Актуальность данной проблемы обусловлена высокой частотой постменопаузального остеопороза (ПМО), профилактику и лечение которого получают менее 20% женщин даже после низкотравматичных переломов.
Цель
Цель настоящего исследования является оптимизация комплексного персонализированного подхода к профилактике и терапии ПМО.
Проведено проспективное исследование 50 женщин в возрасте 45–47 лет после гистерэктомии по поводу миомы матки в сочетании с эндометриозом. Пациентки этой группы с профилактической целью получали сочетанную менопаузальную гормональную терапию (МГТ) в течение 3–5 лет (дидрогестерон + эстрадиол в дозе 2/10 или 1/10). Пациентки 2 группы наблюдались в постменопаузе (n=30) и были отнесены к группе высокого риска остеопоротических переломов по шкале FRAX. В качестве терапии остеопороза им был назначен препарат золендроновой кислоты по 5 мг в/в 1 раз в год в течение 3-х лет. Третья группа (n=20) с клиникой тяжелого ПМО с указанием на переломы позвоночника и шейки бедра в анамнезе получали терипаратид по 20 мкг 1 раз в день подкожно в область живота с помощью шприц-ручки в течение 24 месяцев. Параллельно все пациентки принимали препараты кальция и витамина D. Формирование групп исследования происходило с учетом противопоказаний для назначения каждого из перечисленных методов. Всем пациенткам проведено полное обследование, предусмотренное клиническими рекомендациями. Дополнительно до и после лечения в динамике во всех группах определялся уровень маркера костеобразования (P1NP) и костной резорбции (бета Cross-Laps).
Наши исследования подтвердили положительный эффект МГТ у женщин с хирургической менопаузой для профилактики выраженных клинических проявлений постгистерэктомического синдрома и развития остеопороза. Через 3–5 лет профилактической терапии пациенток 1 группы такой показатель, как ММИ нормализовался, а МПКТ оставалась на прежнем уровне, случаев остеопоротических переломов не зафиксировано. Что касается золендроновой кислоты, то наши данные показали, что она является эффективным препаратом группы бисфосфонатов – ингибиторов резорбции, что подтверждено отсутствием остеопоретических переломов, а также снижением концентрации маркеров костной резорбции. Препарат был назначен пациенткам с учетом их приверженности и соответствует принципам партисипативности. Анаболический эффект терипаратида сопровождался повышением уровня маркера костеобразования (P1NP), увеличением МПКТ и отсутствием рецидива остеопоретических переломов.
Таким образом, полученные нами данные подтверждают эффективность и необходимость проведения персонализированной терапии и профилактики ПМО, что будет способствовать улучшению качества жизни и снижению инвалидности женщин в постменопаузе.
В тезисах представлена оценка эффективности комплексной персонализированной профилактики и терапии постменопаузального остеопороза с использованием МГТ, золендроновой кислоты и терипаратида.
The abstract presents efficiency comprehensive personalizing treatment and prevention postmenopausal osteoporosis with MHT, zolendronic acid and teriparatide.