лица» в подноминации «Образовательный проект года» за организацию работы СТЦ.
Врачи проходят тематическое усовершенствование на цикле по трем программам – «Клиническое акушерство (практический курс с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов)», «Интенсивная терапия в неонатологии – практические навыки и умения», «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах». Курс включает ознакомление с представленными моделями симуляторов, вовлечение курсантов в реалистичный клинический сценарий в условиях, приближенных к настоящим, подробный разбор сразу после завершения сценария с анализом и обсуждением поведения каждого курсанта (дебрифинг). В центре врачи акушеры-гинекологи, неонатологи и анестезиологи-реаниматологи, работающие в медицинских организациях акушерско-гинекологического профиля, практикуются на высокотехнологичных виртуальных тренажерах, симуляторах, муляжах, манекенах и человекоподобном роботе-имитаторе (единственном в стране), которые подключены к электрической сети и системе подачи дыхательных газов. На симуляторах можно принимать роды, делать кесарево сечение, они имеют в своем составе не только манекен-симулятор роженицы и плода, но и следящую аппаратуру. Робот-симулятор обладает физиологией человека – при тех или иных внешних воздействиях, манипуляциях медперсонала или введении лекарств происходит автоматическое изменение жизненных параметров. При этом они могут издавать звуки, разговаривать, отвечать на вопросы, двигать конечностями, изменять цвет кожных покровов, производить дыхательные движения и имитировать сердечную деятельность. Манекены новорожденных имеют высокий уровень реалистичности, соответствуют параметрам доношенных и глубоконедоношенных новорожденных. При обучении врачей используется самая современная аппаратура, включая аппараты искусственной вентиляции легких, открытые реанимационные системы, мониторы слежения, инкубаторы и др. После отработки той или иной практической ситуации проводится дебрифинг, под которым подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель – извлечь информацию из анализа игрового занятия. Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов. Хорошо подготовленное игровое занятие стимулирует глубокое погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими: подобная включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения новой технологии или освоения старой.
Постоянный анализ деятельности СТЦ доказал, что использование СО позволяет повысить качество и эффективность учебного процесса, улучшает теоретическую и практическую подготовку специалистов. В идеале необходимо, чтобы каждый российский врач с определенной периодичностью (1 раз в 3–5 лет) имел возможность отрабатывать и совершенствовать свои профессиональные навыки на тренажерах. Предлагаемый подход к подготовке врачей разных специальностей позволит более эффективно обучать новейшим перинатальным технологиям и внедрять их в деятельность учреждений родовспоможения, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности мероприятий, направленных на снижение материнской и младенческой смертности.