— Нана Картлосовна, прежде всего расскажите, пожалуйста, о возглавляемом Вами отделении.
— Наше отделение, созданное как первое в стране по оказанию помощи женщинам с потерями плода, существует уже 50 лет. Сегодня мы специализируемся на оказании помощи при осложненной беременности. Это могут быть беременности после ЭКО, самостоятельно наступившие беременности у женщин позднего репродуктивного возраста. В числе наших пациенток женщины, в анамнезе которых преждевременные роды, многократные потери беременности, привычный выкидыш.
Особый аспект нашей деятельности – оказание помощи женщинам с гемолитической болезнью плода и неиммунной водянкой плода. Также в отделении проходят подготовку к родам женщины с различной патологией плода, направленные к нам перинатальным консилиумом Центра.
— Кто из женщин находится в группе риска по невынашиванию беременности?
— Число пациенток с осложненной беременностью и неоднократной ее потерей во всем мире растет в связи с тем, что современные женщины все чаще откладывают первые роды на более поздний возраст: 28–30 лет,
а в крупных городах – 32 года и старше. Вместе с тем качество яйцеклеток с возрастом снижается, что и становится одним из факторов риска. Также это касается женщин, в акушерском анамнезе которых уже имеются неудачи, связанные с невынашиванием беременности, привычными выкидышами. Подобным патологиям могут способствовать и гинекологические заболевания, в частности аномалии развития матки, миома матки больших размеров, эндометриоз, внутриматочные синехии, полипы. Иногда эти заболевания не вызывают жалоб, поэтому установить их наличие можно только путем исследований.
В целом с привычными выкидышами сталкиваются 3–5% женщин, желающих стать матерями. И в 90% случаев таким женщинам можно помочь при свое- временном обращении к специалисту.
— Можно ли профилактировать невынашивание беременности, преждевременные роды и привычные выкидыши? Какие современные методы диагностики и коррекции при этом используются?
— В нашем Центре есть все возможности для этого. Мы осуществляем обследование, прегравидарную подготовку и ведение беременности у таких пациенток. Причем и в научно-поликлиническом отделении, и в стационаре с ними работают одни и те же специалисты, что способствует улучшению психологического состояния и снижению тревожности у будущих родителей.
На этапе прегравидарной подготовки проводится поиск причин невынашивания беременности (а их может быть несколько) и последующая коррекция. В этом нам помогает работа в содружестве с более чем 25-ю лабораториями Центра. Мы можем не только провести полное обследование пациентки, но и пары в целом, включая генетическую диагностику. Если же вклад генетической составляющей в неудаче с беременностью подтверждается, пациенткам предлагается план ведения беременности, выработанный вместе с генетиками. Это может быть самостоятельное наступление беременности с последующей пренатальной диагностикой. Или программа ЭКО с преимплатационным тестированием эмбрионов и переносом эмбрионов с проверенной генетикой в полость матки. А в тех редких случаях, когда речь идет о моногенной патологии, – донорство гамет (после обследования и беседы с родителями о прогнозе потомства).
— В НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова и возглавляемом Вами отделении накоплен огромный опыт помощи пациенткам с осложненной беременностью...
— В нашем отделении проходят лечение женщины с кровотечением на всех этапах беременности, истмико-цервикальной недостаточностью, угрозой преждевременных родов, осложненной многоплодной беременностью, а также пациентки с патологией плода, которым мы оказываем помощь методами фетальной терапии и фетальной хирургии, в том числе беременные с гемолитической болезнью плода, неиммунной водянкой плода и другой патологией, требующей вмешательства во время беременности. В основном речь идет о проведении диагностического амниоцентеза, лечебного кордоцентеза с последующим переливанием эритроцитов крови плоду, т.е. внутриутробной трансфузии. Такие переливания позволяют предотвратить анемию, сердечную недостаточность при гемолитической болезни плода и продлить беременность до более доношенного срока, чтобы в последующем снизить вероятность перинатальной патологии.
Такой диагноз, как иммунная водянка плода, на протяжении долгого времени считался смертельным для плодов и новорожденных в 90–10% случаев. С недавних пор стало известно, что это очень гетерогенная патология, и среди ее причин есть те, что могут быть корригированы в антенатальном периоде с помощью внутриутробных трансфузий или назначения препаратов, нормализующих ритм сердца плода. Более того, у женщин с вирусной инфекцией неиммунная водянка плода может даже разрешиться самопроизвольно.
— Все знают, что на вооружении специалистов НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова самые передовые и перспективные медицинские технологии и подходы. Поделитесь, пожалуйста, на какие из них Вы возлагаете особые надежды?
— По данным наших последних исследований, в 40% случаев неиммунной водянки плода, особенно когда причина не ясна, на первый план выходят редкие генетические заболевания, которые таким образом проявляют себя во внутриутробном периоде. Поэтому диагностика этой патологии в нашем отделении состоит из двух этапов: амниоцентеза, поиска хромосомной анеуплоидии, а если она не подтверждается, более детального полноэкзомного секвенирования не только плода, но и родителей. В результате даже если на данном этапе не удается достичь рождения здорового ребенка, семья получает прогноз дальнейших беременностей и определенный план действий. И у нас уже несколько женщин выносили здоровых детей после предыдущих случаев неиммунной водянки и гибели плода. Кроме того, мы первыми в стране внедрили неинвазивный пренатальный ДНК-скрининг у беременных, играющий большую роль в диагностике и ведении женщин с неудачами беременности.
Отдельно хочется упомянуть систему телемедицинских консультаций, благодаря которой у нас налажена связь с регионами. С помощью этой системы мы можем оказывать помощь сложным пациенткам на более высоком уровне путем их госпитализации в профильные отделения Центра с учетом выявленной патологии.