В России у каждой третьей женщины репродуктивного возраста выявляется ожирение или избыточная масса тела, что серьезно осложняет течение беременности и родов [1]. Жировая ткань рассматривается как эндокринный орган. Установлено влияние ожирения при беременности на содержание витамина D3, статус адипокинов [2, 3]. С увеличением количества жировой ткани в организме увеличивается дисбаланс адипокинов. Выявлена взаимосвязь между развитием инсулинорезистентности в адипоцитах и гиперферритинемией [4].
Цель работы. Оценить содержание адипокинов и белков обмена железа в сыворотке крови беременных с ожирением.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на базе клиники ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский Университет им. ак. Е.А.Вагнера» МЗ РФ. В исследование включены 88 беременных с нарушением жирового обмена, установленным по индексу массы тела (ИМТ более 25 кг/м2) в сроке беременности 9–11 недель (медиана 10 недель), которые составили основную группу. В группу сравнения вошли 120 здоровых беременных женщин в I триместре с нормальной массой тела. Всем пациенткам в основной группе проводился расчет коэффициента К – отношение окружности талии к окружности бедер в сантиметрах. При К менее 0,8 был выставлен диагноз гиноидного типа ожирения, при К более 0,8 – андроидного типа ожирения. Содержание адипонектина, лептина и трансферрина в сыворотке крови определяли методом ELISA на анализаторе иммуноферментных реакций АИФР-01 «Униплан». Уровень сывороточного ферритина определяли на автоматическом ИФА-анализаторе Alisei Q. S. (SEAC, Италия) методом твердофазного иммуноферментного анализа. Критериями исключения были уровень гемоглобина менее 110 г/л и наличие у пациентки клинической формы железодефицитной анемии.
Результаты. Содержание лептина в сыворотке крови беременных с ожирением в 4 раза было выше (60,5±0,44 нг/мл), чем у беременных с нормальной массой тела (15,6±0,23 нг/мл).
В сыворотке крови беременных с ожирением по андроидному типу содержание лептина было выше, чем в остальных группах (71,5±0,28 нг/мл).
При этом содержание адипонектина с увеличением количества жировой ткани снижалось. Самое низкое содержание адипонектина выявлено у беременных с андроидным типом ожирения (6,17±0,09 нг/мл). Содержание трансферрина в сыворотке крови беременных с ожирением достоверно было ниже (291±35,1 мг/дл), чем в группе сравнения (385,5±22,0 мг/дл). Не выявлено достоверных отличий в содержании этого белка в крови беременных при делении на подгруппы по типу ожирения. Ферритин находился в пределах нормы у беременных с ожирением и составил 23,61±0,25 нг/мл. При определении ферритина в группе женщин с андроидным типом ожирения выявлено двукратное повышение данного белка (53,48±0,66 нг/мл), относительно группы женщин с гиноидным типом ожирения. Влияние железа на инсулинорезистентность включает в себя изменение эндокринной функции жировой ткани и секреции адипокинов. В нашем исследовании содержание ферритина в сыворотке крови беременных с ожирением коррелировало с лептином и находилось в обратной корреляционной зависимости с адипонектином. Все это свидетельствует о потере защитных антиатерогенных свойств адипонектина, а низкий его уровень предшествует инсулинорезистентности. К III триместру беременности у пациенток только из группы андроидного ожирения в 14,8 % случаях развился гестационный сахарный диабет.
Таким образом, у беременных с андроидным типом ожирения выявлены более значимые изменения показателей адипокинов: повышение лептина и снижение адипонектина. В группе женщин с ожирением выявлен дисбаланс белков обмена железа: в сыворотке крови снижено содержание трансферрина, а у беременных с андроидным типом ожирения повышено содержание ферритина, что способствует формированию инсулинорезистентности и развитию гестационного сахарного диабета.