Основные подходы к коррекции колик у детей

М.В. Гмошинская

ФГБНУ «НИИ питания», Москва
Наиболее часто встречающимися состояниями у детей первого полугодия жизни являются срыгивания, запоры и колики. Их относят к функциональным нарушениям желудочно-кишечного тракта.

Быстрые, молниеносные изменения в культуре воспитания детей, которые практиковались веками (пеленание, легкое укачивание, колыбельные песни и пр.); отсутствие подготовки женщин во время беременности к грудному вскармливанию, уходу за младенцем, «мода» на новые подходы к воспитанию: отсутствие пеленания, управляемый плач привело к значительному возрастанию распространенности колик, особенно в нашей стране.

Из функциональных нарушений (ФН) желудочно-кишечного тракта колики, пожалуй, наиболее часто встречающийся симптом, наиболее загадочный, а потому привлекающий особое внимание педиатров.

Под ФН пищеварения понимают комплекс различных клинических симптомов со стороны ЖКТ, не связанных с тяжелыми органическими изменениями в ЖКТ (структурные аномалии, опухоли, воспалительные поражения, инфекции) или биохимическими нарушениями. Возникновение ФН связывают с изменением моторной функции и соматической чувствительности органов ЖКТ, отклонениями со стороны секреторной, всасывающей функций пищеварительной системы.

Факторы, способствующие развитию функциональных нарушений у детей:

  1. Анатомо-физиологические особенности ребенка:
    • небольшой объем желудка, угол Гиса приближается к 180°;
    • пищевод короткий и широкий;
    • перистальтика пищевода, особенно у недоношенных, слабая, клиренс пищевода затруднен, тонус нижнего пищеводного сфинктера снижен, опорожнение желудка замедлено;
    • слабое развитие его дна и кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пилорического отдела;
    • пища младенцев жидкая, ребенок потребляет большой объем жидкой пищи;
    • ребенок много времени проводит в положении лежа на спине;
    • желудок расположен горизонтально;
    • кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых;
    • соотношение длины тонкой кишки и длины тела у новорожденного составляет 8,3:1, на первом году жизни – 7,6.
  2. Морфо-функциональная незрелость ребенка:
    • низкая активность пищеварительных ферментов;
    • сниженная двигательная функция ЖКТ, дисбиотические нарушения.
  3. Дисгармония роста.
  4. Нарушение техники и режима вскармливания:
    1. При грудном вскармливании:
      • неправильное прикладывание к груди; • быстрое сосание;
      • аэрофагия;
      • беспорядочные кормления и как следствие – перекорм;
    2. При искусственном вскармливании:
      • частая смена смесей;
      • введение новых смесей сразу в больших объемах;
      • неадекватный подбор смесей;
      • недокорм;
      • неправильное разведение;
      • большие объемы, перекорм;
      • неправильное положение бутылочки при кормлении, приводящее к аэрофагии;
      • большой поток смеси из-за неправильно подобранной соски.
  5. Проблемы родителей: тревожность матерей, непонимание причины крика, отсутствие пеленания, управляемый плач; большое количество противоречивой информации в Интернете, недоверие к врачам.
  6. Темперамент ребенка (различная реакция на один и тот же раздражитель).

Колики встречаются одинаково часто у детей, находящихся как на естественном, так и на искусственном вскармливании, независимо от пола. Причин развития этого симптомокомплекса много, а клиника при этом довольно типичная. Колики появляются, как правило, не ранее чем через 14 дней после рождения ребенка, причем у недоношенных гораздо позднее в зависимости от срока гестации. Как правило, к 3–5 месяцам жизни ребенка колики исчезают. Приступы возникают внезапно, сопровождаются пронзительным, иногда волнообразным криком; возникают часто во время или сразу после кормления; во время приступа ребенок беспокоен, сучит ножками, выгибается, прижимает ручки к телу, сжимает кулачки, отталкивает грудь или бутылочку. Отличительной особенностью колик является то, что они внезапно возникают и внезапно прекращаются, и вне приступа ребенок чувствует себя хорошо, прибавка в массе нормальная.

При консультировании родителей ребенка прежде всего необходимо исключить состояния, требующие экстренного вмешательства: хирургическая патология, инфекционные заболевания (болезненность при пальпации, пассивное напряжение брюшной стенки, кровь в кале, рвота с примесью крови, лихорадка, отказ от еды, срыгивания «фонтаном»). Если у ребенка низкая прибавка массы тела, отставание в росте, необходимы дополнительные обследования. После постановки диагноза «колики» прежде всего необходимо успокоить родителей ребенка: объяснить им, что ситуация не угрожает жизни ребенка, объяснить причину крика и необходимость изменения формы общения с ребенком (чаще брать на руки, разговаривать с ребенком, увеличить продолжительность прогулок), а также важность оптимизации питания кормящей матери, изменение техники грудного вскармливания; при искусственном вскармливании: изменение техники кормления из бутылочки).

Общая схема первой помощи при коликах

Первая помощь при коликах:

  1. Психологическая помощь матери и другим членам семьи:
    • создание комфортных условий для мамы и малыша при кормлении грудью, использование подушек для кормления; профилактика перекорма (свободное вскармливание, а не беспорядочные кормления);
    • помощь в организации докорма (контрольные взвешивания на протяжении суток, определение количества грудного молока, потребляемого ребенком, расчет необходимого докорма на сутки и на кормление);
    • обучение технике искусственного вскармливания (расчет объема и частоты кормлений с учетом возраста и массы тела; правильное разведение смеси; выбор смесей с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
    • изменение техники кормления ребенка при искусственном вскармливании (кормление на руках, правильный подбор соски и бутылочки для кормления);
    • обучение массажу при коликах.
  2. Создание комфортных условий для малыша:
    • пеленание в большие пеленки или специальные пеленки с акцентом на фиксацию ручек; • использование эргономичных кроваток для детей до 3–4 мес. «беби кокон»;
    • постуральная терапия: использование подушек для кормления для создания возвышенного положения ребенку при кормлении, после кормления;
    • ношение ребенка на руках или в специальных приспособлениях (слинги, рюкзаки кенгуру).
  3. Помощь в установлении контакта матери и ребенка.

При отсутствии эффекта необходимо перей-ти к диетотерапии: оптимизация питания кормящей матери.

Из рационов кормящих женщин исключаются следующие продукты:

  • с высокой сенсибилизирующей активностью: арахис, цитрусовые, тропические фрукты, клубника, малина, бананы, скумбрия, раки, креветки, шоколад, шоколадные конфеты; • одержащие значительные количества экстрактивных веществ: рыбные и мясные бульоны;
  • содержащие большие количества органических кислот: кислые яблоки, вишня, клюква, квашеные и маринованные овощи и фрукты;
  • содержащие в больших количествах эфирные масла: чеснок и лук;
  • с высоким содержанием сахара, соли, пищевых красителей и пищевых добавок: сладкие творожные сырки, творожные пасты, сладкие безалкогольные напитки, копченая колбаса, соленая и копченая рыба.

Использование смесей

При искусственном вскармливании для коррекции функциональных нарушений используют смеси, в состав которых входят: частично гидролизованный белок, загустители (камедь рожкового дерева), компоненты, влияющие на состав микрофлоры кишечника (преи пробиотики).

Антирефлюксные смеси содержат камедь рожкового дерева (загуститель), оказывают послабляющий эффект за счет изменения среды в кислую сторону, усиливают перистальтику кишечника, а также оказывают пребиотический и противовоспалительный эффект. При использовании смесей, содержащих гидролизованный белок и сниженное количество лактозы, облегчается переваривание белка, ускоряется время эвакуации из желудка и сокращается длительность кишечного транзита в сравнении со смесями, содержащими интактный белковый компонент. Эффективность использования смесей на основе частично гидролизованного белка для купирования колик подтверждена клиническими исследованиями. Использование данных продуктов приводило к снижению числа эпизодов плача в течение недели, а также суммарного времени плача. При отсутствии эффекта от диетотерапии используются препараты симетикона, а при отсутствии положительного эффекта назначаются прокинетики и спазмолитические препараты.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.