Первое место в структуре злокачественных заболеваний среди женщин занимает рак молочной железы (РМЖ). По статистике, на 100 000 человек приходится 46 случаев заболеваемости.
Большую роль играют: время наступления менархе и климакса (повышает риск 4 раза), беременность и роды (снижают вероятность возникновения рака на 50%). Так же риск развития РМЖ повышают: травмы молочных желез, лактационный мастит, ожирение (приводит к увеличению концентрации эстрадиола в крови), доброкачественные опухоли молочной железы.
Несмотря на данный факт, встречаются случаи заболевания РМЖ в период вынашивания беременности и лактации. РМЖ, ассоциированный с беременностью – это появление злокачественной опухоли молочной железы на фоне беременности, лактации, или на протяжении следующего года после родов, это наиболее распространенная форма опухолей, диагностируемая у беременных женщин.
При беременности происходит рост молочной железы и в ней образуется большое количество новых сосудов, этим объясняется быстрое прогрессировавшие опухолевого процесса в период беременности. Еще одним фактором является гормональная перестройка организма женщины в период беременности. При наличии злокачественной трансформации прогестерон и эстрогены во время беременности могут стимулировать рост опухоли. Осуществляют запуск синтеза факторов роста.
Цель исследования
Акцентировать внимание на проблеме диагностики РМЖ, ассоциированного с беременностью и психо-социального поведения будущей матери.
Материалы и методы
Клинический случай, проведенный на базе Областного Перинатального центра (ОПЦ) ГАУЗ ОКБ № 2 г. Оренбурга в феврале 2018 г.
Результаты
Пациентка М. 34 года. В анамнезе 1 срочные роды в 2016 г. без осложнений. Данная беременность вторая, протекала на фоне гестационного сахарного диабета. В 26 недель беременности после травмы появились боли в левой молочной железе, уплотнение, обратилась в женскую консультацию. По данным УЗИ мастит. Лазеротерапия и антибиотикотерапия улучшений не принесли. От хирургического лечения пациентка отказалась. В 28 недель взята трепанобиопсия (результат – мышечные волокна с воспалительным инфильтратом). В 30 недель, по результатам УЗИ, выявлена фибролипома левой молочной железы. Пациентка направлена в онкодиспансер, но на консультацию не явилась. В 30–31 неделю онкомаркеры CA15–3 9.7 со слов в норме. В 34 недели вскрылся гнойный очаг левой молочной железы без повышения температуры. Пациентка продолжает отказываться от консультаций и стационарного лечения. В 38– 39 недель поступила на дородовую госпитализацию в ОПЦ ГАУЗ ОКБ № 2. Была осмотрена торакальным хирургом: нельзя исключить отечно-инфильтративную форму рака левой молочной железы с метастазами в лимфоузлы, во вторую очередь туберкулез левой молочной железы. Также консультирована онкологом: cancer левой молочной железы, на границе левых квадрантов плотное бугристое образование диаметром 8–9 см. Фтизиатр выставил диагноз: образование левой молочной железы неясного генеза, необходима биопсия с гистологической верификацией. По данным УЗИ диффузные изменения печени, селезенки, поджелудочной железы, почек. В левой подмышечной области лимфоузел 9,6х6,4 мм. В 39 недель самостоятельно родила живую доношенную девочку 3340 гр, 53 см, оценка по Апгар 8–9 баллов. В послеродовом периоде выполнена трепанобиопсия. Материал отправлен на гистологию и ИГХ. В левой подмышечной области произведена пункция гипоэхогенного лимфоузла 16 мм. После обследований и коллегиальных осмотров выставлен диагноз: клинически канцер левой молочной железы T4N1M0. 2кл.гр. В послеродовом периоде подавление лактации бромкриптином. При выписке направлена в онкодиспансер. На прием к онкологу не явилась, в медицинские учреждения не обращалась.
Данный случай наглядно демонстрирует «междисциплинарный характер» онкопатологии. Диагностика, лечение рака молочной железы при беременности связаны не только с рисками здоровья матери, но плода, а также сопровождаются наличием психо-социальных акцентуаций будущей матери. Для решения комплекса возникающих проблем необходимо четкое взаимодействие медицинских служб: акушерства-гинекологии, онкологии, педиатрии, психотерапевтической, а также социальной.
This case clearly demonstrates the "interdisciplinary nature" of oncopathology. Diagnosis and treatment of breast cancer during pregnancy are associated not only with the risks to the health of the mother, but also the fetus, and are also accompanied by the presence of psycho-social accentuations of the expectant mother. To solve the complex of emerging problems, a clear interaction of medical services is required: obstetrics-gynecology, oncology, pediatrics, psychotherapeutic, as well as social.