Коллеги представили первые в мире данные, подтверждающие роль каннабиноидных рецепторов в регуляции удовлетворенности пациенток сексуальной жизнью после проведенного лечения, ведь в период менопаузы зачастую женщины отказываются от половой жизни, мотивируя это сухостью и болезненными ощущениями. На базе отделения эстетической гинекологии и реабилитации НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова было проведено рандомизированное контролируемое исследование по сравнительной эффективности ДКРЧ и локальных эстрогенов у женщин с ГУМС в постменопаузе. Результаты исследования продемонстрировали лучший эффект ДКРЧ в монотерапии для коррекции сексуальной дисфункции, при этом эффективность в лечении симптомов ГУМС была сравнима для ДКРЧ и локальных эстрогенов.
Красной линией конгресса проходила тема повышения качества жизни женщин. Особую актуальность набирали темы негормональной коррекции климактерических симптомов, в многочисленных докладах обсуждались новые препараты селективные антагонисты рецепторов нейрокинина. В мире сегодня известны 2 препарата: Фезолинетант (Veoza, Astellas) – селективный антагонист рецепторов нейрокинина-3, одобрен FDA для медицинского применения в 2023 г. для лечения умеренной и тяжелой степеней климактерического синдрома. На конгрессе обсуждались самые частые нежелательные явления при его применении: повышение АЛТ 0,3% (гепатотоксичность) и бессонница 0,2%. В настоящее время продолжаются РКИ фазы 2 у женщин с СПЯ.
И элинзанетант (Bayer) – первый двойной селективный антагонист рецепторов нейрокинина-1,3 для негормонального лечения климактерического синдрома легкой и умеренной степени. Данный препарат модулирует группу чувствительных к эстрогену нейронов в гипоталамусе, которые при гипоэстрогении гипертрофируются и приводят к гиперактивации терморегуляторного пути, что в результате нарушает механизмы контроля температуры тела. Также помогает нормализовать сон. С августа 2024 г. на рассмотрении FDA. Компания Bayer добавила еще 1 РКИ фазы 3 для перорального антагониста нейрокинина элинзанэтанта, надеясь показать, что он может купировать вазомоторные симптомы у женщин, перенесших рак молочной железы (OASIS 4).
Среди альтернативных способов доставки препаратов был также представлен трансдермальный спрей 17-бета-эстрадиола Linzetto в дозе 1,53 мг для менопаузальной гормональной терапии (МГТ), который скоро появится и в России.
Значимую часть конгресса занимали вопросы возможности помощи женщин, перенесшим онкозаболевания. Было сформулировано определение выжившего после рака – это пациент, которому поставили диагноз и начали терапию, и в последующем на протяжении всей его жизни это определение сохраняется за данным человеком, независимо от исходов терапии. Кроме того, расширяются возможности МГТ после гинекологического рака: в лекции профессора Tim Hillard (Великобритания) был продемонстрирован статистический анализ влияния негормональной и гормональной терапии на качество жизни женщин, перенесших гинекологический и рак молочной железы.
В рамках конгресса был проведен разбор новых гайдлайнов по МГТ у онкопациентов и тромботическим рискам. Данные рекомендации были разработаны совместно Британским обществом по гинекологическому раку и Британским обществом по менопаузе с целью предоставления информации всем медицинским работникам, ведущим женщин, проходящих лечение по поводу гинекологического рака. Онкологические методы лечения, включая хирургию, радиотерапию тазовых органов, химиотерапию и эндокринную терапию, могут влиять на функцию яичников. Польза и риски использования МГТ рассматриваются в зависимости от типа рака с рекомендациями по типу МГТ и оптимальному времени старта терапии после лечения рака. Вагинальные эстрогены могут быть эффективны для улучшения урогенитальных симптомов и безопасны для большинства женщин, включая тех, кому системная МГТ противопоказана. Данные рекомендации переведены на русский язык Российским обществом специалистов по гинекологической эндокринологии и менопаузе, ознакомиться с документом можно по qr:
Большое удивление вызвал доклад проф. Glenfield (США), посвященный анализу рисков и распространенности ИППП среди женщин в перименопаузе. Так, отмечено, что распространенность ИППП удваивается у женщин после 45 лет. При этом, несмотря на то что ВИЧ стал контролируемой инфекцией, но в период Covid-19 и популяризации сайта знакомств Tinder произошло увеличение заболеваемости сифилисом в 2,5 раза.
Следует также отметить уникальные доклады в рамках конгресса, которые были посвящены домашнему насилию, в том числе и в период менопаузы. По данным ВОЗ, в мире около 730 млн женщин являются жертвами домашнего насилия, и ежегодно количество жертв увеличивается на 10% (по данным Испании). Справедливо подчеркнуто в докладе N. Mendoza, что много публикаций сегодня посвящены домашнему насилию, но всегда умалчивается, что это и сексуальное насилие в том числе. В Европе созданы ассоциации, оказывающие помощь женщинам-жертвам домашнего/сексуального насилия.
Обсуждались также метаболические изменения в период менопаузы. Было показано, что менопаузальный переход связан с повышением рисков формирования ожирения и центрального ожирения по сравнению с репродуктивным периодом, с одновременной потерей тощей массы тела. В секции по кардиометаболическим рискам в период менопаузы отмечалось, что абдоминальное и висцеральное ожирение, связанное с менопаузальным переходом, увеличивает кардиометаболические риски и смертность у женщин в постменопаузе. Накопление абдоминального жира у женщин в постменопаузе является критическим фактором в развитии инсулинорезистентности и сахарного диабета 2-го типа. Также данные физиологические изменения зачастую сопровождаются увеличением уровня общего холестерина и липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), высоким риском развития атеросклероза и повышением артериального давления. Помимо упомянутых выше осложнений, демонстрировались данные исследований, указывающие на роль ожирения как фактора риска некоторых злокачественных новообразований, особенно гормонально-ассоциированных рака эндометрия и молочной железы, оба из которых распространены у женщин в постменопаузе.
Особенно отмечались такие проблемы, как стигматизация веса (реклама идеальных форм, неверное общественное мнение, что вес легко контролировать и др.). При этом климактерические симптомы усугубляют набор веса: в период менопаузы происходит депривация сна, чаще возможно эмоциональное переедание и малоподвижный образ жизни. С другой стороны, менопауза касается и таких мало обсуждаемых проблем саркопении (потери мышечной массы) и динапении (потери силы мышц), которые ассоциированы с остеопорозом.
Всех участников конгресса пригласили на 20-й Международный конгресс по проблемам менопаузы (XX World Congress on menopause, IMS) в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) с 30 сентября по 3 октября 2026 г.