Герпесвирусная инфекция: современные подходы к диагностике и терапии

Рахматулина М.Р.

ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России, Москва, Россия
В статье представлены современные данные об этиологии и эпидемиологии герпесвирусной инфекции. Описаны возможные клинические формы заболевания, в том числе его атипичные проявления и локализации. Изложено влияние герпесвирусной инфекции на течение беременности. Представлены результаты изучения эффективности применения валацикловира при различных формах аногенитальной герпетической инфекции.

Ключевые слова

 герпетическая инфекция
диагностика и терапия генитального герпеса
синтетические аналоги нуклеозидов
валацикловир

Семейство герпесвирусов (Herpesviridae) включает в себя более 100 типов вирусов, из которых восемь являются патогенными для людей. Известно, что герпесвирусы существуют в двух формах: полноценные активно реплицирующиеся вирионы и латентно-ассоциированные формы. По мнению большинства исследователей, пребывая в латентном состоянии, возбудители не образуют полноценных вирионов [1–3].

Одними из наиболее распространенных в популяции являются вирусы простого герпеса (ВПГ). Различают две основные антигенные группы данных вирусов – 1 и 2 типа (ВПГ-I, ВПГ-II). Частота выявления ВПГ-II, являющегося наиболее частым этиологическим агентом аногенитальной герпетической инфекции, зависит от социально-экономического статуса обследуемых, увеличивается с возрастом и коррелирует с числом половых партнеров. При этом установлено, что женщины инфицируются ВПГ-II чаще, чем мужчины, при одинаковом количестве половых партнеров в течение жизни. В многочисленных исследованиях на общей популяции показано, что самая высокая заболеваемость генитальным герпесом регистрируется в возрастной группе 20–29 лет, а второй пик заболеваемости приходится на возраст 35–40 лет [4–6].

В клинической практике различают первый клинический эпизод герпетической инфекции и рецидивирующий герпес. Установлено, что у 55–60% инфицированных рецидив генитального герпеса возникает в первые 6 месяцев после перенесенного первичного эпизода.

Спектр заболеваний, вызываемых ВПГ, достаточно широк, и, помимо часто встречающихся орофациального и генитального герпеса, данные возбудители вызывают поражения кожи и слизистых оболочек других органов.

Классическая манифестная картина генитального герпеса позволяет установить диагноз на основании специфичной клинической симптоматики, включающей боль и/или зуд в области поражения, паховый лимфаденит, полиморфные везикулезные высыпания в генитальной, анальной области или в других анатомических областях, разрешающиеся с образованием эрозий [7, 8]. В герпетических пузырьках находится огромное количество инфекционных вирионов ВПГ, и при первичной инфекции их выделение может длиться до 2 недель после разрешения высыпаний. По данным Johnston C. и Corey L. [9], длительность выделения вируса составляет при манифестной форме генитального герпеса – 13,1 дня, при бессимптомной форме – 8,8 дня, при этом количество выделяемых вирусных тел является сопоставимым.

Cимптомы рецидива генитального герпеса характеризуются легкой или средней тяжести местной симптоматикой, общие симптомы не характерны, поражения кожи и/или слизистых оболочек менее выраженны и менее продолжительны.

Достаточную трудность в диагностике представляют атипичные формы герпетической инфекции с локализацией в аногенитальной области, к которым относятся одиночная, часто безболезненная язва/эрозия/везикула; перианальные, мошоночные или вульварные фиссуры (трещины). Описана форма латентной внутриматочной инфекции, вызванной ВПГ-II с локализацией патологического процесса в железистом эпителии эндометрия, и установлено, что ВПГ может быть причиной развития эндометритов и сальпингоофоритов [10]. ВПГ нередко является причиной торпидно протекающих уретритов и рецидивирующих циститов, а также обострения хронических простатитов [11, 12].

Атипичное поражение ВПГ анальной области клинически проявляется рецидивирующими фиссурами, что нередко служит причиной диагностических ошибок. Также возможны герпетическое поражение геморроидальных узлов и атипичная зудящая форма герпеса ануса [13, 14].

Вирусемия у женщин во время беременности может явиться причиной гибели плода, мертворождения, преждевременных родов. Согласно результатам обследования более 40 000 женщин в родах, ВПГ-II был идентифицирован у 202 пациенток, 72% из которых не имели никаких клинических проявлений герпетической инфекции. По данным авторов [9], у 10 новорожденных, родившихся от матерей с бессимптомным вирусовыделением, развился неонатальный герпес.

Известно, что ВПГ-II занимает 2-е место после вируса краснухи по тератогенности: герпесвирусы вызывают до 30% спонтанных абортов на ранних сроках беременности и свыше 50% поздних выкидышей. Риск инфицирования ребенка и развитие неонатального герпеса во многом зависят от уровня материнских трансплацентарных или местных нейтрализующих антител и длительности безводного промежутка, при этом при первичном генитальном герпесе у матери инфицируются до 80% детей, а при рецидивирующем герпесе – не более 5%. Восходящий путь инфицирования плода (при преждевременном разрыве плодных оболочек) и постнатальное инфицирование новорожденного (при наличии активных герпетических проявлений у матери или медицинского персонала) наблюдаются редко, а в подавляющем большинстве случаев (до 85%) инфицирование новорожденного происходит при его прохождении по родовому каналу, и передача инфекции возможна как при наличии герпетических очагов в области половых органов, так и при бессимптомном выделении вируса [15, 16].

Диагноз генитального герпеса устанавливается на основании клинических проявлений. Лабораторные методы исследования могут использоваться для уточнения этиологии заболевания, при его атипичных формах, а также с целью дифференциальной диагностики с другими заболеваниями [7].

Несмотря на высокую чувствительность и специфичность культурального исследования, его длительность, трудоемкость, высокая стоимость и необходимость определенных условий для проведения не позволяют использовать метод в рутинной лабораторной практике – золотым стандартом диагностики аногенитальной герпесвирусной инфекции в настоящее время являются молекулярно-биологические методы [8].

Молекулярно-биологическими методами (полимеразной цепной реакции (ПЦР), ПЦР в режиме реального времени (ПЦР-РВ)) исследуются содержимое везикул, смывы с тканей и органов, мазки-отпечатки, соскобы, биологические жидкости и секреты организма (слизь, моча, секрет предстательной железы). Чувст­вительность методов составляет 98–100%, специфичность – 100%, что превосходит таковые при вирусологическом исследовании. Определенную диагностическую ценность имеет изучение количества ДНК ВПГ методом ПЦР-РВ, позволяющее оценивать эффективность терапии.

Материал с поверхности патологических высыпаний также может быть использован для микроскопических (окраска препаратов по Романовскому–Гимзе) или цитологических (окраска препаратов по Тцанку и Папаниколау) исследований, однако данные методы имеют низкую диагностическую специфичность.

С целью выявления циркулирующих в сыворотке крови или других биологических жидкостях и секретах организма специфических противогерпетических антител разных классов (IgА, IgG, IgM), суммарных к антигенам ВПГ обоих типов или типоспецифичных, может использоваться метод иммуноферментного анализа (ИФА). При первичном заражении ВПГ на 5–7-й день после инфицирования вырабатываются IgM, через 10–14 дней – низкоавидные IgG, затем постепенно авидность IgG возрастает, и они становятся высокоавидными (авидность – показатель степени сродства антител к антигенам и, соответственно, сила связывания антител с антигенами). IgM прекращают циркулировать в крови и биологических жидкостях организма через 1 месяц после заражения, низкоавидные IgG – через 1–3 месяца, а поздние, высокоавидные, IgG циркулируют в крови инфицированного ВПГ пожизненно [17].

В настоящее время подтверждение диагноза генитального герпеса методом ИФА не рекомендуется [7], однако, по мнению европейских экспертов, данный метод может быть использован в следующих ситуациях:

  • у пациентов с рецидивами заболевания в анамнезе или атипичными формами при отрицательных результатах исследования молекулярно-биологическими методами;
  • при первом эпизоде заболевания и необходимости дифференциации между первичным и рецидивирующим генитальным герпесом с целью определения тактики ведения пациента;
  • при обследовании половых партнеров пациентов, больных генитальным герпесом, в случае наличия у них психоэмоциональных проблем в связи с возможным инфицированием;
  • при обследовании беременных женщин без симптомов заболевания, у которых половые партнеры имели в анамнезе эпизоды генитального герпеса [8].

Современные подходы к терапии генитального герпеса

Основой терапии генитального герпеса являются этиотропные противовирусные препараты из группы синтетических аналогов нуклеозидов – ацикловир, валацикловир, фамцикловир, которые, в зависимости от характера течения заболевания, применяются в режимах эпизодической или супрессивной терапии.

Эпизодический режим терапии может быть рекомендован пациентам с редкими, непродолжительными и клинически слабовыраженными эпизодами заболевания, не оказывающими существенного влияния на их соматическое и/или психосексуальное состояние. В эпизодическом режиме один из аналогов нуклеозидов применяется по следующим схемам:

  • валацикловир перорально 500 мг 2 раза в сутки в течение 5 дней;
  • ацикловир перорально 200 мг 5 раз в сутки в течение 5 дней, или 400 мг 3 раза в сутки в течение 5 дней, или 800 мг 3 раза в сутки в течение 2 дней;
  • фамцикловир перорально 125 мг 2 раза в сутки в течение 5 дней или 1,0 г 2 раза в сутки в течение 1 дня.

При первом эпизоде генитального герпеса или выраженной клинической симптоматике продолжительность приема препаратов может быть увеличена до 5–10 дней.

Показаниями к назначению супрессивной терапии являются: тяжелое, с частыми рецидивами (более 6 раз в год) и осложнениями течение заболевания; тяжелые продромальные симптомы; выраженная иммуносупрессия; нарушение психоэмоционального состояния в связи с возможностью передачи ВПГ. В данном режиме валацикловир назначается в дозе 500 мг 1 раз в сутки, фамцикловир – 250 мг 2 раза в сутки, ацикловир –400 мг 2 раза в сутки. Длительность супрессивной терапии определяется индивидуально, но, как правило, составляет не менее 6 месяцев, а ее эффективность оценивают как минимум по двум рецидивам в течение года. При достижении стойкого улучшения течения заболевания супрессивная терапия может быть прекращена, а в случае ухудшения в дальнейшем возможно возобновление приема препаратов в данном режиме [7, 8, 18].

К настоящему времени накоплен богатый опыт эффективного применения оригинального валацикловира при различных формах герпесвирусной инфекции, основанный на результатах более 20 рандомизированных, плацебо-контролируемых клинических исследований высокого уровня доказательности с участием более 15 000 пациентов. Так, в двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании с включением 987 пациентов было установлено, что применение валацикловира для лечения острого рецидива генитального герпеса (500 мг 2 раза в сутки в течение 5 дней) позволило сократить продолжительность существования очагов, длительность болевого синдрома и дискомфорта и продолжительность периода выделения вируса [19]. В крупном многоцентровом рандомизированном плацебо-контролируемом клиническом исследовании с участием свыше 1400 пациентов с 6 и более рецидивами генитального герпеса в течение года было установлено отсутствие рецидивов на протяжении 12 месяцев у 34% пациентов, получавших валацикловир в дозе 1,0 г 1 раз в сутки, и у 31% пациентов, получавших валацикловир в дозе 500 мг 1 раз в сутки; в группах плацебо данные показатели составляли 3–5%. Медиана времени до первого рецидива составила 337 суток у пациентов, получавших валацикловир в дозе 1,0 г 1 раз в сутки, 309 суток – у пациентов, получавших валацикловир в дозе 500 мг 1 раз в сутки, и 30 суток – у пациентов, получавших плацебо. Нежелательные лекарственные явления на фоне приема валацикловира были легкими, нечастыми и сходными по своей природе с таковыми в группе плацебо [20].

Также проводили изучение эффективности супрессивной терапии валацикловиром, назначаемой в течение 8 месяцев с целью уменьшения частоты бессимптомного вирусовыделения, при этом было установлено, что режим приема препарата 500 мг 1 раз в сутки позволяет снизить частоту рецидивов вирусовыделения на 75–95% [21].

Отдельно необходимо отметить, что подавляющее большинство исследований, подтверждающих высокий уровень эффективности и безопасности валацикловира, были проведены в отношении оригинального препарата. Известно, что в оригинальном лекарственном средстве и его дженерике одинаковым является лишь действующее вещество (молекула), а все остальные составляющие субстанции могут существенно отличаться. Качество таких субстанций у дженериков часто бывает крайне низким из-за использования модифицированных методов синтеза, приводящих к образованию токсичных примесей и, как следствие, развитию побочных эффектов. В лекарственных препаратах вспомогательные вещества часто составляют основную часть прописи готового продукта (80–90%), и любое изменение в их составе может неблагоприятно повлиять на биодоступность и вызвать токсические явления или аллергические реакции. Кроме того, необходимо учитывать, что большинство оригинальных препаратов (в отличие от дженериков) производится в соответствии со стандартами GMP и проходит, помимо фармакокинетического исследования в различных условиях, расширенные клинические исследования вплоть до IV фазы [22].

Заключение

Несмотря на положительную динамику официальных показателей заболеваемости аногенитальной герпетической инфекцией в Российской Федерации, она остается одной из наиболее распространенных инфекций, передаваемых половым путем. Эпидемиологическая и клиническая значимость генитального герпеса обусловлена частым латентным и атипичным течением, риском инфицирования полового партнера при бессимптомном вирусовыделении, а также возможным развитием тяжелых последствий в виде неонатального герпеса и генерализованной герпетической инфекции. Тактика лечения генитального герпеса определяется частотой и степенью тяжести обострений, наличием психосоциальных проблем у пациента, а также возможностью риска передачи инфекции половому партнеру. Высокая клиническая эффективность и оптимальный профиль безопасности оригинального валацикловира, подтвержденные результатами многочисленных исследований высокого уровня доказательности и более чем тридцатилетним опытом применения в клинической практике, дают возможность считать его одним из препаратов выбора в терапии генитального герпеса.

Список литературы

  1. Fauquet C.M., Fargette D. International Committee on Taxonomy of Viruses and the 3,142 unassigned species. Virol. J. 2005; 2: 64. doi: 10.1186/1743-422X-2-64
  2. Widener R.W., Whitley R.J. Herpes simplex virus. Handb Clin Neurol. 2014; 123: 251-63. doi: 10.1016/B978-0-444-53488-0.00011-0
  3. Маркелова Е.В., Кныш С.В., Невежкина Т.А., Байбарина Е.В. Альфа-герпесвирусы: современный взгляд на структуру. Тихоокеанский медицинский журнал. 2018; 4 (74): 5-9.
  4. Скляр Л.Ф., Просекова Е.В., Чепурнова Н.С., Нагорная А.В. Персистирующие вирусные инфекции: этиология и иммунопатогенез. Владивосток: Медицина ДВ, 2016. 161 с.
  5. Орлов Е.В., Котельникова Е.В., Васильев-Ступальский Е.А., Мударисов Р.М., Певзнер Н.Ю. Генитальный герпес: эффективность противовирусной терапии. Клиническая дерматология и венерология. 2015; 14(3): 40-45.
  6. Глобальная стратегия сектора здравоохранения по инфекциям, передаваемым половым путем 2016–2021 https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/250268/WHO-RHR-16.09-rus.pdf
  7. Клинические рекомендации по ведению больных инфекциями, передаваемыми половым путем, и урогенитальными инфекциями. М.: Деловой экспресс, 2012. 112 с.
  8. 2017 European guidelines for the management of genital herpes. Int J STD AIDS. 2017; 28(14): 1366-1379. doi: 10.1177/0956462417727194
  9. Johnston C., Corey L. Current concepts for genital herpes simplex virus infection: diagnostics and pathogenesis of genital tract shedding. Clin. Microbiol. Rew. 2016; 29(1): 149-61. doi: 10.1128/CMR.00043-15
  10. Дворянкова Е.В., Сакания Л.Р., Бабаев О.Р., Шахзадов В.В., Корсунская И.М. Особенности генитального герпеса у женщин. Гинекология. 2018; 20(4): 55-59.
  11. Деревянко Т.И., Рыжков В.В. Вирусные инфекции: вирус папилломы человека и генитальный герпес 1-го и 2-го типов как причина хронического рецидивирующего цистита с выраженным дизурическим синдромом у женщин с гипоспадией и гипермобильностью уретры. Урология. 2015; 4: 29-32.
  12. Мелехина Е.В., Чугунова О.Л., Филиппов А.В. К вопросу о роли вирусов в формировании хронических инфекций органов мочевой системы. Российский медицинский журнал. 2013; 2: 27-30.
  13. Goulart A., Pinto J., Leão P. Anal herpes. BMJ Case Rep. 2017; 29. pii: bcr-2017-220856.doi: 10.1136/bcr-2017-220856
  14. Syllaios A., Davakis S. Herpes Simple Virus proctitis: a diagnostic dilemma between anal disorders. The Pan African Medical Journal. 2019; 33: 33. doi:10.11604/pamj.2019.33.33.17292
  15. Fa F., Laup L., Mandelbrot L., Sibiude J., Picone O. Fetal and neonatal abnormalities due to congenital herpes simplex virus infection: a literature review. Prenat Diagn. 2019; Oct 30. doi: 10.1002/pd.5587.
  16. Белова А.В., Асцатурова О.Р., Науменко Н.С., Никонов А.П. Генитальный герпес и беременность. Архив акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирёва. 2017; 4(3): 124-130.
  17. Долгов В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Т. 2
  18. Рахматулина М.Р. Противовирусная терапия у больных с аногенитальной герпесвирусной инфекцией. Акушерство и гинекология. 2017; 6: 165-9.
  19. Spruance S.L., Tyring S.K., DeGregorio B. A large-scale, placebo-controlled, dose-ranging trial of peroral valaciclovir for episodic treatment of recurrent herpes genitalis. Arch Intern Med. 1996; 156: 1729-35.
  20. Reitano M., Tyring S., Lang W. Valaciclovir for the suppression of recurrent genital herpes simplex virus infection: a large-scale dose range-finding study. J Infect Dis. 1998; 178(3): 603-10.
  21. Gupta R., Wald A., Krantz E., Selke S., Warren T., Vargas-Cortes M. Valacyclovir and acyclovir for suppression of shedding of herpes simplex virus in the genital tract. JID. 2004; 190 (15 October): 1381. doi:10.1086 / 424519
  22. Зырянов С.К., Белоусов Ю.Б. Дженерики антибактериальных препаратов: за и против. Справочник поликлинического врача. 2012; 5: 11-13.

Поступила 30.09.2019

Принята в печать 04.10.2019

Об авторах / Для корреспонденции

Рахматулина Маргарита Рафиковна, д.м.н., профессор, профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии с курсом клинической лабораторной диагностики ФГБУ «Государственный научный центр Российской Федерации – Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России.
Тел.: +7 (916) 2031003. Е-mail: ra.marg@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0003-3039-7769
Адрес: 123098, Москва, ул. Живописная, д. 46.

Для цитирования: Рахматулина М.Р. Герпесвирусная инфекция: современные подходы к диагностике и терапии.
Акушерство и гинекология. 2019; 11:216-20.
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2019.11.216-220

Также по теме

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.