Первый в мире, лучший в России

В октябре 2015 г. исполнилось 85 лет педиатрическому факультету РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Об истории педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова и его жизни сегодня рассказывает декан, заслуженный врач Российской Федерации, профессор Лидия Ивановна ИЛЬЕНКО.

Трудно себе представить, но до прошлого столетия специалистов по детским болезням нигде не обучали. Такая необходимость возникла в связи с высокой материнской и детской смертностью в 20–30-е годы: младенческая смертность составляла более 230 случаев на 1000 родившихся живыми, а материнская – 210 на 100 000. Это и подтолкнуло руководство нашей страны к созданию условий для подготовки профессиональных медицинских кадров, которые будут своевременно выявлять и лечить заболевания у детей любого возраста, участвовать в разработке профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья маленьких пациентов.

Л.И. Ильенко: Наш факультет – лучший еще и потому, что он первый. Он появился в сложное для России время, когда потребовалось разработать и воплотить в жизнь систему оказания помощи детям и матерям – самой приоритетной категории населения после революции 1917 г.

МиД: Лидия Ивановна, можно ли сказать, что именно ваш факультет в свое время объединил весь цвет педиатрической науки?

Л.И. Ильенко: Здесь всегда работали и продолжают трудиться достойные преемники наших учителей – педиатров, ученые с мировым именем, замечательные люди, прекрасные врачи и блестящие организаторы и педагоги. Наш факультет широко славится своими научными школами – связь времен не прерывается на протяжении всех 85 лет. Одаренные выпускники, впитав опыт учителей, со временем становятся основателями собственных школ.

МиД: Кто из всемирно известных педиатров работал на кафедрах факультета? Кто продолжает традиции сейчас?

Л.И. Ильенко: Сегодня мы с благодарностью вспоминаем имена учителей. Академик Вячеслав Александрович Таболин, с чьим именем связаны основные открытия в педиатрии 60–80-х гг. прошлого столетия. Его труды знает каждый современный детский доктор. Дело его жизни продолжают Н.Н. Володин, А.И. Чубарова. Я также считаю себя его ученицей.

Академик Нина Ивановна Нисевич – известный детский инфекционист. После войны, которую она прошла доктором, Нина Ивановна начала работать детским хирургом в Морозовской ДГКБ. Ей поручили создать в институте кафедру детских болезней. Она много сил отдала новому делу, не отказываясь от дежурств в больнице скорой помощи в качестве хирурга. Сегодня трудится с нами ученик Н.И. Нисевич, академик Василий Федорович Учайкин – автор основных руководств по детским инфекциям.

Заведующий кафедрой детской неврологии, профессор Левон Оганесович Бадалян впервые привлек внимание к охране мозга новорожденного в период беременности, во время родов и в раннем послеродовом периоде. Неврология перинатального периода сегодня успешно развивается в трудах его учеников и последователей.

Легендарна для нашего университета личность академика Юрия Федоровича Исакова. Он основал самую крупную и лучшую в стране кафедру детской хирургии. Сегодня эстафету принял блестящий хирург Александр Юрьевич Разумовский, который уже создает свою школу.

Во главе школ стояли и известные детские хирурги: профессор Вахтанг Панкратьевич Немсадзе, академик Эдуард Александрович Степанов; анестезиолог Виктор Аркадьевич Михельсон.

Академик Александр Григорьевич Румянцев – ученик член-корреспондента РАМН Натальи Сергеевны Кисляк – является ведущим отечественным гематологом, возглавляет ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, в котором дети с тяжелейшими заболеваниями получают высококвалифицированную помощь – такого же уровня, как в европейских клиниках.

На кафедре известного акушера-гинеколога, академика Галины Михайловны Савельевой большое внимание уделяют вопросам перинатальной медицины. Только у нас есть понятие «упреждающая профилактика» – маленький человек еще не родился, а доктора уже работают над предупреждением у него различных заболеваний, заботятся о том, чтобы малыш родился с лучшими стартовыми возможностями.

Основателем школы, у которой есть многочисленные ученики, является блестящий хирург Игорь Иванович Затевахин. Его ученик профессор А.А. Щеголев возглавляет кафедру хирургии.

Профессор И.Л. Кручинина – основоположник детской оториноларингологии. Профессор Татьяна Ильинична Гаращенко и академик Михаил Рафаилович Богомильский – продолжатели лучших традиций школы. По методике М.Р. Богомильского каждому новорожденному еще в роддоме проводят скрининг на патологию слуха.

Член-корреспондент РАМН, профессор Евгений Иванович Сидоренко всю свою жизнь посвятил очень интересной специальности – детской офтальмологии. В настоящее время он занимается очень актуальным направлением – перинатальной офтальмологией.

МиД: Давайте поговорим об образовании современных педиатров. Чем отличается обучение студентов-педиатров от, скажем, лечебников?

Л.И. Ильенко: Помимо дисциплин, которые изучают лечебники, педиатры, начиная с младших курсов, знакомятся с особенностями маленького организма, этапами его развития. Будущий детский врач еще со студенческой скамьи понимает – выбор метода лечения имеет большое значение: важно, чтобы лечебно-профилактические и реабилитационные технологии не затрудняли развитие ребенка. Образование педиатров – это многоступенчатый процесс, формирующий панорамное мышление, которое необходимо молодому специалисту в клинике.

Л.И. Ильенко: Мы располагаем такими технологиями и уделяем большое внимание симуляционным классам и соответствующим методикам. Это эффективно, но ни в коем случае не заменяет наблюдения за настоящим больным – ребенка нельзя заменить манекеном. Поэтому на манекенах студенты отрабатывают различные приемы (к примеру, оказание первой помощи и др.), но не менее важную роль играют клинические разборы, обходы, обычные занятия. В сочетании все это и дает хороший результат.

МиД: Какими качествами должен обладать детский врач?

Л.И. Ильенко: Педиатр – это тот доктор, который, наряду с высоким профессионализмом, должен обладать целым набором чисто человеческих качеств. В идеале он должен воспитать из себя харизматического лидера, чтобы в интересах здоровья ребенка уметь оказывать влияние на родителей и все окружение малыша. Поэтому наши студенты, кроме теоретических предметов, обязательно учатся непосредственно у постели – в нашем случае, у кроватки пациента. Кроме того, мы знакомим будущих специалистов с этикой, деонтологией, правилами межличностного общения во врачебном сообществе, с персоналом больницы, и конечно, с родными маленького пациента.

МиД: Как развивается в вузе молодая наука?

Л.И. Ильенко: Студенческое научное общество у нас очень развито. Большой процент будущих врачей занимается в студенческих научных кружках. Возможно, не все станут учеными, но владение приемами анализа, ведения исследований оказывает огромное влияние на формирование молодого врача. Если доктор начинает анализировать не только результаты коллег, но и свои собственные, делая при этом правильные выводы, то он быстро продвигается в самостоятельной карьере.

МиД: Охарактеризуйте уровень подготовки, с которым современные выпускники начинают свою карьеру детских врачей.

Л.И. Ильенко: На нашем факультете работают талантливейшие клиницисты, ученые, мастера своего дела, которыми мы гордимся. Каждый из них – замечательный педагог, который передает опыт студентам, интернам, ординаторам, аспирантам. Поэтому наши выпускники имеют такую подготовку, которая позволяет им при осмотре ребенка составить прогностический сценарий его индивидуального развития. Молодые врачи умеют выявлять слабые места и особенности организма своих пациентов, в соответствии с этим назначают лечение, дают предупредительные рекомендации, чтобы облегчить течение болезни или предотвратить ее.

МиД: Остаются ли выпускники работать в стенах своей альма-матер?

Л.И. Ильенко: Наши выпускники, кто видит свое призвание в науке, остаются работать на кафедрах, получая бесценный преподавательский опыт. Многие из них трудятся в рамках школ во благо отечественного здравоохранения. Благодаря научным и практическим разработкам, которые выполняются под руководством наших талантливых учителей, младенческая и детская смертность из года в год становится ниже – и это для нас самая главная награда.

МиД: Какие задачи ставятся перед современным детским врачом? В чем заключается его миссия?

Л.И. Ильенко: Педиатры – это люди, которые принимают новую жизнь. Они все время находятся рядом с развивающимся новым человеком – от рождения и до совершеннолетия, когда повзрослевшего ребенка передают в руки терапевтов. Важно понимать, что мы не просто лечим детей, но держим в своих руках будущее – страны, планеты, всей Вселенной. И в этом наша миссия. Поэтому каждый доктор так трепетно относится к своей профессии. Сегодня перед педиатрическим сообществом стоят особенные задачи, одна из которых – повысить процент здоровых детей. А для этого нужно, чтобы каждая семья имела индивидуальные рекомендации для своего ребенка. От нас зависит очень многое – все наши выпускники это прекрасно понимают.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.