Кадры акушерского профиля, состояние и перспективы

Шувалова М.П., Фролова О.Г., Волгина В.Ф. Чаусов А.А., Гребенник Т.К

ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Представить тенденции и региональные особенности обеспеченности женского населения персоналом акушерского профиля в России.
Материалы и методы. Данные официальной статистики Минздрава России за 2005–2011 гг.
Результаты исследования. Обеспеченность женского населения врачами акушерами-гинекологами в целом по стране сохранилась на прежнем уровне, при этом обеспеченность акушерками снизилась. Кадровый дефицит наблюдается на территории центральной европейской части России. В ряде регионов низкая обеспеченность врачами акушерами-гинекологами усугубляется большим удельным весом специалистов, не имеющих квалификационных категорий. Представлены основные подходы к расчету потребности субъектов во врачах акушерах-гинекологах.
Заключение. Планирование кадров должно базироваться на определении потребностей и распределении медицинских кадров по территории. Работа по повышению качества акушерско-гинекологической помощи требует серьезного внимания руководителей и организаторов здравоохранения к обеспеченности кадрами и уровню их квалификации. Должны быть разработаны региональные программы кадровой политики с привлечением образовательных и научных учреждений.

Ключевые слова

врачи акушеры-гинекологи
акушерки
обеспеченность женского населения
квалификационная характеристика
кадровая политика

Общепризнано, что качество медицинской помощи и ее конечные результаты в значительной мере зависят от численности, компетенции и квалификации кадров. В последние годы вопросы совершенствования кадровой политики в здравоохранение находят свое отражение в принимаемых нормативно-правовых документах.

В одном из своих первых Указов от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной поли- тики в сфере здравоохранения» Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей [1].

Федеральный Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержит ряд статей, посвященных роли и месту медицинского персонала в оказании медицинской помощи: «Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности» (Статья 69); «Лечащий врач» (Статья 70);

«Права медицинских работников и меры их стимулирования» (Статья 72); «Обязанности медицинских работников» (Статья 73); «Особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников» (Статья 77) [2].

Приказом Минздравом России № 541н от 23 июля 2010 г. утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в здравоохранении, в котором представле- ны квалификационные характеристики, в том числе по должностям врача акушераинеколога, неонатолога, акушерки [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) одной из задач развития национальной системы здравоохранения является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовыхмедицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ [4].

В декабре 2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило государственную программу «Развитие здравоохранения», в которой отдельно выделена подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». Цель данной подпрограммы – обеспечение системы здравоохранения высококвали- фицированными специалистами. Задачи включают:

снижение дефицита медицинских кадров, в том числе за счет снижения оттока кадров из государственной и муниципальной систем здравоохранения;

устранение дисбаланса в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи;

совершенствование системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников;

разработка и внедрение аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов;

повышение престижа профессии, в том числе за счет создания позитивного образа медицинского и фармацевтического работника в общественном сознании;

развитие мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников;

формирование единых подходов к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых дня занятия профессиональной деятельностью.

На реализацию поставленных задач в период 2013–2020 гг. будет выделено 248 606 622,1 руб. [5]. Планируется, что объемы государственных заданий по реализации программ среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в дальнейшем будут определяться потребностью в соответствующих кадрах в каждом регионе страны.

В Минздрав России предложил методику расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах [6].

Международный опыт показывает, что подходы к нормированию кадровых ресурсов постоянно пересматриваются. В 1980 г. Национальный совет по медицинскому образованию и аккредитации США рекомендовал к 1990 г. довести уровень обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами не менее чем до 2,5 на 10 000 женщин в возрасте 15 лет и старше [7]. В 2004 г. проведенные научные исследования показали, что минимальный уровень показателя должен соответствовать 6,3 на 10 000 женщин в возрасте 15 лет и старше [8]. В настоящее время в США уровень обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами составляет 2,65 на 10 000 женского населения в возрасте 15 лет и старше [9].

В большинстве европейских государств данный показатель не превышает 4,0 на 10 000 женского насе- ления, например, в Германии – 3,8; в Швейцарии – 3,4; во Франции – 2,4; в Финляндии – 2,0 [10].

Цель исследования: представить тенденции и региональные особенности обеспеченности женского насе- ления врачами акушерами-гинекологами и акушерками в России.

Материали методы исследования

Проведено обсервационное ретроспективное поперечное исследование.

Для анализа обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами и акушерками были использованы данные официальной статистики медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, за 2005–2011 гг. по России, федеральным округам и субъектам РФ [11, 12].

Показатели обеспеченности медицинскими кадрами рассчитывались на 10 000 женского населения. Для сравнения показателей между двумя группами использовался критерий χ2.

Результаты исследования

В настоящее время численность врачей клинических специальностей в Российской Федерации составляет 412 854 человека, из них врачи акушеры-гинекологи – 9,6%. Абсолютное число врачей акушеров-гинекологов за последние 6 лет (2005–2011 гг.) увеличилось незначительно – с 38 961 до 39 519, что в целом не повлияло на показатель обеспеченности женского населения врачами данной специальности (2005 г. – 5,1 на 10 000 женского населения, 2011 г. – 5,1). При этом 20% (7520 чел.) врачей акушеров-гинекологов сосре- доточены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. Обращает на себя внимание трехкратный разброс показателя от 3,2 в Псковской и Курганской областях до 10,0 в Чукотском автономном округе.

В группу регионов с минимальной обеспеченностью женского населения врачами акушерами-гинекологами (ниже 10-го процентиля – 3,7 на 10 000 женского населения) вошли: Курганская область, Псковская область, Ленинградская область, Вологодская область, Калужская область, Республика Хакасия, Тульская область, Нижегородская область и Республика Марий Эл. В группу регионов с максимальной обеспеченностью населения врачами акушерами-гинекологами (выше 90-го процентиля – 6,69 на 10 000 женского населения) вошли: Чукотский автономный округ, Республика Северная Осетия-Алания, Томская область, Магаданская область и Чеченская Республика. По федеральным округам уровень обеспеченности практически не изменился. Некоторые тенденции к росту наметились в Северо-Западном и Уральском федеральных округах, в то же время к снижению в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном округах (табл. 1).

Таблица 1. Число врачей акушеров-гинекологов и показатель обеспеченности на 10 000 женского населения в Российской Федерации и федеральных округах за 2005–2011 гг.

Существенные различия регистрировались в пределах каждого федерального округа, так в Центральном федеральном округе минимальный уровень обеспеченности в 2011 г. составлял 3,4 в Калужской области, максимальный – 6,6 в Москве, аналогично:

в Северо-Западном федеральном округе – 3,2 в Псковской области и 6,7 в Санкт-Петербурге;

в Южном федеральном округе – 4,4 в Волгоградской области и 6,1 в Астраханской области;

в Северо-Кавказском федеральном округе – 4,5 в Ставропольском крае и 9,3 в Республике

Северной Осетии – Алании;

в Приволжском федеральном округе – 3,7 в Нижегородской области и 6,4 в Республике Удмуртия;

в Уральском федеральном округе – 3,2 в Курганской области и 6,4 в Тюменской области;

в Сибирском федеральном округе – 3,5 в Республике Хакасия и 7,2 в Томской области;

в Дальневосточном федеральном округе – 3,9 в Еврейской автономной области и 10,0 в Чукотском автономном округе.

Важная роль в оказании акушерско-гинекологической помощи принадлежит акушеркам, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь беременным и женщинам с гинекологическими заболеваниями, устанавливают предварительный

диагноз и срок беременности, принимают нормальные роды. В обязанности акушерки входит проведение диспансеризации и патронажа беременных, родильниц, женщин с гинекологическими заболеваниями, санитарно-гигиенического обучения женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и инфекций, передаваемых половым путем [3].

Из 1,5 млн человек среднего медицинского персонала абсолютное число акушерок в 2011 г. составляло 61 221 человек (4%). За последние 6 лет число акушерок сократилось почти на 4 000 человек, при этом показатель обеспеченности на 10 000 женского населения в период с 2005 по 2011 г. снизился с 8,6 до 8,0. Разброс показателя обеспеченности в 2011 г. колебался от 3,8 в Ленинградской области до 17,9 в Республике Тыва.

В группу регионов с минимальной обеспеченностью женского населения акушерками (ниже 10-го процентиля – 5,9 на 10 000 женского населения) вошли: Ленинградская область, Московская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Москва, Калининградская область, Приморский край, Тульская область. В группу регионов с максимальной обеспеченностью населения акушерками (выше 90-го процентиля – 12,3 на 10 000 женского населения) вошли: Республика Тыва, Республика Алтай, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Коми, Забайкальский край.

Показатель обеспеченности акушерками по федеральным округам в 2011 г. колебался от 6,3 на 10 000 женского населения в Северо-Западном до 10,6 в Северо-Кавказском. Во всех федеральных окру гах, за исключением Сибирского, данный показатель имел тенденции к снижению (табл. 2).

Таблица 2. Число акушерок и показатель обеспеченности на 10 000 женского населения в Российской Федерации и федеральных округах за 2005–2011 гг.

Широкое разнообразие региональных показателей наблюдалось в каждом федеральном округе. В 2011 г. в Центральном федеральном округе минимальный уровень обеспеченности составлял 4,4 в Московской области, максимальный – 11,3 в Белгородской облас- ти, аналогично:

в Северо-Западном федеральном округе – от 3,8 в Ленинградской области до 12,3 в Республике Коми;

в Южном федеральном округе – от 6,4 в Краснодарском крае до 14,3 в Республике Калмыкия;

в Северо-Кавказском федеральном округе – от 7,0 в Ставропольском крае до 14,0 в Республике Дагестан;

в Приволжском федеральном округе – от 6,8 в Нижегородской области до 11,9 в Республике Удмуртия;

в Уральском федеральном округе – от 6,7 в Свердловской области до 11,5 в Тюменской области;

в Сибирском федеральном округе – от 7,3 в Республике Хакасия до 17,9 в Республике Тыва;

в Дальневосточном федеральном округе – от 5,9 в Приморском крае до 16,7 в Чукотском автономном округе.

Обращает на себя внимание крайне низкая обеспеченность женского населения врачами акушерами-гинекологами и акушерками в Калужской, Ленинградской и Тульской областях.

Для оценки кадрового ресурса акушерско-гинекологической помощи имеет значение соотношение числа врачей акушеров-гинекологов и акушерок. В 2011 г. в среднем по России на 1 акушера-гинеколога приходилось 1,5 акушерки; в Центральном федеральном округе – 1,2; в Северо-Западном – 1,3; в Южном – 1,5; в Северо-Кавказском – 1,7; в Приволжском – 1,8; в Уральском – 1,7; в Сибирском – 1,8; в Дальневосточном – 1,6.

В ряде регионов на одного врача акушера-гинеколога приходилось три акушерки: Курганская область, Республики Алтай, Марий Эл и Тыва. Противоположная ситуация, когда число врачей и акушерок было практически одинаковое, сложилась в Москве и Республике Северная Осетия-Алания.

В европейских станах, таких как Бельгия, Норвегия и Польша, подобное соотношение было равно 1:4, во Франции – 1:2,4; в Швейцарии 1:1,7; в Германии – 1:1,2 [10].

Учитывая уровень укомплектованности штата врачей акушеров-гинекологов в Российской Федерации, который в 2011 г. составил 80,2% [13], расчетная величина обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами равна 6,4 на 10 000 женского населения, а общая численность врачей данной специальности – 49 276 человек. На сегодняшний день дефицит таких специалистов в стране составляет 9 757 человек.

Укомплектованность акушерками в 2011 г. была равна 83,6% [13]. Исходя из этого, расчетная величина обеспеченности женского населения акушерками должна соответствовать 9,5 на 10 000 женского населения, а общая численность акушерок – 73 231 человек. Таким образом, дефицит акушерок в 2011 г. составил 12 010 человек. При этом соотношение врачей акушеров-гинекологов и акушерок равно 1:1,5.

В то же время качество медицинской помощи определяется не только обеспеченностью кадрами, но и уровнем их квалификации. Доля врачей акушеров- гинекологов высшей квалификационной категории составляла в 2011 г. 31,7%, первой категории – 21,9%, второй – 6,8%.

Стоит отметить, что на фоне роста обеспеченности женского населения врачами акушерами-гинекологами высшей квалификационной категории (в 2005 г. – 1,3 на 10 000 женского населения, в 2011 г. – 1,6), в целом обеспеченность врачами данной специальности, подтвердившими свою квалификационную категорию, снизилась с 3,2 до 3 на 10 000 женского населения. Самая высокая обеспеченность населения врачами акушерами-гинекологами высшей квалификационной категории наблюдалась в Ивановской области – 3,1 на 10 000 женского населения, наименьшая – в Ненецком автономном округе, Тамбовской и Ленинградской областях – 0,5 на 10 000 женского населения.

В ряде регионов, например Ленинградской и Курганской областях, низкая обеспеченность врачами акушерами-гинекологами усугубляется большим удельным весом специалистов, не имеющих квалифи- кационных категорий.

Квалификационную категорию в 2011 г. имели 66,0% акушерок, из них высшую – 39,3%, первую – 20,2% и вторую – 6,5%.

Самая высокая обеспеченность населения акушерками высшей квалификационной категории наблюдалась в Республике Тыва – 6,9 на 10 000 женского населения, наименьшая – в Костромской области – 0,6 и Республике Удмуртия – 0,7 на 10 000 женского населения

Низкая общая обеспеченность акушерками в сочетании с низкой обеспеченностью квалифицированными акушерками наблюдалась в Ленинградской области, Московской области и Москве.

Заключение

Учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство здравоохранения Российской Федерации в каждый регион направило методические рекомендации по расчету потребности субъектов в медицинских кадрах.

Особенностью этих расчетов является определение численности врачебных кадров, необходимых для обеспечения объемов медицинской помощи, предусмотренных федеральной и территориальной программами Государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации бесплатной медицинской помощи.

Планирование кадров должно содержать определение потребности в специалистах, распределение медицинских кадров по территории, а также мероприятия по повышению эффективности использования кадров. Таким образом, существующее положение с обеспеченностью акушерскими кадрами в России и субъектах после разработки региональных программ будет существенным образом скорректировано.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения». М.; 2012.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Статьи: 41; 44; 47; 50–51. М.; 2011.
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение. Раздел: Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения. М.; 2021: 17–8; 71–2.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1662-р. М.; 2008.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». М.; 2012.
6. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Методические рекомендации по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах. М.; 2012. 29 с.
7. Health Resources Administration, 1980. Report of the Graduate Medical Education Advisory Committee to the Secretary, Department of Health and Human Services. Vol. II: GMENAC member’s commentaries and appendix. Report No. 1. HPA-81-657. http://www.eric.ed.gov/ERCWebPortal/contentdelivery/servlet/ERICServlet?accno=ED203771.
8. Slouchiest Physician community requirements in the 21st century: the 2003 physicians to population rates. http://www.solucient.com/forms/physician_whitepaper.asp.
9. Rayburn W.F., Klagholz J.C., Murray-Krezan C., Dowell L.E., Strunk A.L. Distribution of American Congress of Obstetricians and Gynecologists fellows and junior fellows in practice in the Unated States. Obstet. Gynecol. 2012; 119(5): 1017–22.
10. Европейская база данных ЗДВ (HFA-DB). Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. Обновлено: июль 2012. http://data.euro.who.int/hfadb/shell_ru.html
11. Основные показатели деятельности акушерско-гинекологической службы в Российской Федерации в 2011 г. М.: Министерство здравоохранения Российской Федерации; 2012: 6.
12. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. М.: ФГБУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России; 2012: 71–2; 80–2.
13. Стародубов В.И., Суханова Л.П. Репродуктивные проблемы демографического развития России. М.: Менеджер здравоохранения; 2012. 318с.

Об авторах / Для корреспонденции

Шувалова Марина Петровна, кандидат медицинских наук, заведующая отделом медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4. Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: m_shuvalova@oparina4.ru

Фролова Ольга Григорьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: o_frolova@oparina4.ru
Волгина Валентина Федоровна, кандидат медицинских наук, консультант отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: v_volgina@oparina4.ru
Чаусов Андрей Александрович, младший научный сотрудник отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: a_chausov@oparina4.ru
Гребенник Татьяна Константиновна, младший научный сотрудник отдела медико-социальных исследований Службы научно-организационного обеспечения ФГБУ НЦ АГиП им. В.И. Кулакова Минздрава России
Адрес: 117997, Россия. Москва, ул. Академика Опарина, д. 4.
Телефон: 8 (495) 438-76-68. E-mail: t_grebennik@oparina4.ru
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.