Особенности терапевтического лекарственного мониторинга противосудорожных препаратов в неонатологии на примере препаратов вальпроевой кислоты и леветирацетама

И.Б. Бондарева, М.А. Ивжиц, Зырянов С.К.

1 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №24 Департамента здравоохранения г. Москвы», Москва, ул. Писцовая, 10; 2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Введение. Терапевтический лекарственный мониторинг (ТЛМ) предполагает измерение концентрации препарата у пациента, рассматриваемое как суррогатный показатель ответа на терапию, и использование его в процессе принятия клинических решений для оптимизации терапии. Одной из частых патологий доношенных и особенно недоношенных новорожденных является судорожный синдром, требующий терапии в основном противоэпилептическими препаратами (ПЭП). Роль ТЛМ для терапии ПЭП детально представлена в рекомендациях ILAE (International League Against Epilepsy) [1]. Во многих опубликованных работах было продемонстрировано, что ТЛМ может быть полезен при терапии так называемыми «старыми» ПЭП, в том числе препаратами вальпроевой кислоты, которые имеют узкий терапевтический диапазон, в высокой степени связываются с белками, характеризуются значительной межиндивидуальной фармакокинетической (ФК) вариабельностью и потенциальными ФК-взаимовлияниями [1]. Леветирацетам – новый ПЭП второго поколения, обладающий практически идеальными свойствами: линейная фармакокинетика, предсказуемое соотношение доза–концентрация, высокий терапевтический индекс, благоприятный профиль безопасности, маловероятное клинически значимое ФК-взаимовлияние [2]. Хотя рутинное применение ТЛМ не было рекомендовано для леветирацетама [1, 3], новорожденные считаются специфической группой пациентов в смысле дополнительной пользы от ТЛМ для оптимизации фармакотерапии ПЭП [1]. К особенностям этой популяции можно отнести: изменения ФК-параметров у пациента, связанные с процессами созревания органов, систем и функций организма, ограничения по взятии проб крови, низкая точность прогноза фармакокинетики у новорожденных на основе экстраполяции результатов в популяциях старшего возраста, трудности в оценке эффективности терапии у пациента [4].

Цель. Целью работы был популяционный ФК-анализ вальпроата (Конвулекс®) и леветирацетама (Кеппра®) при внутривенном и пероральном дозировании по данным рутинно выполняемого ТЛМ у новорожденных с судорогами.

Материалы и методы. Измерения концентрации ПЭП были получены в перинатальном центре при ГКБ №24. В пилотный ретроспективный ФК-анализ были включены данные ТЛМ 35 пациентов, получавших леветирацетам, и 42 пациентов, получавших вальпроат (от 1 до 7 применений ТЛМ у пациента, каждое – по два измерения по стратегии пик–спад, медиана – 2 применения ТЛМ у пациента). Поскольку у большинства пациентов ТЛМ проводился несколько раз, полученные данные позволили оценить интраиндивидуальную вариабельность и точность прогноза с учетом изменений массы тела и скорости клубочковой фильтрации (GFR) в случае леветирацетама. Однокамерная линейная ФК-модель использовалась для идентификации ФК-параметров с помощью программы для индивидуализации фармакотерапии Pmetrics (Университет Южной Калифорнии). Концентрации ПЭП измерялись методом высокоэффективной жидкостной хроматографии.

Результаты. Гестационный возраст включенных в РК анализ новорожденных был в пределах 22–44 (медиана 28) недель, постконцептуальный возраст и масса тела на момент взятия пробы крови были в пределах 24,4–55,3 (медиана 35) недель и 0,62–4,3 (медиана 1,6) кг соответственно. Измеренные минимальные и пиковые концентрации леветирацетама ранжировались в интервале 4–20 (среднее 9) мкг/мл и 8,5–64 (среднее 16,5) мкг/мл соответственно. Измеренные концентрации вальпроата – в интервале 2,5–178,2 мкг/мл. Межиндивидуальная вариабельность оценок ФК-параметров изучаемых ПЭП превышала 50%. GFR сильно коррелировала с постконцептуальным возрастом, и у большинства пациентов с повторными измерениями GFR росла в течение первых месяцев жизни. В среднем клиренс леветирацетама возрастал, а период полувыведения уменьшался в зависимости от роста значений гестационного и постнатального возраста. Медиана объема распределения леветирацетама была больше, чем опубликованные значения для детей старшего возраста и взрослых. Регрессионный анализ показал, что масса тела значимо влияла на фармакокинетику леветирацетама, а GFR была значимой ковариатой выведения этого ПЭП.

Выводы. Несмотря на небольшой размер выборки, предварительные результаты продемонстрировали значительную межиндивидуальную вариабельность ФК-параметров ПЭП. Значительные и очень быстрые изменения ФК-параметров для пациента были характерны, особенно для первых месяцев жизни. Интраиндивидуальная вариабельность вальпроевой кислоты возрастала, и точность прогноза снижалась у пациентов, получавших сопутствующие препараты, потенциально влияющие на метаболизм. Опыт практического применения ТЛМ у новорожденных с судорогами показал, что измерение концентраций может помочь гибко корректировать дозы ПЭП с учетом индивидуальных характеристик и изменяющихся во времени ФК-параметров, что позволяет во многих случаях избежать нежелательных явлений и передозировки, повысить эффективность терапии, а также может помочь в своевременном принятии решения о завершения терапии в случае ее успеха.

Список литературы

  1. Patsalos PN, Berry DJ, Bourgeois BF, Cloyd JC,Glauser TA, Johannessen SI, et al. Antiepileptic drugs--best practice guidelines for therapeutic drug monitoring: a position paper by the subcommission on therapeutic drug monitoring, ILAE Commission on Therapeutic Strategies. Epilepsia. 2008; 49 (7): 1239–1276.
  2. Patsalos PN. Clinical pharmacokinetics of levetiracetam. Clin Pharmacokinet. 2004; 43: 707–724.
  3. Jarvie D, Mahmoud SH. Therapeutic drug monitoring of levetiracetam in select populations. J Pharm Pharm Sci. 2018; 21(1s): 149s–176s.
  4. Mian P, Flint RB, Tibboel D, van der Anker JN, Allegaert K, Koch BCP. Therapeutic Drug Monitoring in Neonates: What Makes them Unique? Curr Pharm Des. 2017;23 (38): 5790–5800.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.