Конференция началась с видеоприветствия известного педиатра, директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президента Национальной медицинской палаты профессора Леонида Михайловича Рошаля, который назвал репродуктивную тему «сердцевиной здоровья населения России» и отметил ее как самую важную на сегодняшний день.
От имени Минздрава участников приветствовала директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Елена Николаевна Байбарина. По ее словам, обмен опытом с коллегами из других стран и взаимодействие на мероприятиях конференции помогает объединить усилия и внести весомый вклад в развитие репродуктивной медицины в нашей стране.
Главный внештатный специалист Минздрава РФ по репродуктивному здоровью, директор Научно-исследовательского института урологии Минздрава РФ, профессор Олег Иванович Аполихин отметил достижения Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии, с которым, по его мнению, связано большинство российских достижений в области репродуктивного здоровья.
«Мы очень много сделали в направлении борьбы с главными репродуктивными проблемами – младенческой и материнской смертностью, которые были бичом последних десятилетий, – сказал профессор Аполихин. – Но если взглянуть на демографическую карту нашей страны, то сегодня Россия занимает лишь 8-е место после Индии, Пакистана, Бангладеш и Бразилии. И если сегодня мы не изменим эту тенденцию, то к 2050 году окажемся уже на 18-м месте. Поэтому обсуждаемые здесь проблемы – не просто социальные или медицинские. Они – глобальные и касаются национальной безопасности».
Главный внештатный акушер-гинеколог Минздрава РФ, руководитель отделения оперативной гинекологии Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, академик РАН Лейла Владимировна Адамян внесла в слова предыдущих ораторов большую долю позитива, назвав работу своих коллег реальным университетом репродуктивного здоровья в системе образовательной, научной и организационной деятельности.
В своем докладе директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, академик РАН Геннадий Тихонович Сухих рассказал о ситуации, которая сложилась с проблемой репродуктивного здоровья населения России, и определил основные темы конференции. По словам академика Сухих, сегодня все больше сокращается число женщин активного репродуктивного возраста и изменяется их возрастной профиль: «Наши женщины бесконечно совершенствуются, делают карьеры, лучшие, чем у мужчин, и в результате поздно приступают к выполнению главной функции. Стал снижаться возраст полового дебюта, увеличилось количество детей, рожденных вне брака. Несмотря на огромные успехи в области репродукции и контрацепции, все еще сохраняется большое число абортов и фактов подростковой беременности. Каковы же стратегические направления развития детской и подростковой гинекологии в сегодняшней России? Мы ищем способы уменьшить число пороков развития, синдромов поликистозных яичников, эндометриозов, воспалительных заболеваний, проблем полового созревания, онкологических заболеваний».
Говоря о проблемах, Геннадий Тихонович Сухих заметил, что женщин, страдающих синдромом поликистозных яичников, в будущем ждет нерадостная судьба, ведь они уже определенно станут пациентками кардиологов и эндокринологов. Чтобы им помочь, сотрудниками Научного центра сделано многое: ведется поиск профилактики и создание персонифицированной терапии для таких пациенток, разрабатывается профилактика метаболических нарушений, сохранения репродуктивной функции.
Обсуждение следующей проблемы – эндометриоза – академик Сухих начал с конкретных фактов: «Мы, мировое научное сообщество, пытаемся многое сделать, чтобы улучшить жизнь этих молодых женщин – развивая молекулярно-генетические методы прогнозирования заболеваний, создавая новые методы лечения, банки ооцитов и биоматериалов. Если говорить о диагностике, то в нашей лаборатории найдено 13 специфических маркеров, отвечающих за клеточную адгезию, клеточные контакты, за ростовые факторы, пролиферацию, ангиогенез – все они могут рассматриваться как потенциальные маркеры эндометриоза. Кроме того, нами ведется экспериментальная медикаментозная терапия эндометриоза. При этом мы используем в работе ингибиторы различных молекул, рецепторов, участвующих в различных процессах пролиферации, молекул адгезии, которые позволяют прикрепиться к мезотелию и дать начало симпомокомплексу эндометриоза. О чем нам стоит помнить, говоря об эндометриозе? О том, что если девочка страдает болями, и мы ставим ей диагноз «синдром поликистозных яичников» или «эндометриоз», то рационально подумать о заборе ее яйцеклеток».
Изменения, которые произошли с менархе за последние сотни лет, академик Сухих назвал драматическими изменениями в репродуктивной функции. Какие-то 200 лет назад менструальный цикл у девушки начинался в 17–18 лет. Сегодня это происходит уже в 12–13 лет, причем среди 13-летних уже есть статистика деторождения. Эта статистика типична для всех стран мира. Но если в былые годы вначале шло психосоциальное развитие и только потом физическое, то сегодня этот процесс происходит наоборот: сначала идет физическое созревание, а психофизическое запаздывает.
Еще одну тему академик Сухих обозначил как важную: микробиота влагалища, которая тесно связана с микробиотой кишечника. «На этой конференции пока не прозвучат доклады, которые могли бы связать количество клеток на территории толстого кишечника, их особенности и гинекологические заболевания, – сказал он. – Но пройдет немного времени, и мы поймем, что трансплантация флоры в 16, 20 и 30 лет будет полезным методом лечения заболеваний, относящихся к детской гинекологии».
О ситуации с репродуктивным здоровьем российских детей и подростков в своем докладе рассказал детский уролог-андролог ЦФО Росздравнадзора, руководитель отдела уроандрологии Научного центра здоровья детей РАН, доктор медицинских наук, профессор Сергей Павлович Яцык.
По его словам, достаточно серьезный пласт заболеваний, с которыми приходится сталкиваться сегодня педиатрам, детским хирургам, детским гинекологам, урологам, андрологам – это врожденные пороки мочеполовой системы.
«В результате развития инструментальных методов исследования за последние 15 лет частота диагностики пороков мочеполовой системы возросла с 26% в 2001 году до 90% в 2015 году. Имея современные возможности проведения диагностических мероприятий в раннем периоде после рождения, мы уже можем точно диагностировать заболевание и определять тактику его дальнейшего лечения. Но при этом нельзя забывать, что колоссальную роль в формировании дальнейшей фертильности и репродуктивного здоровья наших подростков играют социальные факторы: инфекции, передающиеся половым путем, ранняя беременность, СПИД, наркомания, табакокурение, алкоголизм, которым подвержены многие старшеклассники, ранняя половая жизнь без достаточной осведомленности о безопасном сексе. Каковы последствия этого? Частота бесплодных браков в России колеблется от 10 до 15%. По данным детских гинекологов нашей страны, каждая 8–9-я девочка страдает теми или иными гинекологическими заболеваниями. А за последнее десятилетие частота рождения абсолютно здоровых девочек снизилась до 6,5%. Из структуры заболеваний чаще всего встречаются воспалительные процессы половых органов, где у детей превалируют неспецифические хронические вагиниты, а у подростков – нарушения менструального цикла, которые встречаются более чем в 40% случаев».
Профессор Яцык отметил тенденцию последнего пятилетия: частота заболеваний онкологического и гинекологического генеза увеличилась в полтора раза. При этом более половины детей подросткового возраста имеют такие репродуктивные заболевания, которые могут ограничить их фертильность во взрослом возрасте. Более 30% юношей и девушек имеют задержку полового развития. Частота некоторых инфекций, передающихся половым путем, в последнее время выросла до четырех раз. Доля молодежи до 30 лет, страдающих ВИЧ-инфекцией, в мире составляет более 30%. А каждая 5-я девушка фертильного возраста функционально не готова к вынашиванию беременности и родам.
По данным ВОЗ, около 3% мужской популяции имеет те или иные проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем. При этом колоссальное количество заболеваний «пришло» к ним из детства. Примерно 40% мальчиков, юношей и подростков требуется андрологическая помощь. Однако в поликлиническом звене остро ощущается недостаток врачей-андрологов, и в связи с этим осмотр репродуктивных органов осуществляют педиатры и хирурги, не имеющие специальной подготовки. Также в России отсутствуют схемы реабилитации и мониторинга репродуктивного здоровья детей, которые перенесли операции на органах мочеполовой системы.
«Поэтому своей основной задачей мы считаем исследования, направленные на ранние выявления, диагностику и профилактику», – заключил профессор Яцык.
Одним из выходов из этой сложной ситуации руководитель Хабаровской краевой ассоциации «Планирование семьи», акушер-гинеколог Ирина Олеговна Таенкова назвала просветительскую деятельность среди детей и молодежи. Она рассказала об опыте работы с молодежью Приамурья, которую определила как «конфликтную, малодетную и с высокой внебрачной рождаемостью». При этом Ирина Олеговна отметила, что 78% молодежи заявляют о своем желании получать информацию в плане грамотного сексуального воспитания. «Надо перейти от лекций с запугиванием к формированию ответственности за свое здоровье, – сказала она. – Мы должны научить детей младшего возраста сознательно отказываться от сигарет, алкоголя и наркотиков, а у детей более старшего возраста – отсрочить время полового дебюта и сохранить безопасное сексуальное поведение. Но это должна быть не борьба с проблемами, а наша помощь и профилактика, причем ориентированная не только на возраст, но и на культурный уровень, национальность и вероисповедание».
Детский уролог-андролог, профессор Дмитрий Игоревич Тарусин сообщил аудитории хорошую новость: «Не так давно Россия стала одной из первых стран мира, где закрепилось официальное название специальности детского андролога. Однако на тот момент мы фактически не имели международного опыта в отношении охраны репродуктивного здоровья, который мог бы быть трансформирован на российскую почву. Но стоит сказать и о достижениях. Мы нашли распространенность болезней, обнаружив, что дети поступают в школу с наличием водянки яичка. Мы посчитали примерное количество детей с гипоплазией, которые приходят в школу нескорректироваными. Между тем детей с гипотрофией и гипоплазией яичка разных возрастов примерно 3%. Если говорить о группе детей с задержкой полового развития, она не настолько велика, но в возрасте 7-го класса начинает достигать почти 9%. Болезни пахово-мошоночной области также есть у детей, поступающих в 1-й класс, а ведь эти проблемы угрожают не только здоровью, но и жизни. С кистами семенного канатика детей всего 1%, а вот с кистами придатков – 3%. Частота встречаемости фимоза – около 2%».
Профессор Тарусин констатировал, что сегодня у нас есть невероятные технические возможности, которые позволяют нам не только диагностировать болезнь в настоящем, но и оценивать результаты, которые произойдут в будущем. И подобную диагностику можно проводить на уровне линейной поликлиники, если создать там специальные службы, которые будут заниматься вопросами охраны репродуктивного здоровья.
Детский гинеколог и заведующая отделением гинекологии Морозовской больницы, главный внештатный акушер-гинеколог детского и подросткового возраста г. Москвы и ЦФО РФ, доктор медицинских наук Елена Викторовна Сибирская представила информацию о репродуктивном здоровье девочек Москвы. Она привела несколько интересных фактов: «Поскольку Москва и область находятся в зоне йододефицита, среди женской популяции здесь распространены нарушения менструального цикла, позднее наступление менархе, развитие ПМС, маточные кровотечения. Все это может быть связано и сочетается с гипофункцией щитовидной железы. Еще один факт, отмеченный специалистами, связан с количеством детей, страдающих врожденной гиперплазией коры надпочечников. Для помощи в подобных случаях в конце прошлого года в Морозовской больнице создан Центр неонатального скрининга. Годовые данные мы пока представить не можем. Но уже известно, что за один месяц в Москве происходит от 11 до 13 тыс. родов, во время которых на свет появляются от 1 до 3 девочек с гиперплазией коры надпочечников. Все этапы их оперативного лечения проходят на территории Морозовской больницы».
Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Южно-Уральского государственного медицинского университета Минздрава РФ Валентина Федоровна Долгушина рассказала о практике челябинских врачей-гинекологов в лечении патологии молочных желез у девушек. Под наблюдением находится группа девушек после операции по поводу фиброаденомы молочной железы. Первая менструация у них была на пару лет раньше, чем обычно бывает у местных жительниц, и у каждой третьей отмечена дисменорея. 20% из них живут половой жизнью, используя только барьерную контрацепцию, 27% имели серьезную экстрагенитальную патологию. Что касается семейного анамнеза, то только у двух матерей этих девушек были небольшие проблемы с молочными железами. В 93% случаев девушки сами обнаружили свою проблему и только у 3% патологию пальпировали на профосмотре.
Подводя итоги, Геннадий Тихонович Сухих еще раз напомнил о том, что проблема репродуктивного здоровья является одной из сторон демографической безопасности России.
Состояние здоровья детей определяет резерв народонаселения в целом. Вот почему инвестиции в здоровье детей – самые главные в нашей жизни.