Сотрудники Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова провели исследование, целью которого явился анализ удовлетворённости лечением, изучение частоты и тяжести симптомов дефицита эстрогенов, сохраняющихся на фоне ЗГТ, у пациенток с ПНЯ. Его результаты опубликованы в № 10 АиГ.
Диагноз преждевременная недостаточность яичников (ПНЯ) ассоциируется с ранней потерей фертильности, эмоциональными и сексуальными нарушениями, последствиями эстрогенодефицита на системном уровне и повышенным риском развития возраст-ассоциированных заболеваний у еще молодых женщин.
Основная стратегия лечения женщин с ПНЯ – заместительная гормональная терапия (ЗГТ), целями которой является восполнение дефицита половых гормонов и компенсация утраченной функции яичников до возраста естественной менопаузы, а также купирование симптомов эстрогенодефицита и улучшение показателей качества жизни (КЖ) пациенток. Однако на сегодняшний день исследователи отмечают ряд нерешенных проблем: отсроченная постановка диагноза, неудовлетворительные показатели приверженности к терапии, сохраняющиеся симптомы дефицита эстрогенов у ряда пациенток и низкие показатели качества жизни, несмотря на проводимую ЗГТ. Открытым остается и вопрос об оптимальных дозах ЗГТ для пациенток с ПНЯ.
По полученным данным, из 223 участниц исследования большинство (207 (86,3%)) принимали в качестве ЗГТ лекарственные препараты, содержащие стандартную дозу эстрадиола (Е2). Низкодозированную ЗГТ принимали 5(2,2%) женщин; 4 (1,8%) – получали КОК; 5(2,2%) участниц – дозы ЗГТ, превышающие стандартные. Среди опрошенных женщин 120 (53,8%) были удовлетворены и 92 (41,3%) не удовлетворены терапией, затруднялись ответить 11 (4,9%). Наименьшие показатели удовлетворенности лечением были получены у пользователей низкодозированной ЗГТ (р = 0,022) и КОК (р = 0,048). В 100% случаев оказались удовлетворенными лечением пациентки, принимавшие превышающие стандартные дозы Е2 в составе ЗГТ. 72 (32,3%) из опрошенных женщин дали негативную оценку качеству оказанной им медицинской помощи. На фоне ЗГТ у подавляющего большинства пациенток (119 (88,2%)) сохранялись те или иные симптомы дефицита эстрогенов. Средний показатель тяжести климактерического синдрома по шкале Грина у участниц составил 12 баллов.
Исследователи сделали вывод, что высокий процент неудовлетворенных терапией пациенток и сохраняющиеся симптомы эстрогенодефицита на фоне приема ЗГТ свидетельствуют о необходимости пересмотра подходов к тактике ведения пациенток с ПНЯ. На приеме акушеру-гинекологу важно установить эффективную коммуникацию с пациенткой, оказать психологическую поддержку, а также активно выявлять симптомы и проводить тщательный анализ жалоб. Помимо адекватного восполнения дефицита эстрогенов и назначения достаточных доз ЗГТ для купирования менопаузальных симптомов при необходимости привлекать смежных специалистов (психотерапевтов и др.).