В условиях современного социума проблема невынашивания беременности имеет общемедицинское и социальное значение, обусловливая психоэмоциональный стресс в супружеской паре, а социальное значение определяется демографическими показателями в регионе в целом.
Частота угрожающего прерывания беременности остается стабильной и достаточно высокой и составляет от 2 до 55% достигая в третьем триместре 50%.
Установлено, что риск потери повторной беременности после первого выкидыша составляет 13–17%, после двух предшествующих самопроизвольных прерывании риск потери желанной беременности возрастает более чем в 2 раза и составляет 36–38%, а вероятность третьего самопроизвольного прерывания беременности достигает 40–45%.
В настоящее время большинство специалистов по ведению пациентов данной категории считают, что при двух последовательных прерываниях беременности отнести их к группе «привычный выкидыш», провести всестороннее обследование с проведением комплекса профилактических и лечебных мер по подготовке к следующей беременности
Целью исследования
Оценить роль различных факторов в генезе угрозы прерывания беременности.
Для достижения указанной цели нами было проведено обследование 42 беременных женщин, находившихся в разное время на стационарном лечении в отделении патологии беременности в родильном доме №2 М3 РД. Группа контроля — 20 женщин с физиологическим течением беременности.
Возраст наблюдаемых нами пациентов колебался от 19 до 38 лет (средний возраст 27,3±0,5 года).
Пациентки основной группы в анамнезе имели 2–3 самопроизвольных выкидыша (до 22 недели беременности). Все обследованные женщины не имели анатомических изменений в урогенитальном тракте и отсутствовали другие причины, способствующие прерыванию беременности.
Наблюдаемым нами пациенткам проводились общеклинические, ультразвуковые(УЗИ), вирусологические, молекулярно-биологические, иммунологические исследования, а также цитологическое изучение микрофлоры шейки матки и патоморфологический анализ последов.
Результаты и обсуждение
Невынашивание беременности в ранние сроки в анамнезе имели все пациентки. Первичным оно было у 61,2% женщин, вторичным — у 38,8%, привычным — у 56,4% женщин. Клинических симптомов острой или обострения хронической инфекционно-воспалительной патологии не выявлено. Функциональная диагностика функции щитовидной железы показала повышение Т4 общего — 937 нмоль/л (референсные показатели — 58 — 61 нмоль/л) у 5 пациенток. Показатели репродуктивной функции также изменены: эстрадиол 1398 нмоль/л — у 5 женщин, пролактин — 922 мМЕ/мл — у 10 обследованных пациенток.
Ни у одной женщины, по показателям оценки функционального состояния яичников и эндометрия, вторая фаза менструального цикла не соответствовала критериям полноценности. Базальная температура носила двухфазный характер с неполноценной второй фазой у 77% пациенток.
У наблюдаемых нами пациенток иммунологические нарушения на системном и локальном уровне не обнаружены.
Комплексная прегравидарная подготовка с использованием микронизированного прогестерона в дозировке 200 мг способствовала достоверному снижению частоты повторных случаев невынашивания беременности ранних сроков и способствовала рождению здоровых детей.
Таким образом, гормональная недостаточность яичников и плаценты в 65–75% случаев может быть причиной прерывания беременности. По результатам нашего исследования самая частая причина — это недостаточность лютеиновой фазы.
Этиология привычного невынашивания разнообразна и зависит от многих факторов. Микронизированный прогестерон в составе комплексной прегравидарной подготовки способствовал снижению частоты повторных случаев невынашивания беременности, благодаря своим токолитическим и нейропротекторным свойствам.
The etiology of habitual miscarriage is diverse and depends on many factors. Micronized progesterone as part of a comprehensive pregravid preparation helped to reduce the frequency of repeated cases of miscarriage due to its tocolytic and neuroprotective properties.