В последнее время появились работы, показывающие, что фактор ВП у матери ассоциирован с повышением частоты развития респираторного дистресс-синдрома и сердечно-сосудистых нарушений у ребенка. И новое исследование специалистов Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова и их коллег из других учреждений Москвы и Московской области, опубликованное в третьем номере журнала «Акушерство и гинекология», было посвящено этой проблеме – дальнейшему изучению влияния врастания на особенности течения раннего неонатального периода и подтверждению или опровержению гипотезы о возможном влиянии степени врастания на тяжесть дыхательных и сердечно-сосудистых нарушений у новорожденных детей.
Именно оценка тяжести этих нарушений у недоношенных детей гестационного возраста (ГВ) 33/0-36/6 недель в зависимости от степени, анатомо-топографического типа врастания плаценты, а также от диаметра плацентарной грыжи у матери стала целью работы российских специалистов. В свое ретроспективное когортное исследование они включили 288 недоношенных детей (ГВ – 33/0-36/6 недель) родившихся у матерей с врастанием плаценты.
На I этапе анализа клинических данных пациенты были разделены на 3 группы – в зависимости от степени врастания плаценты (accreta, increta, percreta). На II этапе – на 5 групп в зависимости от анатомо-топографических типов врастания по классификации Х. Палациуса. На III этапе – на 2 группы, в зависимости от диаметра плацентарной грыжи. Исследователи сравнивали ГВ, антропометрические показатели, гендерную принадлежность, оценки по шкале Апгар через 1 и 5 минут после рождения.
Тяжесть и продолжительность дыхательных нарушений оценивались по частоте применения и длительности респираторной терапии, включая искусственную вентиляцию легких (ИВЛ) и высокочастотную осцилляторную вентиляцию легких (ВЧОВЛ); максимально требуемому среднему давлению в дыхательных путях (MAP); частоте и длительности дополнительной дотации кислорода; частоте проведения заместительной сурфактантой терапии. Тяжесть острых сердечно-сосудистых нарушений оценивалась по частоте проведения кардиотонической и вазопрессорной терапии, включая частоту использования допамина и добутамина; максимальному вазоактивному инотропному индексу (ВИИ). Интегральными показателями тяжести состояния недоношенных детей после рождения были длительность пребывания в ОРИТН и общая длительность госпитализации новорожденного в сутках.
Проведенный исследователями анализ не показал значимых различий в тяжести проявления дыхательных и сердечно-сосудистых нарушений у новорожденных детей в зависимости от степени инвазии плаценты при врастании и от типа врастания. Хотя он и выявил значимое увеличение продолжительности госпитализации в стационаре новорожденных детей у матерей с врастанием по типу «percreta», в сравнении с новорожденными матерей с врастанием по типу «accreta». Эта разница, по предположению ученых, была связана с меньшим ГВ детей, рожденных у матерей с врастанием плаценты по типу «percreta».
При этом исследователи отметили увеличение продолжительности использования ВЧОВЛ, потребность в более высоких параметрах ВЧОВЛ, в частности MAP, у недоношенных детей, рожденных у матерей с диаметром плацентарной грыжи более 7 см.
Российские ученые сделали вывод, отличающийся от мнения ряда зарубежных коллег. Полученные ими данные показывают, что тяжесть дыхательных нарушений у недоношенных детей зависит не от степени врастания и анатомо-топографического типа врастания плаценты, а от диаметра плацентарной грыжи.