Коэффициент атерогенности у женщин в период перименопаузы составляет 12,4±1,95 у.е., превышая нормативные значения в 4 раза, что является неблагоприятным фактором развития атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний Висцеральная жировая ткань, в отличие от жировой ткани другой локализации, имеет мощную сеть капилляров и непосредственно соединена с портальной системой печени. Прямое попадание свободных жирных кислот, а также других биологически активных субстанций, которые выделяются из жировой ткани в печень, по мнению многих исследователей, представляет собой один из патогенетических механизмов инсулинорезистентности.
Цель
Цель данной работы было выяснение возможные механизмы нарушения липидного обмена у женщин в период перименопаузы и оценить их значение в развитии атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний.
Нами проведено исследование уровня инсулина у женщин в период перименопаузы. В норме уровень инсулина в крови натощак колеблется в пределах 3–5 мкЕД/мл, тогда как по результатам исследования у женщин в период перименопаузы уровень инсулина в плазме натощак составляет 6,27±0,25 мкЕД/мл и оценивается как базальная гиперинсулинемия, что, в свою очередь, является маркером инсулинорезистентности. С целью подтверждения этого факта нами проведен глюкозотолерантный тест. У женщин в период перименопаузы уровень глюкозы натощак находился в пределах от 4,7 до 6,4 ммоль/л, в среднем составляя 5,62±0,15 ммоль/л, что соответствует нормативным значениям. При проведении глюкозотолерантного теста выявлено, что через 30 минут с момента введения глюкозы ее уровень в крови повысился по сравнению с базальным уровнем в среднем на 0,69 ммоль/л, через 60 минут – на 1,7 ммоль/л, а через 2 часа превышал базальный уровень глюкозы почти в 1,5 раза. Указанная динамика уровня глюкозы в крови при глюкозотолерантном тесте и повышенный базальный уровень инсулина в крови позволяют сделать вывод о наличии инсулинорезистентности у женщин в период перименопаузе. По результатам наших исследований у женщин с метаболическим синдромом в период перименопаузы наблюдается повышение уровня триглицеридов с 0,7–1,7 ммоль/л в норме до 2,74±0,1 ммоль/л, что свидетельствует о наличии гипертриглицеридемии. Это подтверждает повышение уровня общего холестерина до 6,72±0,13 ммоль/л и липопротеидов низкой плотности до 3,93±0,1 ммоль/л, а также снижение уровня липопротеидов высокой плотности до 0,6±0,08 ммоль/л.
Таким образом, при висцеральном ожирении в условиях инсулинорезистентности вследствие избыточного попадания свободных жирных кислот в печень и изменения активности липопротеинлипазы и печеночной триглицеридлипазы, замедляется распад липротеидов, богатых триглицеридами, развивается гипертриглицеридемия, что в свою очередь способствует снижению уровня липопротеидов высокой плотности, образованию мелких частиц липопротеидов низкой плотности. То есть, создается замкнутый круг, который способствует накоплению жировой ткани в абдоминальной области. У женщин в период перименопаузы на фоне дефицита половых гормонов наблюдается нарушение метаболизма липидов на фоне инсулинорезистентности.
В данной работе нами было выяснены возможные механизмы нарушения липидного обмена у женщин в период перименопаузы и оценено их значение в развитии атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Установлено, что у женщин в период перименопаузы на фоне дефицита половых гормонов наблюдается нарушение метаболизма липидов на фоне инсулинорезистентности.
In this work, we have identified the possible mechanisms of lipid metabolism disorders in women during the period of perimenopause and evaluated their importance in the development of atherosclerosis and cardiovascular diseases. It is found that in women during the period of perimenopause, against the background of a deficiency of sex hormones, there is a violation of lipid metabolism against the background of insulin resistance.