— Елена Николаевна, поздравляем Вас с юбилеем! Расскажите, когда и почему Вы решили стать врачом?
— Скорее всего, мой выбор определили склонность к естественным наукам и ближайшее окружение. Моя бабушка была зубным врачом, много врачей было и среди друзей нашей семьи. Думаю, их рассказы, врожденное чувство эмпатии и желание помогать людям довольно рано подвигли меня к желанию поступить в медицинский институт. И, конечно, на меня, как и на многих моих ровесников, очень большое влияние оказала трилогия Юрия Германа о докторе Устименко.
— Главным направлением Ваших научных интересов всегда было совершенствование медицинской помощи новорожденным, в том числе недоношенным детям. Почему Вы выбрали именно эту сферу?
— Как мне кажется, к этому меня вела сама судьба. Когда я окончила лечебный факультет 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова по специальности «лечебное дело», за моими плечами была еще и английская спецшкола. Поэтому первым моим местом работы стал отдел научно-медицинской информации в Институте педиатрии Академии наук СССР. Но очень скоро переводу научных статей в качестве старшего лаборанта я предпочла клиническую практику.
В рамках курса ординатуры мне удалось познакомиться с работой всех отделений Института педиатрии, при этом наибольший интерес у меня вызвало отделение новорожденных и недоношенных детей.
С тех пор моя работа связана с новорожденными. И сегодня я твердо убеждена, что такого притока положительных эмоций, как от выздоравливающего крошечного существа, невозможно получить ни от какого другого пациента! Многие считают неонатологию наиболее сложным разделом медицины, поскольку младенцы не могут рассказать, что они чувствуют. Однако опытный неонатолог может без слов понимать, что чувствует ребенок, по языку его тела. И это бессловесное общение наполнено множеством чувств, включая подчас тревогу, страх и неуверенность, но всегда преобладают положительные эмоции!
— С НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова связано около 30 лет Вашей трудовой деятельности. Сегодня Вы являетесь главным научным сотрудником первого отделения патологии новорожденных и недоношенных детей. Расскажите о работе отделения и его возможностях.
— Работа этого отделения привлекает меня очень современным подходом. Сегодня оно находится в авангарде борьбы с полипрагмазией, т.е. избыточным лечением. Кроме того, наше отделение выделяется замечательно выстроенными взаимоотношениями родителей и медицинского персонала. И все это благодаря переходу от патерналистской модели взаимоотношений врача и пациента к командной модели взаимоотношений. И, кстати, этот подход преобладает в нашем Центре повсеместно, что мне очень нравится.
Еще одна сильная сторона нашего отделения в том, что здесь не боятся браться за лечение тяжело больных детей. В настоящее время у нас развивается уникальное направление – оказание помощи детям с тяжелыми болезнями кожи. Благодаря уже достигнутым нашими врачами большим успехам к нам со всей страны поступают маленькие пациенты с жизнеугрожающими заболеваниями кожи и получают очень эффективное лечение.
— Вы долгое время были директором Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения РФ. Что для Вас значит этот период? Что Вы можете сказать о текущем состоянии оказания медицинской помощи беременным и новорожденным в Москве и регионах? Каковы перспективы развития службы родовспоможения и медицинской помощи детям в нашей стране?
— В должности директора Департамента Минздрава России я проработала 10 лет. Это было время напряженного труда, преодоления ежедневных вызовов, а вместе с тем и обретения новых знаний, навыка видеть проблему в масштабах страны и понимания, что, если тебе что-то поручено, ты не можешь этого не сделать.
Что же касается текущего состояния медицинской помощи беременным и новорожденным, то прежде всего хочется отметить колоссальные изменения, произошедшие в этой сфере. Взять хотя бы такой факт. В 1977 г., когда я окончила институт, младенческая смертность составляла более 24 умерших на 1 тыс. родившихся живыми. А по результатам 8 мес. нынешнего года этот показатель всего 4. А это значит, что младенческая смертность уменьшилась в 5,5 раз!
Если говорить об изменениях последних лет, то хочется отметить темпы, с которыми развивается НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова. Расширяется и влияние нашего Центра под руководством академика Геннадия Тихоновича Сухих на службу родовспоможения и помощи детям в масштабах страны. Мы находимся в постоянной связи с коллегами из всех регионов России посредством телемедицинских консультаций и электронной системы по критическим акушерским состояниям. Таким образом, наши знания, умения и опыт помогают пациентам и врачам даже в самых отдаленных уголках нашей страны.
— В июне 2023 г. Вы вошли в состав правления фонда «Круг добра». Расскажите о роли этой организации в оказании медицинской помощи детям и новорожденным. Что для Вас значит работа в Фонде?
— В действительности мое взаимодействие с фондом «Круг добра» началось намного раньше, когда я еще работала в Минздраве России. Наш Департамент приложил немало сил для того, чтобы быстро выполнить поручение Президента России по созданию Фонда.
Хочу сказать, что фонд «Круг добра» по-своему уникальный и единственный в мире. Это государственный фонд, учредителем которого от имени правительства является Минздрав России.
С момента своего создания фонд «Круг добра» оказал помощь более 23 тыс. детей. В числе его подопечных –дети с 86 жизнеугрожающими орфанными заболеваниями, помочь которым без участия благотворителей не способно ни одно государство мира. С 2021 г. фондом потрачено более 205 млрд руб. на покупку лечебных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации и оплату медицинской помощи детям, в том числе не преду-смотренной программой государственных гарантий. Поэтому работа в этом фонде привлекает меня ее несомненной результативностью.
— Если бы Вы могли дать совет самой себе в прошлом – первокурснице медицинского института, что бы Вы сказали?
— Думаю, я посоветовала бы себе продолжать в том же духе и ничего не менять.