Развитию системы образования и подготовки высококвалифицированных кадров в настоящее время уделяется приоритетное значение во всех сферах деятельности, но в областях, определяющих здоровье населения России, – особенно. Предельно четко и ясно эти задачи в сфере медицины сформулированы в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года»: обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников.
Поэтому совершенно закономерно, что одной из задач, поставленных перед национальными медицинскими исследовательскими центрами (НМИЦ), в том числе перед Центром им. В.И. Кулакова, является координация работы и непосредственное участие в системе подготовки медицинских кадров по соответствующему медицинскому профилю в масштабах всей страны. Особенно это касается аспектов системы непрерывного медицинского образования и повышения квалификации практических врачей. Изменение парадигмы современного образования в сторону компетентностной модели предусматривает приоритет освоения конкретных умений и навыков, направленных на реализацию определенных профессиональных задач в условиях реальной деятельности. Эти подходы к обучению применялись в нашем Центре всегда, но с получением статуса Национального центра именно НМИЦ может и должен стать центральным координирующе-связующим звеном в сфере профессионального образования между практическим специалистом, учреждением, регионом, экспертами, профильными кафедрами, НИИ, профессиональной ассоциацией и, наконец, Минздравом России. Создаваемая система взаимодействия с профильными региональными медицинскими организациями позволит в оперативном режиме получать информацию о потребностях (или необходимости) в конкретных образовательных программах на местах.
Непосредственное участие НМИЦ им. В.И. Кулакова в работе профессиональных ассоциаций позволяет проводить оценку системы подготовки с точки зрения работодателя, а также более точно соотнести образовательный и профессиональный стандарты. Являясь непосредственным участником разработки или экспертом по оценке клинических протоколов, стандартов оказания медицинской помощи, новых медицинских технологий по акушерству и гинекологии, неонатологии и взаимодействуя по этим вопросам с Минздравом России, НМИЦ может оперативно разрабатывать и реализовывать новые актуальные образовательные программы или инициировать внесение изменений в уже существующие. Совместно с другими участниками образовательной системы (вузы, научные учреждения, учреждения практического здравоохранения, преподаватели, обучающиеся) НМИЦ может инициировать разработку типовых многоуровневых образовательных программ, соответствующих профессиональному стандарту, их обсуждение и профессионально-экспертную оценку. Именно на НМИЦ должна лежать задача координации создания программ дополнительного профессионального образования, отвечающих единым требованиям содержания, технологии обучения, ресурсного обеспечения и унифицированных оценочных средств, а также задача экспертной оценки и оптимизация технологий симуляционного обучения по профилю, определения видов и объемов симуляционных модулей, необходимых для подготовки специалистов различного уровня, унификации систем оценки при первичной специализированной и периодической аккредитациях. Наконец, именно НМИЦ должен решать задачи повышения квалификации и подготовки преподавателей по профильной дисциплине, в том числе путем реализации программ повышения квалификации непосредственно в НМИЦ с последующей трансляцией этих программ в регионы.
В настоящее время в Центре им. В.И. Кулакова по программам высшего образования в ординатуре (по специальностям акушерство и гинекология, неонатология, анестезиология-реаниматология) и в аспирантуре обучается почти 200 человек. По программам дополнительного профессионального образования (включая краткосрочные стажировки, мастер-классы, симуляционные циклы) продолжительностью от 1 до 72 учебных часов только за прошедший период текущего года было обучено более 500 врачей. Это не считая выездных образовательных Школ, которые наш Центр проводит совместно с Российским обществом акушеров-гинекологов.
В настоящее время нами проводится огромная работа по созданию электронного образовательного пространства и развитию дистанционных образовательных технологий. Данная форма чрезвычайно востребована. Оптимально при этом разумное сочетание дистанционных и очных компонентов образовательных циклов.
Значительную роль в этом вопросе играет наш симуляционно-тренинговый центр и создаваемый в настоящее время аккредитационно-симуляционный центр, перед которым в том числе ставится задача научно-методического и практического обеспечения процедур первичной специализированной и периодической аккредитации специалистов профильных направлений, проектирования и экспертизы процедуры соответствующих этапов аккредитации и оценочных средств.
Департамент профессионального образования Центра им. В.И. Кулакова в настоящее время – сложная многогранная система взаимодействия как структур Центра и его ведущих специалистов, так и внешних компонентов образовательной системы и профессионального сообщества, направленная на реализацию передовых образовательных технологий и создание качественных образовательных программ, востребованных далеко за пределами непосредственно нашего учреждения. В целом мы стремимся к формированию системы опережающего образования по профилям нашей деятельности, при которой любая возникающая потребность в приобретении конкретным профильным специалистом в любом регионе знаний, умений и профессиональных навыков может быть в максимально короткие сроки удовлетворена за счет реализуемых и транслируемых нашим Центром образовательных технологий.