«Всего единственное генетическое событие (в частности, слияние двух генов) может способствовать возникновению онкологического заболевания, – сообщил профессор Т. Рид в начале своего доклада. – Однако если такое однократное генетическое событие ингибировать таргетным цитостатиком, избирательно воздействующим на клетки, имеющие те или иные характерные для опухолей генетические дефекты, такие клетки погибнут». Далее докладчик обратил внимание коллег на солидные опухоли (яичников, шейки матки и др.), где отметил совсем иной паттерн: «В таких опухолях можно наблюдать хромосомную нестабильность и анеуплоидию. Это означает, что ядерная ДНК клетки содержит другой материал, причиной которого является полярный митоз. Такая нестабильность всего ландшафта в сочетании с анеуплоидией приводят к определенному наблюдению: если посмотреть на солидные опухоли у взрослых, то картинка будет выглядеть так, будто «кто-то взорвал бомбу в ядре». То есть в них присутствует некий цитогенетический хаос, который редуцируется катастрофическим митозом, отражается в сложности кариотипирования и постоянной хромосомной нестабильности. Описание этого хаоса приводит к следующему восприятию: хромосомные аберрации в солидных опухолях скорее являются следствием, а не причиной онкологического заболевания».
Далее профессор Т. Рид сообщил, что в арсенале специалистов сегодня имеются новые цитогенетические методы, которые позволяют ответить на следующие вопросы: присутствует ли не случайное распределение хромосомного диабаланса в опухоли, есть ли стадия специфичной последовательности событий и насколько все это коррелирует с цитогенетическими изменениями? В качестве примера ответов на данные вопросы докладчик продемонстрировал результаты исследования рака шейки матки и колоректальных карцином у десяти пациентов: «Во всех случаях в шейке матки присутствует цитогенетический дисбаланс в виде дополнительного длинного плеча (дупликация) хромосомы 13q, который распространен с той же частотой, что и филадельфийская хромосома. Если же посмотреть на вариант колоректальной карциномы, то здесь приобретение 13q не будет иметь значения».
Далее докладчик рассказал о диагностических прикладных решениях, которые были разработаны в американском Центре исследования рака Национального института онкологии. Он показал примеры диагностики рака шейки матки и разработанный в Центре FISH-зонд для данной молекулярно-цитогенетической диагностики. При этом Томас Рид отметил, что проблема цервикальной цитологии – это не выявление или диагностика карциномы, а предсказание риска прогрессирования: «Именно для выявления очагов карциномы, подающих специфические сигналы, нами был разработан FISH-тест. Он позволяет наблюдать исток развития карциномы – клетку, имеющую генетический комплемент, способный обеспечить быструю пролиферацию и клональную экспрессию клеток, которые будут иметь один и тот же вариант хромосомы 3q. В результате проведения FISH-анализа было отмечено, что все очаги карциномы высокой интенсивности или тяжелой дисплазии имеют дополнительную копию 3q. В нормальных очагах этого явления не наблюдалось». В заключение доклада профессор Томас Рид продемонстрировал исследование, показывающее, что хромосома 3q может быть молекулярным маркером прогрессии карциномы.