Развитие анестезиологии и реаниматологии

Интервью призера конкурса молодых ученых, клинического ординатора 2 года кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова» Минздрава России А.Д. Логачева.

МиД: Почему решили стать именно анестезиологом-реаниматологом?

А.Д. Логачев: Я решил стать анестезиологом-реаниматологом после посещений заседаний студенческого научного кружка и после занятий на кафедре анестезиологии и реаниматологии во время обучения в университете: я увидел, как врачи данной специальности четко и слаженно работали, справлялись с разнообразными трудными ситуациями. И пришел к выводу, что анестезиология-реаниматология – это та специальность, в которой врачи могут справиться с любыми трудностями благодаря своим знаниям и умениям, это именно то, чем я хочу заниматься.

МиД: Какие проблемы, на Ваш взгляд, сейчас существуют в последипломном образовании врачей?

А.Д. Логачев: В последипломном образовании проблем в целом нет. Главное – найти своего учителя, человека, который бы смог передать тебе все свои знания и умения.

МиД: Нужно ли проводить образовательные конгрессы? Какую пользу они несут для молодого специалиста?

А.Д. Логачев: Я считаю, что необходимо проводить больше конгрессов и конференций, так как это дает возможность не только обменяться опытом с коллегами из других городов, но и завести множество полезных знакомств.

МиД: Как бы Вы хотели улучшить наш конгресс?

А.Д. Логачев: Хотелось бы увеличить количество тренингов с практическими навыками.

Интервью врача – анестезиолога-реаниматолога, доцента кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «НМИЦ АГП им В.И. Кулакова» Минздрава России, члена жюри конкурса молодых ученых, к.м.н. А.В. Белова.

МиД: Почему решили стать именно анестезиологом-реаниматологом?
А.В. Белов: Мне нравится эта профессия своей душевностью, динамичностью и тем, что включает знания смежных специальностей.
МиД: Какие проблемы, на Ваш взгляд, сейчас существуют в последипломном образовании врачей?
А.В. Белов: Слабые теоретические знания, в особенности в фундаментальных науках.
МиД: Пути их решения?
А.В. Белов: Искоренять коррупцию в вузах, внедрить возможность профильной специализации за рубежом, повысить уровень преподавания в вузах.
МиД: Нужно ли проводить образовательные конгрессы? Какую пользу они несут для опытного практикующего специалиста?
А.В. Белов: 1) Освежающие знания по профессии.
2) Новые правовые документы.
3) Общение с коллегами.
4) Знакомство с новыми технологиями и оборудованием.
МиД: Расскажите о конкурсе молодых ученых.
А.В. Белов: Площадка, где начинающие специалисты и молодые исследователи могут получить бесценный опыт публичных выступлений, обогатить себя знаниями в своей специальности, быть в курсе последних научных разработок. Хотелось бы пожелать им активнее участвовать в конкурсе, не бояться представлять свои идеи и реализовывать их в дальнейшем.

Тенденции развития анестезиологии и реаниматологии1

1. Периоперационная инфузионная подготовка. Ошибка заключалась в недооценке опасности «избыточной» инфузии. Благодаря исследованиям последних 5–7 лет мы понимаем, что для пациента одинаково опасны и гипо-, и гиперволемия. Оба состояния приводят к развитию целого ряда неблагоприятных событий, включая острое почечное повреждение (ОПП), острый респираторный дистресс-синдром и гипостатическую пневмонию; увеличивают время пребывания пациентов в палате интенсивной терапии (ПИТ) и в клинике в целом, стоимость лечения и в конечном итоге летальность. В связи с этим последние guidelines рекомендуют ограничить объемную реанимацию восстановлением органной перфузии и коррекцией физиологического дисбаланса.

2. Следующая ошибка ранних представлений об эффективности и безопасности инфузионной терапии заключалась в недооценке роли качественного состава используемых препаратов: переоценке роли коллоидных растворов и недооценке различий в достаточно широком ассортименте кристаллоидных растворов. Сегодня существует понимание, что коллоиды не так эффективны, как плазмоэкспандеры.

3. С момента первого ограничения на использование ГЭК прошло около 6 лет, позиция европейских анестезиологов если и меняется, то только в пользу ужесточения. Минздрав России в 2017 г. подтвердил приверженность той же позиции (единственное показание для применения ГЭК на территории России «острая массивная кровопотеря в сроки до 24 ч от момента возникновения, при условии отсутствия риска развития почечной недостаточности». В 2017 г. Минздрав России свое решение подтвердил).

4. Ренессанс альбумина? Альбумин – единственный на сегодняшний день натуральный коллоид, используемый для проведения инфузионной терапии. Кохрановский метаанализ 2013 г. не обнаружил у альбумина отрицательных побочных эффектов. Проблема, однако, состоит в том, что и положительных эффектов в сравнении со стандартной инфузионной терапией кристаллоидами у альбумина не обнаружено. Таким образом, преимущества альбумина на сегодняшний день не очевидны, а высокая стоимость вряд ли позволит рутинно использовать этот препарат в составе периоперационной инфузионной терапии.

5. Анестетическое прекондиционирование (АП). Начало работам в данном направлении положило экспериментальное исследование C.E. Murry, R.B. Jennings, K.A. Reimer (1986), в котором показано, что предварительные короткие эпизоды ишемии способствуют ограничению зоны инфаркта миокарда в зоне кровоснабжения окклюзируемой (после предварительной тренировки) коронарной артерии. Феномен получил название «ишемическое прекондиционирование». Длительное время существовал примерный паритет: количество работ, подтверждавших клиническую эффективность АП, уравновешивалось не меньшим количеством исследований, в которых преимуществ ингаляционной анестезии не обнаружено. К середине 2010-х гг. возникла интересная ситуация: в клинических рекомендациях ESA/ESC утверждалось, что «преимущества ингаляционной анестезии не доказаны, поэтому и тотальная внутривенная анестезия, и ингаляционная индукция, и поддержание анестезии в равной степени могут быть использованы для анестезиологического обеспечения в некардиальной хирургии».

Одновременно в других рекомендациях утверждалось, что «использование ингаляционной анестезии позволяет снизить летальность по крайней мере при операциях АКШ. Означает ли это, что мы должны отказаться от ингаляционной анестезии? Вовсе нет. Профиль безопасности, надежность и удобство в работе гарантируют сево- и десфлурану долгую и «счастливую» жизнь, тем более что на подходе не видно конкурентов современным средствам для анестезии. Кроме того, предстоит проверить последние данные о защитном действии галогенсодержащих анестетиков при эндотелиальной дисфункции и SIRS в целом. В случае если экспериментальные данные найдут подтверждение в клинике, это откроет широкие перспективы для использования в том числе и ингаляционной седации в ПИТ.

6. Проблемы современной науки

Один автор, будь он хоть семи пядей во лбу, не в состоянии опубликовать 3 и более качественные статьи в год. Ограниченные научные коллективы могут заканчивать 2–3 исследования в год только в том случае, если они (исследования) не репрезентативны. Результаты таких исследований солидные журналы не публикуют. Серьезное клиническое исследование (будь оно одно- или мультицентровое) продолжается не год и не два.

Оно предполагает серьезное финансирование и хорошую материально-техническую базу (специальная аппаратура, хорошие медикаменты). Требовать результаты ежемесячно, ежеквартально, ежегодно – значит толкать людей на выполнение никому не нужных, методически неграмотных работ. Может быть, по-этому принято оценивать научную состоятельность сотрудника не по абсолютному количеству статей, а по рейтингам журналов, в которых они публикуются, и по количеству статей, в которых цитируются его результаты. В итоге публикация в журнале с низким рейтингом не повышает, а снижает позицию, которую занимает исследователь в научном сообществе.

____________________
1 Лихванцев В.В. Основные тенденции развития анестезиологии за последние 10 лет. Вестник анестезиологии и реаниматологии. 2019. Т. 16, № 2. С. 25-33. DOI: 10.21292/2078-5658-2019-16-2-25-33.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.