Квалификация врача – залог успеха ВРТ

Елена Яковлева

Повышение рождаемости – одно из главных направлений государственной политики РФ. В этих целях используется множество стимулирующих мер, но, если речь идет о бесплодных парах, на первое место выходят вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), которые сегодня доступны гражданам в рамках ОМС. О том, какие задачи стоят перед врачами, осуществляющими такую помощь, рассказывает руководитель образовательного центра «Бесплодный брак
и ВРТ им. Фредерика Паулсена-старшего» НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова, профессор, д.м.н. Марина Александровна Шахова.

08-1.jpg (38 KB)– Марина Александровна, возглавляемый Вами образовательный центр – уникальное подразделение в структуре НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова да и в стране в целом. Хотелось бы узнать о нем подробнее.

– Наш образовательный центр создан в 2016 г. при поддержке Благотворительного фонда содействия сохранению и восстановлению репродуктивного здоровья человека, основанного Ф. Паулсеном-старшим. Это первая в нашей стране клиническая база для подготовки и совершенствования знаний акушеров-гинекологов и эмбриологов в области ВРТ. Центр оснащен современным медицинским, лабораторным и симуляционно-тренинговым оборудованием, не имеющим аналогов в России и странах СНГ. Он обладает всеми возможностями для подготовки специалистов в лечении бесплодия на высоком профессиональном уровне с обеспечением доступности этого образования для врачей всех регионов страны как очно, так и дистанционно.

– Известно, что далеко не каждый протокол ВРТ заканчиваетсся беременностью. В чем Вы видите ресурс для повышения эффективности вспомогательных репродуктивных технологий?

– В настоящее время эффективность ВРТ во всем мире составляет не более 30–40%. В программах с использованием донорских клеток она может доходить до 50%, и все же это далеко не 100%. Конечно, успех в таких случаях во многом зависит от индивидуальных особенностей пациентов, конкретных причин отсутствия беременности. Однако не меньшее значение имеет квалификация врача, применяющего репродуктивные технологии.

Следует уточнить, что специальности «репродуктолог» в России не существует. ВРТ занимаются акушеры-гинекологи, получившие дополнительное профессиональное образование, подтвержденное соответствующим удостоверением.

Сейчас у нас введено непрерывное медицинское образование (НМО). Но мне кажется, что в первую очередь специалист акушер-гинеколог должен обновлять знания по своей специальности. Кроме того, не стоит забывать, что медицинские технологии быстро развиваются, а ВРТ – направление очень динамичное. Поэтому врачам, применяющим ВРТ, дополнительное образование нужно получать с определенной частотой. И для этого, собственно, наш образовательный центр и существует.

– Какие учебные программы предоставляет образовательный центр, на кого они рассчитаны и насколько востребованы?

– В программу входит цикл лекций, включающих самую актуальную информацию, основанную на доказательных данных. Теоретическая часть посвящена вопросам подготовки пациентов к программе ЭКО, выбора протокола стимуляции суперовуляции, ЭКО при соматических и гинекологических заболеваниях, аспектам мужского бесплодия, суррогатного материнства, донорства ооцитов и спермы, эмбриологическим методикам. При этом особое внимание уделяется последним рекомендациям Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (ESHRE). Образовательные циклы предназначены для будущих специалистов клиник ЭКО, а также практикующих акушеров-гинекологов, получающих необходимые в клинической практике знания в области ВРТ. Преподают в образовательном центре ведущие специалисты НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова в области бесплодного брака и ВРТ.

В настоящее время мы предлагаем программы последипломного профессионального образования врачей – акушеров-гинекологов и эмбриологов «ВРТ в лечении женского и мужского бесплодия» с практическим курсом. Эти программы включают дистанционное заочное обучение и практические занятия. По окончании обучения врачам выдается удостоверение о повышении квалификации, зарегистрированное в системе непрерывного медицинского образования Минздрава России. Причем оценивается это обучение высокими 170 баллами из 250 возможных (170 часов – 170 баллов).

– Образовательный центр «Бесплодный брак и ВРТ им. Фредерика Паулсена-старшего» существует с 2016 г. За этот срок наверняка накоплен определенный опыт. Не могли бы Вы им поделиться?

– За время существования нашего образовательного центра обучение в нем прошли более 1,5 тыс. акушеров-гинекологов, эмбриологов и андрологов как в очной, так и дистанционной форме. Причем обучение проводилось в том числе с участием международных специалистов, которые делились опытом с российскими коллегами. При этом нужно уточнить, что образовательными программами по ВРТ мы занимались еще до создания центра им. Ф. Паулсена-старшего. С 2011 г. подобное обучение проходило на базе Первого ГМУ им. И.М. Сеченова. И эти образовательные программы вызывали большой интерес у врачей России.

– Что Вы можете сказать о планах на будущее? Ведь методы медицинской помощи, особенно столь высокотехнологичные, как ВРТ, постоянно совершенствуются и развиваются.

– Конечно, мы настроены на развитие нашего образовательного центра, а потому вводим новые образовательные программы. Одна из таких программ для акушеров-гинекологов – «Ультразвуковая диагностика во вспомогательных репродуктивных технологиях» с практическим курсом – также будет оцениваться баллами НМО. Врачи, работающие в центрах ЭКО, должны иметь первичную специализацию по ультразвуковой диагностике наряду с практическими навыками в гинекологии, акушерстве и ВРТ. Эти практические навыки они будут получать в специально оборудованном учебном классе, оснащенном современным аппаратом УЗИ.

Кроме того, мы ставим вопрос об освоении врачами в рамках образовательной программы практических навыков пункции фолликулов и переноса эмбрионов. Однако сегодня он является достаточно сложным и требует серьезной юридической проработки. Я надеюсь, что этот вопрос будет решен, потому что под руководством опытных специалистов отделения ЭКО НМИЦ АГП им. акад. В.И. Кулакова врачи из регионов смогут освоить данные практические навыки.

Еще одно направление развития – внедрение в практику эмбриологов новых эмбриологических методик, включающих программы IVM и OTO-IVM.

Большие перспективы открываются с расширением международного сотрудничества. Недавно в нашем образовательном центре побывали специалисты по репродуктивной медицине из республик Кот-Д’Ивуар, Мали и Конго. Они ознакомились с возможностями нашего образовательного центра, высоко их оценили и выразили заинтересованность в участии в наших образовательных мероприятиях акушеров-гинекологов и эмбриологов стран Африки. Подобное сотрудничество мы уже осуществляли с нашими коллегами из Казахстана и Узбекистана и планируем его развивать и в дальнейшем.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.