Дефицит витамина D у беременных женщин.

С.В. Хабаров, О.В. Денисова, В.М. Девиченский

1 Академия постдипломного образования ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий» ФМБА России, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91; 2 ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», медицинский институт, г. Тула, ул. Болдина, 128; 3 ООО «ВИТРОМЕД», г. Москва, Волоколамский проезд, 1а

Введение. Недостаточность витамина D является метаболической пандемией XXI в. Причины развития недостаточности и дефицита витамина D многообразны и связаны с географическим расположением местности проживания, неадекватным питанием, нарушением абсорбции и деградации холе- и эргокальциферола в организме. Основную группу риска по развитию дефицита витамина D составляют дети до 5 лет, пожилые люди, женщины репродуктивного возраста, особенно в период беременности и лактации [1, 2].

В настоящее время получены убедительные данные о связи метаболизма витамина D и формирования ряда осложнений гестационного периода [3]. Согласно докладу ВОЗ (2012), дефицит витамина D во время беременности способствует развитию нарушений имплантации, плацентации, невынашивания и недонашивания беременности, преэклампсии, гестационного сахарного диабета, остеопении и остеопороза, внутриутробной инфекции плода и новорожденного, рождению маловесных детей, развитию у них скелетных нарушений вследствие рахита.

Цель. Изучить распространенность дефицита витамина D у беременных женщин и обосновать необходимость обследования данного контингента пациенток на 25(OH)D для подбора оптимальной терапевтической дозы витамина D в зависимости от исходной концентрации 25(OH)D в сыворотке крови.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 108 женщин, в возрасте от 24 до 53 лет (средний возраст 34,8±4,5 года), состоявших на учете по беременности в Клинике «ВитроКлиник» ООО «ВИТРОМЕД» в период с 2017 по 2019 гг.

Для оценки насыщенности организма витамином D всем пациенткам в дополнение к общеклиническому обследованию в соответствии с Приказом МЗ РФ от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю „акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» проводилось определение концентрации в плазме крови его промежуточного метаболита – 25-гидроксивитамина D [25(OH)D]. Исследование осуществлялось в клинико-диагностической лаборатории «ДиаЛаб» на автоматическом иммунохемилюминесцентном анализаторе ADVIA Centaur XP® (Siemens Healthcare Diagnostics, Ирландия).

Оценка обеспеченности витамином D организма обследованных женщин проводилась на основании клинических рекомендаций, разработанных Российской ассоциацией эндокринологов по международным данным. Референсные значения уровня 25(OH)D составляли:

  • адекватный уровень –30 нг/мл и более (75 нмоль/л и более),
  • недостаточность – от 20 нг/мл и более до менее 30 нг/мл (от 50 нмоль/л до менее 75 нмоль/л),
  • дефицит – менее 20 нг/мл (менее 50 нмоль/л),
  • в т. ч. выраженный дефицит – менее 10 нг/мл (менее 25 нмоль/л).

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакета статистических программ STATISTICA 10.0 фирмы StatSoft Inc. с вычислением средней арифметической (М), стандартного отклонения (SD), доверительного интервала (ДИ) для разности параметрических показателей. Статистическую достоверность рассчитывали с использованием t-критерия Стьюдента и χ-теста. Достоверными считали различия показателей при р<0,05.

Результаты. По данным авторов, лишь у 12 беременных (11,1%) уровень витамина D был адекватен, составляя 30 нг/мл и более. Недостаточность витамина D [25(OH)D – ≥20 нг/мл и <30 нг/мл] среди обследованного контингента беременных женщин была выявлена у 30 (27,8%), а дефицит [25(OH)D – менее 20 нг/мл] – у 63 пациенток, и распространенность его составила 61,1%. У каждой шестой женщины с дефицитом витамина D дефицит был выраженным [менее 10 нг/мл].

Подбор оптимальной дозы витамина D осуществлялся в зависимости от исходной концентрации 25(OH)D в сыворотке крови по схеме, предложенной Канадским обществом по витамину D [4].

Дотация витамина D проводилась приемом холекальциферола в начальной суточной дозе 4000–6000 МЕ под контролем 25(OH)D каждые 30 дней и при достижении достаточного компенсаторного уровня (40–60 нг/мл) терапия продолжалась в поддерживающей дозе 1000 МЕ/сут весь период гестации и кормления грудью.

При контрольном изучении уровня витамина D в сыворотке крови спустя 30 дней приема холекальциферола отмечено достоверное повышение концентрации 25(OH)D в сравнении с исходными показателями: до 24,3±3,9 нг/мл у пациенток с дефицитом витамина D и до 37,8±4,7 нг/мл у пациенток с его недостаточностью (р<0,05).

Заключение. Современная стратегия ведения беременных женщин должна включать оценку уровня витамина D путем определения 25(OH)D в сыворотке крови при постановке пациентки на учет и коррекцию его дефицита в рекомендованных общепринятыми стандартами дозировках до достижения уровней 25(OH)D более 30 нг/мл.

Список литературы

  1. Хашукоева А.З., Савченко Т.Н., Агаева М.И., Агаева З.А., Андреасян Г.О., Нетудыхатко Т.В., Хейдар Л.Х. Дефицит витамина D у женщин репродуктивного возраста, возможности коррекции. Медицинский совет. Акушерство и гинекология. 2018; 7: 18-22.
  2. Громова О.А., Торшин И.Ю. Витамин D – смена парадигмы. М.: Торус Пресс, 2015. 448 с.
  3. Калиниченко С.Ю., Жиленко М.И., Гусакова Д.А. Витамин D и репродуктивное здоровье женщин. Проблемы репродукции. 2016; 4:28-36.
  4. Дефицит витамина D у взрослых: диагностика, лечение и профилактика: клинические рекомендации / Под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М., 2015. 75 с.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.