Три месяца назад по распоряжению директора Национального медицинского исследовательского центра Геннадия Тихоновича Сухих был создан Институт репродуктивной медицины. Он объединил в своем составе два существующих и прекрасно работающих клинических подразделения, которые занимаются ЭКО, и научно-образовательный центр.
Институт ставит перед собой глобальные цели и задачи. Во-первых, объединить усилия лучших в России специалистов и сформировать единую точку зрения и политику для всего сообщества врачей, занимающихся репродуктивной медициной, например, клинические рекомендации и протоколы. Ведь наша специальность, бывшая изначально элитарной и маленькой, на сегодняшний день превратилась в клиническую отрасль, которая занимается преодолением бесплодия.
Наши коллеги заинтересованы в подобной консолидации знаний, поскольку она позволит им учиться новым технологиям, для чего в состав Института и был включен научно-образовательный центр. Его задача – обучать врачей, которые либо хотят работать по специальности «репродуктивная медицина», либо уже работают в центрах ЭКО и хотят повысить свою квалификацию, уровень знаний, обменяться мнениями с коллегами, рассмотреть тяжелые клинические ситуации и теоретические вопросы.
После того, как Центр им. В.И. Кулакова стал Национальным, началась усиленная работа с регионами. Мы ездим по городам России, проводим семинары и лекции. Существует очное обучение, когда специалисты приезжают к нам на 2–3 недели, чтобы здесь усовершенствовать свои навыки. Но теперь перед нами стоит задача наладить обучение онлайн. Ведь врач из Петропавловска-Камчатского или Владивостока, скорее всего, не сможет оставить работу и пациентов и прилететь сюда на три недели.
Поэтому мы должны все свои дифференцированные обучающие программы адаптировать для дистанционного обучения и выложить в интернете, чтобы в любом регионе врач мог выбрать программу и материалы для обучения, в своем личном кабинете выполнить тестовые задачи, разобрать клинические примеры и отправить нам результаты. И тогда очное общение у нас в Центре, а оно все-таки будет необходимо, займет не так много времени. Для гинекологов этот период составит 4–5 дней.
У эмбриологов такое обучение будет проводиться иначе, поскольку они занимаются тонкой ручной работой, но и у них мы планируем создать дифференциацию обучения в зависимости от навыков конкретного специалиста. Если врач только собирается стать эмбриологом, он должен будет пройти полный курс обучения. Если он уже работает по специальности и хочет пройти программу совершенствования навыков использования отдельных методик, например, ИКСИ или биопсии трофэктодермы, то времени ему понадобится меньше, чем на весь курс. Но мы хотим, чтобы каждый эмбриолог обучался индивидуально.
Для оценки качества нашего обучения необходима обратная связь – чтобы понять, как врачи используют полученные знания, какие у них возникают трудности. Мы должны им помогать и в дальнейшем.
Те методики и технологии, которыми мы владеем, достигли своих пиковых значений. Эффективность программы ЭКО остается одинаковой в течение последнего десятилетия. Для дальнейшего развития нужны абсолютно новые технологии. Мы, клинические врачи-гинекологи и эмбриологи, сейчас должны очень тесно сотрудничать с учеными: с молекулярными генетиками в вопросах преимплантационного генетического тестирования, со специалистами по клеточным технологиям, с биохимиками и биофизиками, чтобы достичь нового уровня развития.
Трудно предугадать, каким он будет. Но прежде всего будет создана неинвазивная технология, которая позволит точнее определять, какая гамета даст беременность. Сейчас оценка качества бластоцисты проводится визуально. Но приведет ее имплантация в матку к беременности или нет, мы точно не знаем. Если мы будем располагать объективными и клинически доказанными методами выбора эмбриона, это существенно повысит качество ЭКО.